Прирожденный гонщик, молниеносный и безжалостный: Ода новому чемпиону мира Формулы 1
Корреспондент официального сайта Ф1 Уилл Бакстон рассуждает о пути Макса Ферстаппена на вершину гоночного олимпа, его достоинствах и недостатках и дальнейших перспективах...
Это было неизбежно и очевидно ещё задолго до феноменального 2021 года. Даже до первой победы, до дебюта в Формуле 1 и вообще в гонках на машинах с открытыми колесами. Да что там, до дебюта в картинге! С самого его рождения СМИ писали о том, что Макс Эмилиан Ферстаппен – будущий чемпион мира Формулы 1. И вот теперь он чемпион.
Ему было на роду написано стать гонщиком. Все вы прекрасно знаете, что его отец Йос участвовал в Ф1, но и мама София Кюмпен была гонщицей, причем невероятно талантливой, но оставила карьеру, чтобы полностью посвятить себя семье. Она соперничала с Дженсоном Баттоном в картинге в 1995-м, и в подкасте Beyond The Grid он очень высоко о ней отозвался, отметив её превосходную скорость в молодости. Она гонялась с Дарио Франкитти, Джанкарло Физикеллой, Ярно Трулли, Яном Магнуссеном ... даже с Кристианом Хорнером, нынешним руководителем Red Bull Racing. И Хорнер, между прочим, включил её в топ-10 сильнейших гонщиц мира.
Так что с рождения Макс не знал ничего другого в жизни, кроме гонок. Он штурмовал картинговые трассы уже с четырех лет, выигрывал титул за титулом, обращая к себе внимание автоспортивных экспертов и соперников бескомпромиссной манерой вождения.
Но годы в картинге были суровыми для будущего чемпиона мира Формулы 1. Макс никогда не стеснялся рассказывать, как жестко отец обходился с ним после провальных гонок. Таких историй очень много – их тяжело читать. Но так Йос привил сыну стойкость к суровым реалиям мира гонок, о которых знает не понаслышке. И эта выработанная с годами защита пригодилась Максу при стремительном восхождении по автоспортивной лестнице.
Своей уверенностью на трассе Ферстаппен доводил соперников до исступления. Много раз он ссорился с коллегами. И я воочию видел, с каким презрением к нему относились в его первом формульном чемпионате, Florida Winter Series, в начале 2014 года. Более старшие и более опытные пилоты были в шоке того, что он делает. Они либо не понимали, как у него так получается, либо просто не могли пилотировать так же. Они знали, как и мы сейчас, что он затмит их всех. И поэтому они возненавидели его. С ним отказывались разговаривать и вообще держались в стороне.
Вообще Макс по характеру был одиночкой, тихим и замкнутым парнем. Но в разговоре один на один он всегда был открытым, веселым, задорным и приятным в общении. А вот на трассе он становился другим – решительным, сосредоточенным и жестким. Он игрался с конкурентами, «сидя» у них на заднем крыле – привычка из картинга «висеть» на заднем бампере. И уже тогда он использовал метод, который впоследствии назовут «оборона Ферстаппена»: смещался на середину трассы, чтобы не дать конкуренту обогнать себя ни слева, ни справа. И это в дебюте в автогонках.
Невероятно, но факт: уже в конце 2014 года Макс провел пятничные тренировки за команду Toro Rosso в Формуле 1, а спустя несколько месяце вышел на старт своего дебютного Гран При. Он остался так же дерзок и безжалостен на трассе и получал удовольствие от игры с соперниками. Его гигантский природный талант был очевиден всем вокруг. Было понятно, что перед нами поистине особенный гонщик, будущий чемпион мира.
Но надо было совершенствоваться, подстраиваться и меняться. И это оказалось не так легко. Возможно, из-за стремительного восхождения, причем не только по автоспортивной лестнице, но и в Формуле 1, где меньше чем за полтора сезона он оказался в топ-команде и сходу выиграл с ней гонку, Макс обрел непоколебимую уверенность в себе. Он не обращал внимания на критику и считал, что нет причин меняться, если именно с таким отношением он добился успеха. Наверное, несколько сезонов в молодежных сериях Ф3 и Ф2 выбили бы из него эту спесь. Но учиться пришлось в ведущем гоночном первенстве мира.
При общении с журналистами Ферстапен редко был экспрессивным и эмоциональным. Суровая отцовская школа, умение отстраниться от всего вокруг? Возможно. А может дело в том, что Макс не видел вокруг ничего, кроме гонок. В конце концов, чем он занимался в свободное время? Симрейсингом! Одним словом, парень жил в замкнутом, узком мире.
Но с возрастом Макс изменился: стал больше прислушиваться к критике, понял, что он не только гонщик, но и личность. Помогли личные отношения и семья – осознание ответственности не только за себя, но и за своих близких. Параллельно всё это время вокруг него выстраивалась команда. Он учился быть лидером, участвовать в разработке машины под свой стиль пилотирования, мотивировать сотрудников и быть полезным команде. Неделя за неделей.
Макс и сейчас не знает компромисса в борьбе колесо в колесо, но стал более внимательным на трассе и за её пределами. Теперь он чувствует себя раскованнее и может пошутить при разговоре с инженерами или в разгар борьбы на треке проявить настойчивость и призвать поменять тактику для себя и своего напарника по команде. Он, как и в юности, проверяет границы дозволенного, доводит конкурентов до исступления и не видит необходимости извиняться. И наконец заручившись стабильно быстрой машиной Макс включился борьбу за звание, которое ему предписывали с рождения.
Путь к титулу был нелегким. Да, Red Bull Racing, без сомнений, задавала темп в первой части сезона, но затем Mercedes прибавила, особенно в конце года. Временами всё сводилось не к сражению двух топ-команд, а к борьбе Макса против Mercedes, поскольку не всегда можно было рассчитывать на напарника, испытывавшего проблемы с адаптацией к машине.
Ферстаппен до сих пор ведет себя высокомерно и впадает в крайность, но вспомните себя в 24 года. Он всё еще учится, прогрессирует и ищет своё место в мире. В мире, который уже у его ног. Он чемпион мира.
Представьте, сколько всего у Макса ещё впереди, учитывая его неоспоримый и безграничный талант. Льюис Хэмилтон тоже свой первый титул выиграл в 24 года, а каких результатов он добился к своим к 36 годам? Масштаб потенциальных достижений нашего нового чемпиона поражает воображение. Особенно если голландец наконец-то начнет учиться на своих ошибках и сполна раскроет свой потенциал.
Будущего чемпиона больше нет. Вопрос теперь только в том, каких высот он достигнет за свою карьеру…
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: официальный сайт Формулы 1