Фелипе Масса – что же дальше?

Джонатан Нобл
23 сентября 2013 в 10:41

Фелипе Масса настаивает, что после расставания с Ferrari готов выступать в Ф1 только за сильную команду. Но позволяет ли нынешняя форма – и репутация – бразильца рассчитывать на такой вариант продолжения карьеры? Джонатан Нобл размышляет, где мы можем увидеть Фелипе в 2014 году

Рубенс Баррикелло поддержал Фелипе Массу словами ободрения, заявив, что жизнь есть и после Ferrari – но сколь велики шансы Массы получить контракт в команде из числа лидеров, как он того желает?

Баррикелло покинул Скудерию в конце 2005 года, пресытившись ролью тени Михаэля Шумахера и имея предложение от Honda.

Хотя данное решение и стало причиной множественных разочарований Рубенса из-за неважной формы японской команды, он терпел – и в 2009-м получил шанс, когда всерьез боролся с Дженсоном Баттоном за титул в составе Brawn GP.

Масса же находится в иной ситуации: решение о его уходе приняло руководство команды, посчитавшее, что лучшим вариантом для Ferrari будет Кими Райкконен. Бразильца, говоря откровенно, вынудили уйти…

Столь позднее решение Скудерии означает, что ряд вакансий, которые могли бы заинтересовать Массу, уже заняты, а остальные команды активно ведут переговоры о будущем сезоне с другими кандидатами.

Вакантных мест в Mercedes и Red Bull не осталось, и если Масса хочет сохранить место в группе лидеров пелотона, вариантами для него могут стать только Lotus и McLaren.

ЗНАЧИМОСТЬ РЕПУТАЦИИ

В Формуле 1 частенько говорят, что пилот настолько хорош, насколько удачно провёл свою последнюю гонку. А Массе предстоит предлагать свои по итогам кампании, которую при всем желании не назовешь особенно удачной.

В свете похвал, прозвучавших в адрес Массы в последнее время – все вновь стали вспоминать его замечательные выступления в 2008 году, в том числе памятную победу в гонке и поражение в чемпионате на Интерлагосе, – мало кто говорил о недавних выступлениях Фелипе.

Не забывайте, насколько хорош раньше был Масса

Казалось, в конце прошлого года Масса смог переломить ситуацию: на нескольких Гран При он практически не уступал Алонсо, чем убедил боссов, что заслуживает продления контракта.

Этап в Монако положил начало череде аварий, смазавшей впечатления от неплохого старта сезона-2013 © LAT
Этап в Монако положил начало череде аварий, смазавшей впечатления от неплохого старта сезона-2013Фото: LAT

Безусловно, начало этого сезона получилось воодушевляющим: Фелипе удалось оказывать серьёзное давление на партнёра по команде, а на Гран При Испании бразилец завоевал подиум.

Но когда уже показалось, что Масса способен стабильно добиваться хороших результатов, аварии в Монако, Канаде и Великобритании перечеркнули все его весенние старания.

К началу летних каникул, когда в Ferrari всерьез задумались о составе пилотов на следующий год, стало ясно: Массе кровь из носу необходимо что-то предпринять, если он желает остаться в команде.

Но этого не произошло: Фелипе не добивался тех результатов, которых от него ждали в Маранелло. Ему не удалось вновь начать оказывать давление на Алонсо, которое, по мнению команды, мотивировало бы испанца выступать на максимуме своих возможностей. В Скудерии назрели перемены.

Персонажи калибра Ковалайнена и Массы оказываются доступны лишь потому, что не смогли убедить прежнего работодателя в достаточном масштабе своего таланта

Решение Ferrari в отношении Массы означает лишь одно – Фелипе попал в ту же самую ситуацию, что и Хейкки Ковалайнен в конце 2009 года. Тогда от услуг финна отказалась McLaren, и он пытался найти себе место в топ-команде.

Но те, кто подыскивает себе нового гонщика, прекрасно понимают: персонажи калибра Ковалайнена и Массы оказываются доступны лишь потому, что не смогли убедить прежнего работодателя в достаточном масштабе своего таланта.

В непостоянном мире Формулы 1 таких сомнений достаточно, чтобы действительно неплохие пилоты выпали из обоймы, когда команды начинают искать себе идеального кандидата.

ЗАХОЧЕТ ЛИ ТОП-КОМАНДА ВИДЕТЬ У СЕБЯ МАССУ?

Сомнения по поводу будущего бразильца вызваны его нестабильными выступлениями. Этот фактор играет против Фелипе, стремящегося убедить Lotus и McLaren, что они в нём нуждаются.

Готовы ли в Lotus взять Массу в качестве замены Кими? © LAT
Готовы ли в Lotus взять Массу в качестве замены Кими?Фото: LAT

К позитивным моментам, которые Масса может принести с собой в новую команду, относятся его огромный опыт, умение побеждать, неплохой послужной список и знания принципов и основ работы Ferrari – потенциальным работодателям важно знать, что в день Гран При их пилот сядет в кокпит и сделает своё дело.

В Lotus убеждены в необходимости сохранить Ромена Грожана, который по итогам двух лет выступлений плечом к плечу с Кими Райкконеном доказал, что достаточно быстр.

К тому же, с фигурой француза связаны и некоторые финансовые плюсы: команда не хотела бы терять серьезных партнёров в лице Renault и Total.

Что касается того, кто мог бы заменить Райкконена – ни для кого не секрет, что в списке кандидатов уверенное первое место занимает Нико Хюлькенберг.

Немец не затерялся в пелотоне, выступая в этом году на не самой быстрой машине Sauber. Многие в паддоке уверены, что он является одним из самых перспективных молодых пилотов Формулы 1.

Именно поэтому Ferrari предпринимала определенные шаги в отношении немца, и именно поэтому в данный момент его пытается заполучить Lotus.

В McLaren до сих пор не подтвердили ни одного из пилотов на 2014 год, однако у Дженсона Баттона и Серхио Переса есть все шансы остаться в команде.

Кандидатура Баттона не вызывает сомнений, но при этом есть все основания полагать, что сам британец заинтересован в реализации командой однолетнего опциона к действующему контракту – но не в новом долгосрочном соглашении.

Такой сценарий означает, что британец окажется свободным агентом в конце 2014 года, когда станет ясно, кому же удалось построить в рамках нового регламента наилучший мотор – и какие именно команды в этой связи выглядят предпочтительнее всего для перехода туда.

И, хотя Перес не демонстрирует тех результатов, на которые он сам надеялся, переходя из Sauber в McLaren, в команде верят в мексиканца, особенно учитывая финансовую составляющую их взаимоотношений и тот факт, что в проекте календаря следующего года значится Гран При Мексики.

ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕ Ф1

Станет ли Sauber, где Масса дебютировал в 2002-м, новым домом для бразильца? © LAT
Станет ли Sauber, где Масса дебютировал в 2002-м, новым домом для бразильца?Фото: LAT

Шансы Массы оказаться в Lotus или McLaren выглядят довольно призрачными, так что ему придётся решать, готов ли он к «понижению в классе», если хочет выступать в 2014-м году.

Так как гоночный инженер бразильца Роб Смедли близок к переходу в Williams, команде будет интересно, на что способен Масса, и что он может с собой принести в коллектив из Гроува.

Кроме того, у Массы и Sauber есть определённые исторические связи, плюс в этом случае бразилец мог бы остаться в семье Ferrari, поскольку итальянская марка поставляет двигатели швейцарскому коллективу.

Но только сам Масса может принять решение, готов ли он перейти в команду, машина которой не гарантирует ему возможность бороться за высокие результаты.

Вдобавок ко всему, бразилец не сможет требовать тот уровень зарплаты, к которому привык в Ferrari, и вынужден будет переосмыслить свои амбиции, если хочет остаться пилотом Больших Призов.

Готов ли он остаться, принеся такие жертвы? Если для Массы решающую роль играет вкус успеха, то жизнь после Ferrari может означать лишь одно: жизнь вне Формулы 1. Марк Уэббер уже встал на этот путь, приняв приглашение от Porsche выступать в гонках на выносливость.

Будущее Массы в Формуле 1 в какой-то степени не зависит от него самого – решение примут боссы из Энстоуна и Уокинга – но он тоже должен будет ответить сам себе на несколько принципиальных вопросов.

И хотя последних результатов бразильца оказалось недостаточно, чтобы остаться в Ferrari, сильная концовка чемпионата, когда он, по собственным словам, будет работать исключительно на себя, вполне может обеспечить гонщику хорошие перспективы.

Ему есть, за что бороться…

Фелипе Масса – что же дальше?
Фелипе Масса – что же дальше?

  • Поделиться: