Не забывайте, насколько хорош раньше был Масса

Эд Стро
12 сентября 2013 в 0:48

Последние годы Фелипе Массы в составе Ferrari были достаточно посредственными, но Эд Стро считает, что бразилец был достоин чемпионского титула в 2008 году

3 августа 2008 года. Фелипе Масса занимает третье место на стартовой решетке Гран При Венгрии позади пилотов McLaren Льюиса Хэмилтона и Хейкки Ковалайнена.

С места, где я находился, первый поворот не просматривался, но портативное ТВ снимало эту проблему. Со стороны казалось, что попытка Фелипе Массы пройти Хэмилтона по широкой траектории в густых клубах дыма на торможении перед первым поворотом приведет лишь к тому, что в итоге он потеряет еще несколько позиций.

Телевизионный сигнал перехватила другая камера, и когда пелотон вновь оказался в кадре, впереди пелотона уже красовался автомобиль Ferrari. Не было и тени сомнения, что после неудачного захода в первый поворот Массы лидерство каким-то образом сумел захватить его напарник Кими Райкконен. Но нет. Это был хорошо знакомый желто-зеленый шлем бразильца. Ему как-то удалось сделать это.

На повторе было видно, что Масса действительно широко вошел в поворот, да и то не слишком. Он успешно преодолел его, а на выходе оказался уже впереди Хэмилтона. Это была смелая атака – которая должна была привести к победе бразильца, если бы не проблемы с двигателем за три круга до финиша.

Обратить внимание на этот эпизод важно не только потому, что маневр сам по себе оказался выдающимся – но из-за переключения камеры: это обстоятельство наглядно иллюстрирует, насколько представление о бразильце разнилось с его реальными возможностями.

Если бы аналогичный маневр совершал сам Хэмилтон, то все бы посчитали его отличной попыткой отыграть позицию за счет позднего торможения, тогда как блокировка колес на машине "нестабильного" Массы воспринималась как грубая ошибка.

Шумахер взял Массу под свое крыло © LAT
Шумахер взял Массу под свое крылоФото: LAT

Но Фелипе в то время продолжал совершенствовать свои навыки, причем этот процесс начался далеко не в 2008 году. Выступая в Sauber, он показал хорошую скорость, но его действиям на трассе недоставало плавности. Оказавшись рядом с Михаэлем Шумахером в Ferrari в 2006 году, Масса смог научиться очень многому.

В следующем сезоне его напарником стал Кими Райкконен, который по всем прогнозам должен был просто смести бразильца со своего пути, но Масса пилотировал тогда очень хорошо. Про это часто забывают, но если бы не поломка задней подвески во время Гран При Италии, где он занимал третье место в гонке, то Фелипе до последнего сохранял бы хорошие шансы в борьбе за титул. Ведь перед Монцей он опережал напарника в личном зачете – а на момент схода также был впереди на трассе.

У него был ужасный старт сезона, особенно в Малайзии, где Масса не проявил достаточной жесткости в первом повороте и позволил Фернандо Алонсо (который выступал тогда за McLaren) выйти в лидеры. Именно поэтому победа в Бахрейне оказалась настолько важной. А гонку в Барселоне вообще можно считать ключевым моментом в его карьере.

Масса взял там поул, но Алонсо вновь жестко атаковал его в первом повороте. Испанец был уверен, что в последний момент Масса отступит, но сам Фелипе думал иначе. И после контакта Алонсо вынужден был пропылить по гравию домашней трассы.

Это был ключевой для бразильца момент, поскольку он смог, после неприятностей Малайзии, громко заявить о своих претензиях на титул. После этого Алонсо уже ни разу не удалось обогнать Фелипе без серьезных усилий.

«Для нас обоих места там было маловато, я занимал внутреннюю траекторию и направил машину в поворот, поэтому рисковали мы в равной степени, - пояснил после гонки Масса. – Если смотреть на картину в целом, то борьба в первом повороте очень важна. Я просто не хотел еще раз проигрывать, как в Малайзии».

В Барселоне Алонсо осознал, что Масса больше не уступит без боя © LAT
В Барселоне Алонсо осознал, что Масса больше не уступит без бояФото: LAT

Он выиграл ту гонку, одержав вторую в сезоне победу, и оказался всего в трех очках от лидера сезона (Хэмилтона). Масса доказал, что он находится в команде не только для того, чтобы помогать Райкконену.

Бразилец сделал еще один важный шаг вперед в следующем году. Его считали неуравновешенным, и в 2007-м в его действиях порой и впрямь проглядывала ненужная грубость. Но в сезоне-2008 ошибок стало значительно меньше, пусть Масса и не смог избавиться от них полностью. Меньше моментов, от которых ёкало сердце, реже блокировались колеса, сократилось количество незначительных помарок в критических ситуациях, когда они могли бы поставить под угрозу итоговый результат.

Конечно, в 2008 году гонки тоже порой становились для пилота настоящим бедствием. В Малайзии его закрутило по ходу дистанции в довольно безобидной ситуации. А в Великобритании такое и вовсе случилось сразу пять раз по ходу дистанции (в его защиту можно сказать, что по мокрой трассе машина Ferrari была крайне неустойчивой). В Японии по ходу первого круга они проехали несколько поворотов в борьбе с Хэмилтоном колесо в колесо, но потом Масса допустил небольшую ошибку, и уже теряя позицию протаранил соперника. Но по большей части он провел классный сезон.

Его поул в Монако был триумфом здравого смысла над сомнениями. Гоночный инженер Роб Смедли призвал Фелипе чуть быстрее проходить Sainte Devote, но Масса сомневался, что машине хватит сцепления, чтобы удержаться на трассе – и все-таки поступил по совету из боксов. Наградой для него стало лучшее время в квалификации с преимуществом в 0,078 секунды над Райкконеном. Он, скорее всего, выиграл бы ту гонку, но автомобиль безопасности не вовремя появился на трассе, когда Масса лидировал незадолго до первого пит-стопа.

И это был далеко не единственный по-настоящему сильный эпизод в исполнении Массы. В конце концов, он одержал шесть побед. Да, парочка из них достались ему не без везения, особенно во Франции, где в гонке лидировал Кими Райкконен, но потерял первое место из-за проблем с системой выхлопа. А в Бельгии бразилец был назван сильнейшим после штрафа Хэмилтона.

Но стоит признать, что Фелипе и сам упускал очевидные победы – как, например, в Венгрии. Да и в Сингапуре он лишился первого места из-за умышленной аварии, устроенной Нельсоном Пике-младшим по приказу команды Renault, дабы спровоцировать выезд в подходящий момент машины безопасности. Вдобавок, у Массы возникли проблемы на пит-стопе: сигнальная система дала ему зеленый свет на троганье с места, когда заправочный шланг еще был присоединен…

До этого все уверенно шло к победе Массы в Сингапуре. Он добился феноменального результата в квалификации, где взял поул с преимуществом в 0,664 секунды над Хэмилтоном. С учетом великолепной победы в Валенсии, можно говорить, что в 2008-м Фелипе был действительно хорош на городских трассах и мог выиграть все три гонки на них, если бы не появления машины безопасности.

В Бразилии Масса успел несколько секунд побыть чемпионом © LAT
В Бразилии Масса успел несколько секунд побыть чемпиономФото: LAT

Чемпиона от обычного пилота отличает умение добиваться результатов под колоссальным давлением – именно это качество продемонстрировал Масса на Интерлагосе. Перед началом финального этапа он проигрывал семь очков Хэмилтону, поэтому ему нужна была только победа, чтобы сохранить шансы на титул.

Он взял поул, а затем красиво контролировал всю гонку. Были моменты, когда он мог вылететь с трассы, особенно во время дождя, но Фелипе тогда уверенно мчался к финишу с первого и до последнего круга.

Он пересек финишную черту в статусе нового чемпиона мира, поскольку Хэмилтон шел только на шестом месте, которого не хватало для завоевания титула. Но пилот McLaren обогнал Тимо Глока (который рискнул остаться на сликах под набиравшим силу дождем) в последнем повороте и заполучил такую необходимую пятую позицию.

В тот день Масса завоевал множество новых друзей, а свое поражение он перенес с высоко поднятой головой – этот момент еще долго будут помнить все те, кто стал ему свидетелем.

Нельзя сказать, что Масса в 2008 году больше заслуживал титула. Хэмилтон также зажег тогда свою звезду и заслужил эту победу (да и вообще надо признать, что лучшим пилотом того сезона стоило бы назвать Роберта Кубицу). Но если посмотреть на ту работу, что проделал в чемпионате Фелипе, то его фамилия явно была бы не лишней в списке обладателей титула в Формуле 1.

Его стиль пилотирования хорошо подходил для шин Bridgestone с недостаточной поворачиваемостью. Он использовал довольно простую технику, но при этом добиться с ней отличного результата было непросто. Требовалось сохранить как можно больше скорости на входе в поворот, а затем добиться, чтобы уже в самом вираже темп тоже не падал слишком низко. Этот стиль сложно назвать классическим, большинство гонщиков действовало иначе, но в случае с Фелипе все замечательно работало.

Он сохранил хорошую форму и в 2009 году. Но тогда в его распоряжении оказался недостаточно быстрый автомобиль Ferrari. Бразилец отлично отработал первую половину сезона и впервые поднялся на подиум в Нюрбургринге, но спустя всего две недели его жизнь едва не оборвалась во время квалификации на Хунгароринге.

Когда Масса вернулся на трассу в начале следующего сезона, то с первой попытки опередил в квалификации своего нового напарника, Алонсо. Но это была только иллюзия. Кампания 2010 года складывалась неплохо, а в Хоккенхайме – спустя ровно год после злополучной аварии – он мог выиграть, но, по иронии судьбы, получил памятный приказ пропустить Алонсо. После этого сложностей становилось только больше.

Есть и другие обстоятельства, которые повлияли на спад его результатов. Не стоит забывать о появлении шин Pirelli, характеристики которых не имели практически ничего общего с резиной Bridgestone. Они куда хуже подошли стилю пилотирования Фелипе. Да и присутствие Фернандо Алонсо в качестве напарника стало для него серьезной проблемой.

Последний раз Масса имел реальные шансы выиграть на Гран При Германии-2010, но получил приказ посторониться © LAT
Последний раз Масса имел реальные шансы выиграть на Гран При Германии-2010, но получил приказ посторонитьсяФото: LAT

Но все равно нельзя закрыть глаза на правду: физически Масса полностью восстановился после ужасного инцидента, но все же потерял ту долю процента, которая отличает просто хорошего пилота от того, кто в каждой гонке способен бороться за победу.

Это не его вина и здесь есть явная несправедливость, но за следующие три с половиной сезона после Хоккенхайма, он так больше никогда всерьез и не претендовал на победу. В 70 стартах бразилец завоевал только восемь подиумов, что говорит само за себя.

Именно поэтому, когда в будущем будут вспоминать имя Фелипе Массы, в голову всегда будут приходить события сезона-2008, особенно того памятного старта в Венгрии, когда он показал, насколько классным пилотом является.

Некоторые продолжают настаивать, что Масса не заслуживает титула, и ему просто повезло ощутить себя чемпионом мира в течение нескольких секунды после своей победы в Бразилии.

Фелипе и впрямь сложно назвать одним из величайших гонщиков в истории. Но доведись ему завоевать титул, Масса был бы никак не наименее достойным из чемпионов мира. Нельзя забывать, что в 2008 году не раз возникали ситуации, когда никому было не по силам угнаться за ним, а уж Кими Райкконена за рулем одинакового автомобиля он опережал с завидной регулярностью. Не подвиг, но все же.

Многие выделяют характер пилота, даже в сложных ситуациях он сохранял оптимизм и улыбался, всегда оставаясь профессионалом и демонстрируя готовность быть командным игроком. Это действительно важно – но помимо этого Фелипе Масса всегда оставался чертовски быстрым пилотом, даже если сейчас мы наблюдаем далеко не такого бразильца, каким он был в свои первые годы в составе Ferrari.

Сейчас гонщика ждет прощальный тур из семи Гран При за рулем алой машины, и он вполне заслужил, чтобы к нему относились с огромным уважением.

Вспомните, сколь хорош был Масса
Вспомните, сколь хорош был Масса

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle