«Чёрная стрела» вернулась! Станет ли Mercedes W14 оружием возмездия?
Облегчённая черная ливрея Mercedes на сезон-2023 – это только верхушка айсберга. Команда Тото Вольфа тщательно переработала экстремальную концепцию аэродинамики и готова вернуться к борьбу за победы и титулы…
Чёрная ливрея для экономии веса
Итак, первый вывод с презентации в Сильверстоуне – Mercedes опять, после всего-навсего года с классической серебристой раскраской, перекрасила машину в чёрный цвет. Однако если в 2020 году чёрная ливрея была продиктована стремлением команды поддержать антирасистское движение Black Lives Matter, то на этот раз причина техническая.
Дело в том, что даже в конце прошлого сезона, несмотря на все доработки, машина Mercedes была одной из самых тяжёлых в пелотоне. И видимо, в команде не нашли лучше способа побороть лишний вес, чем взять и убрать практически всю краску, а это минус 5-6 кг.
В чёрный цвет окрашены только верхняя часть носового обтекателя и верхушка кожуха двигателя. Всё остальное, за исключением номеров пилотов, нескольких полосок и спонсорских логотипов, – голый карбон. В принципе, на контрасте с покрашенными элементами смотрится красиво.
Аэродинамическая концепция не изменилась
Если помните, во второй половине прошлого сезона в СМИ было много разговоров и домыслов о том, что после провального года Mercedes полностью пересмотрит аэродинамическую концепцию машины с экстремальном узкими боковыми понтонами. Да и сам глава команды Тото Вольф открыто говорил об этом в октябре:
«ДНК машины изменится в следующем году, это уже понятно. Не значит, что W13 будет выглядеть совсем по-другому. Но, безусловно, ДНК, архитектура, изменится в следующем году».
И что же можно сказать постфактум, после презентации? В Брэкли не стали отказываться от прошлогодней концепции! Да, есть внешние отличия от W13. Носовой обтекатель стал длиннее, а на конце появился треугольный наконечник в стиле Ferrariю Переднее крыло схоже с прошлогодней концепцией Alpine – плоскости изогнуты только на конце, рядом с торцевыми пластинами. А в средней части кожуха мотора появилась небольшая площадка для более эффективного направления воздушного потока на лучевое крыло – популярный технический тренд на машинах Ф1 2023 года.
«Мы внесли значительные изменения в аэродинамику и поработали над деталями, незаметными внешне, но архитектура не изменилась», – объяснил Эллиотт.
Главная особенность W13 осталась на месте: боковые понтоны на новой машине узкие по предела. Ни на одной другой машине для сезона-2023 не увидишь таких экстремально миниатюрных понтонов, с некоторых ракурсов даже не сразу разглядишь маленькие прямоугольные прорези. Единственное отличие от воздухозаборников на прошлогодней машине – поверхность с плавным уклоном сторону задней части машины в стиле Red Bull Racing.
В прошлое межсезонье Mercedes не на шутку напугала конкурентов своими экстремально узкими понтонами, которые, по идее, подразумевают меньшее лобовое сопротивление и, следовательно, более высокую скорость машины на прямых. Но концепция в силу разных причин не сработала. Сработает ли на этот раз?
А где «вихрегенераторы»?
Интерес к новинке Mercedes за сутки до презентации невольно подогрела Ferrari. На переднем крыле машины итальянской команде появилось решение, которое как раз в конце сезона-2022 тестировали «Серебряные стрелы» – разделители или так называемые вихрегенераторы на переднем крыле, в итоге запрещенные FIA.
Благодаря поправке в техническом регламенте подобное решение отныне легально. Поэтому интересно, вернётся ли Mercedes к своей разработке. Что же, пока ничего такого – только скобы между плоскостями. Посмотрим на тестах в Бахрейне на следующей неделе.
Удастся ли побороть «дельфинирование»?
Как и Ferrari, Mercedes осталась верна классической схеме подвески: толкатели спереди и тяги сзади. Инженеры тем не менее потрудились над геометрией, и при сравнении с W13 заметно, насколько стала шире колёсная база, а передняя ось – дальше от центральной части машины. Чем дальше передние колеса от воздухозаборников и туннелей Вентури, чем меньше грязного воздуха поступает под днище. И тут мы плавно переходим к главной ахиллесовой пяте предшественницы W14.
Одним из главных сдерживающих факторов для Mercedes в 2022 году безусловно, было «подпрыгивание» машины на прямых и в скоростных поворотах. На предсезонных тестах и первых гонках сезона не удавалось толком настроить автомобиль и опробовать обновления – настолько сильным было негативное последствие граунд-эффекта. Лишь в конце сезона удалось более-менее избавиться от этой напасти.
«При разработке новой машины мы уделили повышенное внимание модернизации днища», – рассказал на презентации Марк Эллиотт.
Самой собой, главные изменения находятся под машиной, где проходят туннели Вентури, но даже внешне днище совсем другое. Появился бортик на передней кромке, сбоку можно заметить закрылок и небольшой канал либо для направления воздуха под днище, либо для отвода турбулентных потоков.
Инженеры в Брэкли надеются, что вкупе с изменениями в аэродинамике и вышеупомянутой новой колесной базой удастся окончательно побороть «дельфинирование». Если всё это сработает в комплексе, то почему нет?
Цель – возвращение на вершину чемпионата
На новинку W14 в Брэкли возлагают большие надежды. Льюис Хэмилтон и Джордж Рассел надеются, что машина послушна во всех типах поворотов – от скоростных до медленных. Инженеры рассчитывают, что новая «Серебряная стрела», или точнее чёрная, будет более податлива при настройке, чем прошлогодняя машина. Нужно, конечно, и больше максимальной скорости на прямых, и, само собой, надо наконец-то покончить с пресловутым «дельфинированием».
Оправдает новая машина все эти многочисленные ожидания? Посмотрим, многое будет зависеть от того, насколько грамотно команда интерпретировала новые правила в области днища и, следовательно, компенсировала потерю прижимной силы. Удастся ли, наконец, довести до ума концепцию с узкими боковыми понтонами?
Учитывая, что обычно на зимних тестах подопечные Тото Вольфа не демонстрируют свой максимум и в основном предпочитают шифроваться, ответы мы, скорее всего, получим не раньше 4 марта, когда в Бахрейне состоится первая квалификация сезона. Но глава команды настроен боевито:
«Мы всегда стремимся к победе в чемпионате. Но в прошлом году наши соперники были очень сильны, и мы оказались в роли догоняющих. В новом сезоне мы сделаем всё, чтоб отыграть каждую возможную долю секунды и вернуться в лидеры».
Ну что же, удачи…
Перевел и адаптировал: Иван Беликов
По материалам auto-motor-und-sport.de/formel-1/mercedes-w14-f1-saison-2023-technik-bilder