20 лет триллеру в дождевом Интерлагосе-2003. Как Jordan одержала последнюю победу в Ф1

Джеймс Элсон
7 апреля 2023 в 15:02
Фото: F1

Как выиграть гонку Формулы 1 на предпоследней машине пелотона? Причем не совсем случайно. Вспоминаем мастер-класс от Джанкарло Физикеллы и команды Эдди Джордана…

Победа из ниоткуда

Команда Эдди Джордана начала 2003 год с весьма туманными перспективами, как в спортивном плане, так и с точки зрения финансового положения. Скажем больше, коллектив был на грани существования.

Титульный спонсор DHL ушёл, денег на разработку машины EJ13 в межсезонье катастрофически не хватало. Поставщик моторов Honda целиком и полностью переключился на заводскую поддержку BAR, так что Jordan по остаточному принципу перешла на силовые агрегаты Cosworth.

«Было наше, стало ваше». Как моторы в Формуле 1 ходили по рукам

«Тяжёлое было время. Ещё и Ford заломила астрономическую сумму за двигатели. Я прекрасно понимал, что единственная цель в таких условиях – просто выжить», – вспоминает основатель и владелец команды.

В двух первых гонках сезона, в Австралии и Малайзии, Джанкарло Физикелла сошёл из-за механических проблем. А новичок Формулы 1 Ральф Фирман попал в аварию в дебюте, на следующем этапе стал только 10-м среди 13-ти финишировавших. Какая уж тут победа?

Ральф Фирман в гравии на Гран При Австралии-2003 © F1
Ральф Фирман в гравии на Гран При Австралии-2003Фото: F1

Цель на 200-ю гонку – очки? Берите выше!

Восьмое место Физикеллы в квалификации в Интерлагосе можно было расценить как большой успех после 13-й позиции на старте в Мельбурне и 14-й в Сепанге. Тем более в 2003 году Формула 1 перешла с системы начисления 10-6-5-3-2-1 на 10-8-6-5-4-3-2-1, и финиш на восьмом месте гарантировал бы Jordan первые очки в сезоне.

Однако в своём юбилейном 200-м Гран При команда хотела большего, да и условия благоволили – с самого утра в Сан-Паулу лило как из ведра. Гоночный инженер Роб Смедли, работавший с Физикеллой, предложил следующий план: на первом пит-стопе заправить машину под завязку, поставить новый комплект промежуточных шин Bridgestone в надежде пересидеть на трассе клиентов на менее долговечной резине Michelin и… ждать, что гонку остановят по достижении 75% дистанции.

«Чарли Уайтинг был жёстким противником присуждения половинчатых очков. Потому мы знали: он сделает всё, чтобы пелотон проехал хотя бы три четверти дистанции в таких условиях, а потом остановит гонку. Так что на первом пит-стопе было решено залить полный бак», – пояснил Джордан.

Старт Гран При Бразилии-2003 за автомобилем безопасности © F1
Старт Гран При Бразилии-2003 за автомобилем безопасностиФото: F1

«Давай, давай, убеди его!»

Из-за проливного дождя, который и не собирался заканчиваться, пелотон проехал первые восемь кругов гонки за автомобилем безопасности. И в течение этого отрезка командный мостик отчаянно пытался убедить Физикеллу заехать на пит-стоп.

«Я объяснил Физи суть стратегию, но он не согласился, сказав: «Нет, я не хочу заезжать. Зачем рисковать? Мы сейчас восьмые и можем набрать очки». Но Гэри Андерсон [технический директор] был непреклонен и подгонял меня: «Давай, давай, убеди его!»

Я сказал Джанкарло: «Предлагаю всё-таки попробовать. Беру всю ответственность на себя. Просто сделай то, что я говорю».

Итальянский пилот в конце концов послушался, на шестом круге заехал на пит-лейн и вернулся на трек последним. С виду решение казалось странным, тем более буквально через два круга гоночная дирекция дала старт.

«Если это плановый пит-стоп, то им следовало остановиться гораздо раньше», – удивился в трансляции британский комментатор Мартин Брандл.

За 45 кругов Джанкарло Физикелла поднялся с последнего, 20-го места на первое © F1
За 45 кругов Джанкарло Физикелла поднялся с последнего, 20-го места на первоеФото: F1

Я отличный водитель… В дождь мы не выходим...

Гонка на выживание

Ад на трассе начался почти сразу после зелёных флагов на девятого круге. В луже в третьем повороте поскользнулся дебютант Minardi Джастин Уилсон и улетел в ограждение. Затем Ральф Фирман вылетел в первом повороте из-за поломки передней подвески, прихватив с собой Оливье Паниса и чудом не выбив своего напарника по Jordan.

Потом Хуан Пабло Монтойя, Антонио Пиццония, Михаэль Шумахер, Дженсон Баттон и Йос Ферстаппен поочередно последовали за Уилсоном в «солнечном повороте», за барьером которого к середине гонки образовалась целая свалка из разбитых машин.

«Да это не гонка была, а просто бойня!» – говорит Джордан.

После очередного рестарта, на 46-м круге, из-за поломки выбыл обладатель поула и лидер гонки Рубенс Баррикелло. Ну а что Физикелла? Тихой сапой итальянец поднялся на второе место. В конце 54-го круга он воспользовался ошибкой нового лидера Кими Райкконена на выходе из поворота Mergulho и возглавил изрядно поредевший пелотон.

Двумя кругами позже гонка, как и предсказывали Джордан, Андерсон и Смедли, завершилась досрочно. С разницей в один круг в одном и том же, на подъёме Arquibacadas, машины разбили Марк Уэббер и Фернандо Алонсо, и гоночная дирекция вывесила красный флаг. Позади как раз остались 75% дистанции.

Ликование в Jordan. Они выиграли свою 200-ю по счёту гонку в Формуле 1…

После остановки гонки машина Джанкарло Физикелла загорелась © F1
После остановки гонки машина Джанкарло Физикелла загореласьФото: F1

Так выиграли или нет?

Радость в стане ирландской команды была недолгой. Гоночная дирекция, как положено в подобных случаях, отмотала результаты на два круга назад. За точку отсчёта они взяли 55-й круг, хотя по факту Физикелла был на 56-м. И поскольку лидировал на 54-м круге Райкконену, то и победу присудили финскому пилоту McLaren.

Под подиумом Эдди и его команда стояли с каменными лицами: второе место, на которое они перед стартом согласились не гляду, превратилось в горькое разочарование.

«Я был рад и разгневан одновременно. Эта победа была нашей», – вспоминает Джордан.

Подиум Гран При Бразилии-2003. Третий призер Фернандо Алонсо в награждении не участвовал, так как находился на медицинском обследовании © F1
Подиум Гран При Бразилии-2003. Третий призер Фернандо Алонсо в награждении не участвовал, так как находился на медицинском обследованииФото: F1

Победа в суде

Эдди Джордан и его подопечные не смирились с потерей победы и спустя несколько дней подали апелляцию на решение дирекции гонки.

«Очевидно, что стюарды допустили ошибку при подсчёте результатов. Макс Мосли [президент FIA] и слышать ничего не хотел про обжалование, но выбора у него не было».

На заседании федерация все-таки признала свою ошибку и переиграла результаты с учетом 56-го круга. Перед началом следующего этапа в Имоле в полуофициальной церемонии на стартовой прямой Физикелла и Джордан получили от Кими Райкконена и Рона Денниса победные кубки.

Так Jordan одержала свою четвёртую и последнюю победу в Формуле 1 после двух других хаотичных дождевых гонок в Спа-98 и Маньи-Куре-1999, а также драматичной Монцы-1999. Примечательно, что лишь в двух из этих четырёх Гран При на подиуме прозвучал ирландский гимн в честь команды-победительницы.

Как гонщик частной команды Jordan едва не стал чемпионом мира

«Меня до сих пор бесит этот факт, – признаёт Эдди. – В распоряжении организаторов в Спа не было ирландского гимна. В Бразилии нас не посчитали победителями, а на награждении в Имоле не удосужились включить гимн».

Ну хотя бы Физикелла, одержавший свою первую победу в Формуле 1, порадовался церемонии награждения на родине.

Джанкарло Физикелла и Эдди Джордан на награждении в Имоле © F1
Джанкарло Физикелла и Эдди Джордан на награждении в ИмолеФото: F1

Послесловие

«Конечно, нам с Физи изрядно повезло в Интерлагосе-2003. С другой стороны, надо было ещё воспользоваться этой удачей, и мы это сделали. Наша маленькая команда всё заранее просчитала и была готова к такому повороту событий.

Безумная и в то же время интересная гонка была», – резюмировал Джордан события того невероятного воскресенья 6 апреля 2003 года.

Худшая машина, когда-либо побеждавшая в гонках Формулы 1
Почему «олдскульный» Эдди Джордан не хотел бы управлять командой Ф1

Перевел и адаптировал: Иван Беликов
Источник: motorsportmagazine.com/articles/single-seaters/f1/eddie-jordan-remembers-his-f1-teams-last-win-it-was-total-carnage

Девять из 20 пилотов попали в аварию Гран При Бразилии-2003, ещё двое сошли из-за технических проблем © F1
Девять из 20 пилотов попали в аварию Гран При Бразилии-2003, ещё двое сошли из-за технических проблемФото: F1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle