Гран При Абу-Даби: любопытная статистика
Победа с преимуществом в полминуты по меркам современной Формулы 1 – событие далеко не рядовое. Маг и волшебник статистики Микеле Мерлино разбирается, кто еще за последнее время громил соперников столь же показательно, как Себастьян Феттель
насколько велико превосходство феттеля?
На финише Гран При Абу-Даби превосходство победителя над вторым призёром составило 30,827 секунды. Это второй показатель в нынешнем сезоне: в Сингапуре тот же Феттель обыграл Алонсо на 32,627 секунды.
Добиться такого на сухой трассе весьма почетно. А уж дважды за сезон проделать подобное удавалось и вовсе единицам (речь не идёт о ранних годах Ф1, когда разница в скорости машин была куда заметнее, а их надежность – на порядок ниже).
В новейшей истории последний случай датируется 1995 годом, когда Михаэль Шумахер трижды – В Испании, Монако (на фото вверху) и Франции – уехал от преследователей на полминуты. В первом случае следом финишировал напарник немца по Benetton Джонни Херберт, в двух оставшихся – его главный соперник в том сезоне, пилот Williams Дэймон Хилл.
Феттель, как известно, в Абу-Даби опередил на 30 с лишним секунд своего партнера Марка Уэббера. И таких случаев в гонках Гран При не было уже более десятилетия: с малайзийского этапа 2002 года, когда гонщиков Williams, Ральфа Шумахера и Хуана Монтою, разделили 39,699 секунды. Справедливости ради стоит отметить, что тогда на Сепанге судьи наказали колумбийца проездом через боксы за контакт с Михаэлем Шумахером в первом повороте.
Бывают и обратные примеры: проблемы Рубенса Баррикелло на Гран При Испании, где в квалификации представители Ferrari уехали на 0,6 секунды от всех остальных, позволили лидеру Скудерии Михаэлю Шумахеру опередить на финише ставшего вторым Монтою на 35,629 секунды.
Обычно же столь серьезные отрывы победителя фиксируются в дождевых гонках. Скажем, в 2008-м Льюис Хэмилтон в водяных брызгах примчался к финишу Гран При в Сильверстоуне на 1.08,577 быстрее Ника Хайдфельда. За два года до этого первая победа пришла к Дженсону Баттону на мокром асфальте Хунгароринга – Педро де ла Роса отстал на 30,837 секунды.
Если же погода не преподносит сюрпризов, большой отрыв может быть обусловлен особенностями в ходе самой гонки. К примеру, Кими Райкконен стал сильнейшим в 2005-м в Венгрии, выиграв 35,581 секунды у Михаэля Шумахера. Однако в тот день напарник финна по McLaren, Хуан Монтоя, сошел из-за поломки подвески, занимая первую позицию, а будущий чемпион мира Фернандо Алонсо испортил себе гонку, еще на старте столкнувшись с Ральфом Шумахером. Брат последнего, хоть и занял второе место, располагал в том сезоне явно неконкурентной машиной.
Первая победа Райкконена тоже заслуживает включения в этот список. Сам по себе отрыв, которого Кими добился в Малайзии-2003, выглядит внушительно: 39,286 секунды от Рубенса Баррикелло.
Но в той гонке стартовавший третьим Михаэль Шумахер в толчее первых поворотов налетел сзади на обладателя второй стартовой позиции Ярно Трулли. А Фернандо Алонсо, именно тогда завоевавший свой дебютный подиум, из-за неполадок в коробке передач смог финишировать только третьим.
Еще один пример богатой на события гонки – Гран При Германии 2003 года. Тогда на первых же метрах оказались вне игры попавшие в аварию Ральф Шумахер, Баррикелло и Райкконен, а Михаэль позже сошел из-за прокола, занимая второе место. В итоге Монтоя опередил Дэвида Култарда на 1.05,459.
Особенного упоминания заслуживает финальный этап 1995 года. В силу самых разных причин до финиша в Аделаиде не доехали почти все фавориты. В итоге Дэймон Хилл из Williams на два с лишним круга опередил двух других пилотов, поднявшихся на пьедестал: Оливье Паниса (Ligier) и Джанни Морбиделли (Arrows).
Поклонникам Ф1 та гонка, конечно же, больше всего памятна забавным эпизодом с Дэвидом Култардом: молодой шотландец ошибся, въезжая в боксы, и разбил машину. Кроме того, Жан Алези и Михаэль Шумахер столкнулись на дистанции, а Герхард Бергер, Хайнц-Харальд Френцен и Джонни Херберг поочередно выбыли из борьбы из-за поломок, занимая второе место.
новые рекорды феттеля
Себастьян на этот раз не смог пополнить список своих достижений ещё одинм "Большим шлемом", но лидерство по ходу всех дистанции и победа позволили ему покорить очередные статистические вершины:
Немец выиграл Гран При в седьмой раз подряд. Это повторение абсолютного рекорда чемпионатов мира. Такого же результата добивались Альберто Аскари (с Бельгии-52 до Аргентины-53) и Михаэль Шумахер (Европа-Венгрия 2004).
Он возглавлял пелотон на дистанции уже на 11-м этапе кряду. Это повторяет показатели Джеки Стюарта и Михаэля Шумахера, однако аналогичная серия Джима Кларка продолжалась 13 гонок, а Айртона Сенны – 19.
Себ поднялся на пьедестал в 60-й раз. Такого же результата за карьеру добился Нельсон Пике – пилоты делят восьмую строчку исторической таблицы.
Это его 11-я победа в сезоне-2013. Рекорд по количеству выигранных за год Гран При принадлежит Михаэлю Шумахеру (13 в 2004-м), и его нынешний чемпион сможет в лучшем случае повторить. В то же время 11 – это второй результат в истории. Столько раз отличились тот же Шумахер в 2002-м и сам Себ два года назад.
В девятый раз подряд Феттель покорил призовой пьедестал. Это четвертая в списке подобных серий. Рекордсменом и здесь остается Шумахер-старший, не покидавший подиум на протяжении 19 этапов (с Индианаполиса-2001 до Сузуки-2002). Себастьяну прежде удавалось собрать 11 призовых кубков подряд: с Гран При Бразилии 2010-го до Гран При Великобритании 2011-го.
Кроме того, Марк Уэббер обеспечил Red Bull Racing победный дубль, параллельно записав себе в личный актив 13-й поул и 40-й подиум. Австралиец теперь выигрывал квалификации столь же часто, как Грэм Хилл, Жаки Икс, Монтоя и Жак Вильнёв. Кроме того, он стал шестым человеком на планете Земля, заработавшим более 1000 очков в чемпионатах Ф1. Сейчас у Марка их 1014,5.
Для Red Bull Racing это 15-й в истории максимальный результат двух пилотов и 22-й старт в полном составе с первого ряда. Столько же в активе Renault.
черная полоса алонсо
Фернандо Алонсо определенно переживает сейчас не самый успешный период гоночной карьеры, и результаты Абу-Даби лишний раз подчеркнули это.
28 раз подряд Фернандо доходил до финала квалификации, но на прошедшем Гран При не смог сделать этого. Для Ferrari это первый подобный случай за восемь минувших этапов.
Алонсо уступил напарнику в квалификации в пятый раз за шесть этапов. В последний раз что-то подобное происходило с испанцем в 2007 году, когда они с Льюисом Хэмилтоном выступали за McLaren. На отрезке в семь гонок от Канады до Турции дебютант сезона шесть раз опередил Фернандо в субботних сессиях.
Кроме того, никогда еще пилот не уступал напарнику в квалификации в Абу-Даби.
Испанец уже четыре гонки завершает за пределами тройки призёров. Такой серии у него не было почти три года (Абу-Даби-2010 – Китай-2011).
Серия без побед и вовсе длится дюжину Гран При. Никогда еще после перехода в Ferrari в 2009 года у гонщика не было столь протяженного "сухого" отрезка.
Единственное, что могло хоть немного утешить Фернандо – 21-й в карьере лучший круг. Он позволил Алонсо подняться на десятую строчку в книге рекордов, догнав Герхарда Бергера и… Себастьяна Феттеля.
новый рекорд новичка
Макс Чилтон установил новый рекорд Формулы 1. Британец стал первым новичком в истории чемпионатов мира, кому удалось увидеть клетчатый флаг 17 раз с начала выступлений.
Прежде лучшими были Тьягу Монтейру, который 16 раз финишировал на Jordan в 2005 году. Кроме того, новобранец Renault Хейкки Ковалайнен двумя годами позже также был классифицирован в 16-и первых Гран При, однако в Монако он сошел незадолго до финиша из-за отказа мотора.
Чилтон же, побив один рекорд, стоит в двух шагах от другого, уже не столь приятного. История Ф1 знает серию из 19 финишей подряд, ни один из которых не принёс пилоту очки. По иронии судьбы, её автором тоже стал Ковалайнен – в прошлом году с Малайзиии до Бразилии. При этом лучшим результатом финна стало 13-е место, тогда как у Макса это пока 14-я позиция в Монако.
аварии райкконена
Кими Райкконен редко выбывает из гонки по причине столкновения. В последний раз болельщики видели что-то подобное еще на Гран При Сингапура 2008 года. Это означает, что финн 56 раз подряд избегал аварий. Если бы он не делал паузы в выступлениях, то такая серия стала бы второй по протяженности в истории Больших Призов.
Рекорд же и здесь у Феттеля. Он продолжает выступать без аварий с памятного турецкого этапа 2010 года, и к настоящему времени уже 68 раз сохраняет машину в целости (в этой статистике не учитываются сходы из-за поломок).
Кстати, этап в Абу-Даби стал не первым, когда от Райкконена ждали прорыва – но не дождались. Десять лет назад ошибка по ходу субботней сессии в Барселоне отбросила его на последнюю стартовую позицию. Однако тогда он тоже проехал лишь несколько десятков метров: далее на пути гонщика попался заглохший Jaguar Антонио Пиццонии.
...и другая статистика из абу-даби
• Нико Росберг принес марке Mercedes 25-й подиум в истории
• Ромен Грожан продолжил демонстрировать хорошую форму. После трех подряд третьих мест француз завоевал четвёртое. Пилот Lotus занимает второе место по количеству заработанных за пять последних Гран При очков (57), уступая только максимально результативному Феттелю (125), даже несмотря на сход в Сингапуре
• Поскольку Феттель во второй раз в сезоне проехал в квалификации медленнее напарника, единоличным лидером во внутрикомандных дуэлях стал Нико Хюлькенберг: немец переигрывает Эстебана Гутьерреса с результатом 16-1
• Хюлькенберг также во второй раз в сезоне (после Монцы) стал по итогам субботы лучшим пилотом, использующим моторы Ferrari. Он уже в четвертый раз кряду стартует из первой десятки, повторив личный рекорд. Ранее подобное удавалось гонщику с Хоккенхайма до Монцы в 2010-м и с Валенсии до Хунгароринга в 2012-м
• Хэмилтон уже в седьмой раз оказался в квалификации медленнее партнёра по команде. Так часто, как Росбергу, британец прежде уступал лишь Алонсо в дебютном 2007-м и Баттону в 2011-м
• Исключение Райкконена из квалификации отбросило его на худшую в карьере 22-ю стартовую позицию. В последний раз он занимал её в 2006 году в Бахрейне, когда в субботу не выдержала подвеска (на фото). В тот раз Кими финишировал третьим.