«Я считаю, что это закономерность». Интервью Владимира Башмакова о кризисе Red Bull
Как супербыстрая RB20 превратилась в неуправляемого монстра? Что за устройство запретила FIA и может ли Red Bull вернуться к прошлогодней машине, выигравшей 21 из 22-х гонок? Об этом в разговоре с AUTOSPORT.com.ru рассказал комментатор Владимир Башмаков...
Каким образом Red Bull Racing за полгода превратила доминирующую машину в неуправляемого монстра, как выразился Макс? Как и где команда свернула не туда? Ваша версия…
Владимир Башмаков: Ранее мы уже говорили на эту тему. В первую очередь, концепция машины RB20 оказалась слишком агрессивной, и сложной для развития. Соперники прибавили, а в Red Bull с развитием машины возникли сложности. В частности, у машины очень узкое рабочее окно. Свернуть не в ту сторону сейчас, с сегодняшними машинами очень просто. И Red Bull сделали именно этот «поворот не туда». Сейчас команда не может добиться хорошего баланса.
Что там была за история с неким запретом после Гран При Китая? Можете рассказать подробности?
Владимир Башмаков: Я думаю, что это одна из причин, но не единственная. Предположительно у Red Bull Racing была тормозная система со специальным клапаном, зависимым от перегрузок, что позволяло при повороте осуществлять ассиметричное торможение на задней оси. В частности, в фазе ввинчивания в поворот на тормозах такая система может помочь.
Начиная с Гран При Китая в FIA попросили эту систему снять, а потом и в правилах появилось дополнение, которые запретило системы ассиметричного торможения. По сути, была закрыта серая зона регламента.
Верить или нет? Ну скажем так, сейчас в Монце особенно чётко проявились проблемы RB20 на фазе окончания торможения и вхождения в поворот. Так что судите сами. Другое дело, что, быть может, это можно исправить коррекцией настроек.
С другой стороны, если бы дело было в тормозах, или только в них, едва ли команда стала бы пробовать откатываться к старой версии днища. Значит факт тупика или неверного поворота в развитии машины есть.
Совпадение или закономерность, что спад Red Bull случился почти одновременно с уходом Эдриана Ньюи из команды?
Владимир Башмаков: Я считаю, что это закономерность. Ньюи ведь не только разрабатывал машину и обновления, но и понимал как под них менять настройки. Плюс, как сейчас выясняется, в RB20 есть идеи против которых был Ньюи.
Верите ли вы в рассказы Ферстаппена-старшего, что, мол, Макс указывал команде на проблемы с RB20 ещё в начале сезона, но его не послушали?
Владимир Башмаков: Не исключаю. Хорнер сказал, что часть проблем проявилась ещё на RB19 в прошлом сезоне, в том же Остине. Видимо, ввиду сильного доминирования тогда команда не обратила на них должного внимания.
Почему, на ваш взгляд, проблемы с балансом и управляемостью ощутил на себе прежде всего Макс Ферстаппен? У Серхио Переса, судя по результатам и его комментариям, никакой катастрофы в той же Монце не произошло…
Владимир Башмаков: Дело в том, что хоть Ферстаппен и любит избыточную поворачиваемость, но в той степени, в которой он может контролировать машину, и доверять ей. К слову, Перес на этих «закритических» углах уже не может ехать. Но теперь даже для Макса машина стала слишком непредсказуемой. Задняя часть ведёт себя непредсказуемо, а, когда меняют настройки, и стабилизируют её, появляется недостаточная поворачиваемость, которую Макс не переваривает. Поэтому Перес сейчас ближе к Максу. Потому что Макс не может выжать максимум из машины так, как он обычно это делает.
Как думаете, есть ли у команды финансовые и человеческие ресурсы, чтобы выйти из кризиса в ближайших гонках? Пора уже и про RB21 думать. Да и времени отреагировать не так много, ведь новинки ведь не появляются мгновенно?
Владимир Башмаков: RB21 начали делать ещё зимой. Вопрос в том, насколько она уже сейчас наследует проблемы RB20 и легко ли их исправить? Касательно новинок, по Red Bull Racing бьёт и потолок бюджета, в купе с авариями Переса, и регрессивное время в аэротрубе. Я думаю, что в ближайшие месяцы станет понятнее. На данный момент, мне кажется, что они могут выбраться из кризиса.
В личном зачёте у Макса запас неплохой, а вот в Кубке конструкторов ситуация патовая. Допускаете, что Red Bull пропустит вперёд не только McLaren, но и Ferrari?
Владимир Башмаков: Ferrari пока что хороши только в отдельные уик-энды. А вот MCL38 самая быстрая машина на данный момент. Да и Перес всё также не тянет. Грубо говоря он седьмой или восьмой вне зависимости от того, где Макс, на подиуме, как в Нидерландах, или где-то на грани пятёрки.
Теоретически Red Bull Racing могла бы в качестве спасительной меры взять и вернуться к прошлогодней машине RB19? Разрешено ли это правилами и есть ли смысл?
Владимир Башмаков: Это возможно, но тогда они будут ехать в середине пелетона, то есть ещё ниже. Даже с RB20 они прибавили худо-бедно 0,2 секунды по ходу сезона. А две десятки в группе лидеров сейчас порой пропасть. В Монце команда снова попробовала днище версии Гран При Бахрейна, но после сравнения в пятничных тренировках они отказались от него в пользу нового, которое создает больше прижимной силы.
Вообще, ситуация напоминает 2009 год. Red Bull Racing в роли Brawn GP, а McLaren в роли Red Bull Racing.
Жалобы Red Bull на гибкие крылья McLaren и Mercedes...Имеются ли основания? Или это уже такой жест отчаяния в Милтон-Кинсе?
Владимир Башмаков: Хитрость гибкость передних крыльев McLaren и Mercedes очевидна. Как только такое крыло появилось на W15 они резко прибавили. Другое дело, что гибкие элементы – это почти вечная серая зона регламента, потому что в нём написано, что вообще ничего не должно гнуться. Это нереально. А насколько сильно что-то может гнуться решают в FIA, и закрепляют в технической директиве тестов на гибкость. Но в этом году вроде решили ничего не менять, оставить до 2025-го.
У Red Bull нет денег на крыло? Технический обзор Гран При Италии