Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Гран При США: обзор гонки от Марка Хьюза

Марк Хьюз
24 ноября 2013 в 17:56

Себастьян Феттель побил в Остине очередной рекорд, одержав восьмую победу подряд – однако Марк Хьюз считает, что эта трасса достойна большего, чем просто невнятная гонка, где все были заняты исключительно вопросом сохранения резины

В середине ноября техасское солнце все еще пригревает вполне неплохо: когда оно выглянуло в день гонки, температура дорожного полотна поднялась аж до 37 градусов. Во время тренировочных заездов она порой опускалась ниже +20 С – а потому столь тщательно разработанные и выверенные командами тактические схемы в один миг оказались практически бесполезны.

Точных данных не было ни у кого, потому казавшийся еще накануне столь очевидным вариант с одним пит-стопом мог не сработать: командам приходилось постоянно напоминать своим пилотам, что решение об остановках будет приниматься на ходу, исходя из имеющихся данных о температуре шин.

Разумеется, решающим фактором становились темпы износа задней резины – и именно поэтому пилоты то получали приказ поднажать, то вынуждены были «сдерживать коней». Никто не мог позволить себе атаковать, забыв обо всем, как это было в Остине в прошлом году – или на Нюрбургринге, Хунгароринге и в Монце в этом сезоне. Но не было здесь и точно выверенного времени, которое следует проигрывать на каждом круге относительно предельно возможного результата – что мы также не раз видели ранее.

Чтобы суметь-таки добраться до финиша с одним пит-стопом, всем приходилось скорее действовать по ситуации, нежели просто реализовывать заранее сформулированный план. Пилотам прежде всего нужно было сохранить резину в приемлемом состоянии до конца каждого отрезка, но при этом они могли как наседать на соперника, так и обороняться. Но с учетом большой протяженности этих самых отрезков было совершенно неочевидно, насколько активно можно сопротивляться натиску конкурента, рискуя потерей позиции.

В итоге, многочисленные фанаты были вынуждены наблюдать за тем, как пилоты просто наматывают круги, не решаясь искать пределов возможностей своей техники, оставляя комфортный запас прочности по всем статьям и заботясь только о численных показателях, недоступных пониманию обычного зрителя. Параметры, отображающие состояние задней резины, определяли количество кругов, которое гонщик сможет проехать без остановки. В итоге гонка стала примером бездарного использования великолепной трассы, прекрасных машин и выдающихся пилотов. Такой формат соревнований оказывает медвежью услугу всему автоспорту в целом.

Восьмая подряд победа в одном сезоне сделала Феттеля рекордсменом © LAT
Восьмая подряд победа в одном сезоне сделала Феттеля рекордсменомФото: LAT

Но, несмотря на все это, Себастьян Феттель продлил рекордную серию до восьми побед подряд. Едва лишь днем ранее он завоевал поул, стало понятно – едва ли кто-то или что-то сможет помешать ему вновь стать сильнейшим.

В команде, конечно, немного поволновались, когда, забрав машину из закрытого парка, обнаружили какие-то посторонние элементы в трансмиссии – из-за этого даже пришлось приводной вал с одним из узлов крепления. Тем не менее, преимущество RB9 в скорости на американской трассе было настолько велико даже в сравнении с другими этапами сезона, что Себу нужно было всего лишь грамотно распорядиться тем, что было у него в руках.

Кольцо в Остине отличает уникальная геометрия первого поворота – он представляет собой шпильку с невероятно широким входом, то есть внешняя траектория здесь, безусловно, является выигрышной. Так что у единственного пилота, который мог бы потенциально угрожать планам Феттеля – его собственного напарника Марка Уэббера – была заведомо невыгодная внутренняя позиция на решетке. Там он оказался из-за собственной ошибки, допущенной в предпоследнем повороте квалификационного круга. Австралийцу нужно было постараться, чтобы хотя бы не потерять второе место.

Прогнозы начали сбываться, едва девушки из группы поддержки закончили свой зажигательный танец. Феттель стартовал не безупречно, но смог удержать позицию. Уэббер же, уходивший в бой с грязной стороны трассы, оказался прижат к внутренней бровке, где ему, вдобавок, пришлось приподнять ногу с педали газа, чтобы не поддеть машину Феттеля.

Всё это в совокупности привело к плачевному результату: на входе в первый поворот Марк уступил позицию Ромену Грожану на Lotus, а на последующем разгоне – еще и Льюису Хэмилтону на Mercedes. Теперь Себастьяну уже точно можно было ничего не опасаться…

Вслед за Феттелем, Грожаном, Хэмилтоном и Уэббером вниз с холма ко второму повороту промчались Нико Хюлькенберг на Sauber и Фернандо Алонсо на Ferrari. Их вплотную преследовали пилот Williams Валттери Боттас и его коллега из Force India Пол ди Реста. Двое последних обогнали на старте Хейки Ковалайнена: вернувшийся в гонки финн не так здорово среагировал на погасшие стартовые огни из-за отсутствия в этом году боевой практики.

К 12-му повороту – затяжному левому в конце длинной дальней прямой – пилот Lotus опустился еще на пару позиций, пропустив вперед и Даниэля Риккардо на Toro Rosso и Нико Росберга на Mercedes.

Почти тут же нашлась работа для машины безопасности – в скоростном изломе Адриан Сутиль боролся колесо в колесо с Пастором Мальдонадо, находившимся левее – казалось, что смещаясь в сторону соперника, Адриан не осознавал, что там находится Williams гонщика из Венесуэлы – в итоге немецкого пилота развернуло на высокой скорости и отбросило в металлический барьер.

Из-за аварии Сутиля пелотон провел четыре круга позади машины безопасности © LAT
Из-за аварии Сутиля пелотон провел четыре круга позади машины безопасностиФото: LAT

Когда гонка возобновилась, Феттель продолжил осуществлять свой план в том же ключе, что и ранее, уже к четвёртому кругу оторвавшись от Грожана на две секунды и продолжая прибавлять еще по несколько десятых на каждом последующем проезде стартовой прямой. За машиной безопасности пилоты смогли несколько сберечь ресурс своих шин, но, тем не менее, после рестарта особой борьбы зрители вновь не увидели, так как все были настроены на осторожный подход в работе с резиной.

Пилоты, в том числе квалифицировавшиеся вне первой десятки – за исключением Жана-Эрика Верня на Toro Rosso – предпочли начинать гонку на мягкой резине Medium. Она позволяла ехать быстрее, а изнашивалась почти в том же темпе, что и Hard. Но постепенно вопрос о температуре задних шин стал набирать актуальность. Нагреваясь выше определенного лимита, шины теряли свои сцепные свойства, а их структура переставала выдерживать нагрузки. С командных мостиков то одного, то другого гонщика предупреждали, что надо быть поаккуратнее.

Феттель продолжал легко отрываться от Грожана, который, в свою очередь, создал примерно такое же – порядка двух секунд - преимущество над Льюисом Хэмилтоном. Марк Уэббер и так, и эдак пытался пройти более медленную Mercedes, но в зоне DRS на Red Bull срабатывал ограничитель оборотов, что лишало австралийца возможности провести успешную атаку. На этом этапе никто не пытался выжимать из машины максимум. Позже в ключевые моменты у некоторых пилотов случались вспышки активности, позволявшие им сократить отрывы, но в целом это не нарушало общей консервативной тенденции.

И все же, наблюдая за тем, как Грожан отрывается все дальше, Уэббер не мог просто ехать за Хэмилтоном и чего-то ждать. На 13-м круге он за счет позднего торможения прекрасным маневром по внешней траектории опередил Льюиса во второй зоне DRS перед 12-м поворотом.

Хэмилтон какое-то время пытался контратаковать, но довольно быстро получил из боксов сообщение о том, что дела с температурой задних шин становятся все хуже, и что если он не хочет останавливаться дважды по ходу гонки для смены резины, то стоит умерить свой пыл. Так что британец подотстал и возглавил группу, в которой с небольшими отрывами друг от друга ехали Хюлькенберг, Перес, Алонсо и Боттас.

«Задача была в том, чтобы беречь шины, но при этом не подпускать слишком близко тех, кто был за мной, – пояснял потом Льюис, – если Хюлкенберг проезжал круг на десятую лучше меня, то следующий я должен был пройти на две десятых быстрее. В сложившихся обстоятельствах мы вряд ли могли претендовать на большее».

Ковалайнен начал гонку не лучшим образом © LAT
Ковалайнен начал гонку не лучшим образомФото: LAT

По крайней мере, у Хэмилтона дела шли лучше, чем у его напарника Нико Росберга, который уперся в неуступчивого Риккардо, ехавшего на десятой позиции – в то время как следом за немцем поджидал момента еще и Ковалайнен.

Хейкки первым провел свой плановый пит-стоп на 17-м круге, что было довольно рано для тактики одной остановки. С одной стороны, это позволило ему на какое-то время получить преимущество относительно тех, кто раньше был непосредственно впереди на трассе. Но, в тоже время, финну теперь предстояло провести 39 кругов на одном комплекте Hard, надеясь извлечь максимум из общеизвестной бережливости Lotus в обращении с шинами.

По мере того, как для большинства пилотов первый отрезок подходил к концу, некоторым из них – у которых резина сохранилась в хорошем состоянии – было позволено взвинтить темп. Это было в особенности видно в случае с Алонсо, который насел на Переса, пытаясь отобрать у него пятое место, а там и до Хюлькенберга, шедшего четвертым, было рукой подать. Но обгонять на этой трассе сложно, а Серхио блестяще оборонялся. А вот Росберг наконец-то смог опередить Риккардо и бросился в погоню за ди Рестой. В этот раз Force India неожиданно оказалась весьма агрессивной по отношению к расходу шин, и шотландец вынужден был отстать от опережавшего его Williams Валттери Ботаса – который, в свою очередь, удивительным образом обретя в Техасе скорость, держался не так уж и далеко от связки Перес/Алонсо.

Мостик McLaren скомандовал Пересу заезжать в боксы в конце 22-го круга, чтобы обезопасить его от атак Алонсо. В Ferrari продержали своего пилота на трассе еще какое-то время, пытаясь уберечь его от опасностей чересчур длинного второго отрезка. В результате, решение команды сработало на руку Фернандо. Испанец продолжал ехать на Medium, задняя резина все еще работала, а Перес, сменив шины, застрял за Sauber Эстебана Гутьерреса, останавливавшегося еще во время выезда на трассу машины безопасности. К тому же, впереди пары мексиканцев был еще Жан-Эрик Вернь, стартовавший на сликах Hard с прицелом на максимально длинный первый отрезок.

Гутьеррес смог пробраться мимо Toro Rosso француза в 12-м повороте на 25-м круге, Перес последовал примеру соотечественника кругом позже. В этот момент Алонсо и поступил сигнал с мостика Ferrari. Когда Фернандо выезжал с пит-лейна, Перес уже мчался по прямой вдоль боксов, имея явный перевес в скорости – но все же, перед первым поворотом испанец смог оказаться впереди.

В Sauber ответили на пит-стоп Скудерии, кругом позже проведя пит-стоп Хюлькенберга: Нико остался впереди Алонсо благодаря трехсекундному преимуществу до остановки, однако остался позади Хэмилтона, который в свою очередь сменил шины на 25-ом круге. Почти за полминуты до пит-стопа Хюлькенберга в боксах побывал и лидер гонки Себастьян Феттель. Опережая ближайшего соперника на восемь секунд, немец полностью владел ситуацией и не пытался выжать из машины сверх того, что было необходимо.

Феттель контролировал свой темп, состояние резины и отрыв от преследователей © LAT
Феттель контролировал свой темп, состояние резины и отрыв от преследователейФото: LAT

«Уже по пути на стартовую решетку я почувствовал, что машина ведет себя лучше, чем в квалификации – примерно так же, как в пятницу. Нужно было выбирать темп, исходя из ресурса резины, постоянно отслеживая ситуацию, так что было приятно видеть, как отрыв от соперников растет, несмотря на все сложности. Это означало, что в каких-то ключевых местах можно было не слишком нагружать шины, что давало преимущество по их работе ближе к концу отрезка», – отметил Себ после финиша.

Надо сказать, что на первом комплекте он все же проехал даже чуть дольше, чем следовало бы.

«Да, на последних кругах моего отрезка на мягких шинах мне пришлось немного помучаться, потому что я попал в траффик, из-за чего резина стала остывать, – признал Феттель. – Несмотря на отрыв от соперников, нам раньше остальных пришлось столкнуться с этой проблемой».

«У Red Bull было ощутимое превосходство в скорости, – прокомментировал расклад сил Грожан, остановившийся на 29-м круге. – Их машина просто феноменально быстра».

Чуть ранее боксы посетил Уэббер, чьим механикам удался рекордно быстрый пит-стоп – 1,95 секунды. После остановки в боксах Марк начал активнее догонять Ромена: на жестких шинах преимущество Red Bull над Lotus выросло еще на пару десятых с круга. Непосредственно после пит-стопа Уэббер уступал сопернику 2,2 секунды, но быстро сокращал разрыв. Уже через четыре круга австралиец догнал Грожана, и, казалось, обгон неизбежен. Но, как только Марк оказался на хвосте у соперника, его темп сразу же упал на секунду. Неужели возникла какая-то неисправность?

Уэббер настигает Грожана © LAT
Уэббер настигает ГрожанаФото: LAT

«Нет, просто температура шин стала слишком высокой, – позже рассказал Уэббер. – Ромен отлично проводил гонку. Он был очень быстр в конце первого сектора – именно там, где нужно подбираться как можно ближе [здесь расположена точка замера отрыва системы DRS], чтобы потом иметь возможность атаковать на прямой. Я делал все, что мог, но периодически нужно было чуть сбрасывать, чтобы охладить резину и затем вновь пытаться обогнать».

Грожан знал, в каком именно месте ему необходимо быть быстрее соперника, а где можно атаковать не слишком интенсивно: «В 12-м повороте мне было важно видеть в зеркалах, что Марк достаточно далеко позади – а значит, я должен был как можно быстрее проходить связку восьмого и девятого поворотов».

И вновь Ромен пилотировал безупречно в условиях достаточно жесткого прессинга. Но преимущество Феттеля меж тем всё равно выросло до десяти секунд.

На точно таком же отдалении от сражения Грожана с Уэббером свою гонку продолжал Хэмилтон, который все еще, хоть и не намного, опережал Хюлькенберга, Алонсо и Переса.

Боттас после своего пит-стопа оказался позади Гутьерреса, у мексиканца была отличная от всех остальных тактика, а пилоту Williams предстояло сохранить резину на протяжении более длительного, чем у большинства пилотов отрезка, так что он немного подотстал.

Но как только Валттери получил разрешение атаковать соперника из Sauber, он прибавил и начал борьбу за позицию. На 35-м круге финну удалось опередить соперника перед 12-м поворотом, но он слишком глубоко сместился на внешний радиус, и Эстебан контратаковал на выходе. Тем не менее, Боттас оказался достаточно близко к мексиканцу в точке замера отрыва перед стартовой прямой, так что у него была отличная возможность подобраться к сопернику в первом повороте.

Гутьеррес вновь попытался вытеснить финна, но тот остался снаружи в скоростном втором повороте. В какой-то момент расстояние между машинами сократилось до опасного, но Валттери не дрогнул.

Боттас был одним из лучших за спинами лидеров © LAT
Боттас был одним из лучших за спинами лидеровФото: LAT

«На каждом отрезке у меня было все по паре кругов, когда я мог ехать в полную силу, – поведал Боттас после гонки, - так что мне нужно было обгонять именно в этот самый момент».

Гутьеррес в итоге поехал в боксы и, вернувшись, оказался далеко позади, а перед Валттери, оказавшимся уже на восьмой позиции, теперь стояла непростая задача – постараться не пропустить Росберга, но, в тоже время, сберечь резину.

Пилот Mercedes до этого обошел Ковалайнена, который через несколько кругов после пит-стопа вдруг разом потерял около 20% прижимной силы. Финн испытывал сильнейшую недостаточную поворачиваемость, и ему пришлось ехать в боксы, чтобы заменить переднее антикрыло. В итоге Хейкки лишился шансов на финиш в очковой десятке. Команда после гонки изучила снятое с его Lotus крыло, но не нашла никаких отклонений. [Позже было установлено, что виной аномалии почти наверняка стал засорившийся воздухозаборник системы охлаждения тормозов]

За 20 кругов до финиша Алонсо вновь перешел в атакующий режим и догнал Хюлькенберга, на 40-м круге он подъехал к немцу и начал искать лазейку, чтобы провести обгон.

В этот момент Ferrari была едва ли не самой быстрой машиной на трассе – но важно оговориться, что даже её пилот в тот момент ехал всё же не в полную силу. На 46-м круге Фернандо пошел в атаку с использованием DRS на стартовой прямой, в первом повороте он сместился на внешнюю сторону и прижал Хюлькенберга, вынудив его выйти на следующую короткую прямую по широкой траектории. При этом сам испанец прошел поворот по идеальной линии и вышел вперед на следующем торможении. Обгон был прекрасным, но было очевидно, что с точки зрения износа шин за него придется заплатить высокую цену.

В Остине Хэмилтон вновь обрёл былую форму © LAT
В Остине Хэмилтон вновь обрёл былую формуФото: LAT

Хэмилтотон заметил, что в его зеркалах заднего вида теперь мелькает не Хюлькенберг, а Алонсо.

«После этого мне пришлось поднажать», – признался он. В итоге Фернандо вынужден был принять предложенный Льюисом темп и поддерживать его столь долго, на сколько хватило ресурса шин. Довольно скоро задняя резина у него стала сдавать. У Фелипе Массы подобные проблемы возникли еще раньше, так что на 38-м круге ему пришлось-таки перейти на тактику с двумя пит-стопами, выпустив вперед Риккардо и Баттона.

А впереди Феттель продолжал наматывать круги. Гийом Роклен, его гоночный инженер, постоянно напоминал пилоту, что следует быть аккуратнее с резиной, но Себ его словно не слышал. Раз за разом он показывал быстрейшее время на круге, заставляя нервничать команду – но это происходило по той лишь причине, что все пилоты вынуждены были в тот момент ехать очень сдержанно из-за возможных проблем с шинами. Чемпион весьма разумно использовал преимущество Red Bull, поддерживая приличный, пусть и не огромный отрыв от Грожана.

А вот шансы Уэббера опередить гонщика Lotus таяли на последних кругах так же, как его резина. Напротив, Боттас, после того, как ему позволили взвинтить темп, чтобы обезопасить себя от возможных атак со стороны Росберга, буквально полетел. Хюлькенберг начал вновь догонять Алонсо, шины на Ferrari испанца были в удручающем состоянии, несмотря на то, что тот старался не слишком усердствовать.

На последнем круге Sauber стрелой пронеслась мимо Ferrari к первому повороту, но Алонсо смог перекрестить траектории и вернуть позицию на выходе из виража. С учетом нынешних реалий команды из Маранелло и пятое место на финише было очень хорошим результатом, который, к тому же позволил закрепить за Фернандо звание вице-чемпиона.

На последних кругах Перес отстал от пары Алонсо/Хюлькенберг, но, тем не менее, остался вне зоны досягаемости для Валттери Боттаса. Баттон финишировал позади Росберга, замкнув очковую десятку. На финальном отрезке гонщик McLaren смог обойти ди Ресту и Риккардо.

Победа Феттеля позволила ему побить очередной рекорд Формулы 1 – по числу побед, одержанных подряд в течение одного сезона. Несмотря на все свои заслуги, Себ был очень впечатлен тем, что на финише у него брал интервью сам Марио Андретти.

«Вы легенда», – сказал он чемпиону 1978 года. Не волнуйся, Себ, со временем и ты ей станешь.

ГП США: обзор гонки от Марка Хьюза
ГП США: обзор гонки от Марка Хьюза

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle