Как ралли открыло Роберту Кубице дорогу в новую жизнь
Не стоит вспоминать недавние аварии Роберта Кубицы, ведь в этом году он продемонстрировал на трассах WRC все то, за что его так ценили в Формуле 1. Дэвид Эванс решил проанализировать минувший сезон поляка и то, чего он может достичь на новом поприще
Мы не дождались Роберт Кубицу. Я не знал, как сказать это по-польски, а рядом со мной стояла толпа людей, на лицах которых застыло бесконечное разочарование.
Их герой завершил гонку в деревьях – его покореженная машина лежала где-то выше по дороге, лежала вверх колесами, причем уже не первый раз за последние дни. Дебют Роберта в составе заводской команды Citroen оказался далеко не таким, как он себе представлял. Кубица не смог победить грязь на спецучастке Hafren и неверно понял штурмана при прохождении допа Dyfi.
С другой стороны, изначально он и вовсе не планировал выступать в Уэльсе за рулём заводской машины класса WRC, поскольку надеялся посетить два заключительных этапа сезона Формулы 1 в Остине и Сан-Паулу. Желание Кубицы вернуться в Большие Призы давно всем известно, но пока его стремления недостаточно, чтобы оказаться на дороге, ведущей в Ф1.
«Этого было бы легче добиться, если бы я выступал в каких-нибудь кольцевых гонках, - поделился мыслями Кубица. – Но это не для меня. Я нашел себе новый вызов, да и вообще никогда не искал легких путей».
В этом году Роберт Кубица прошел в ралли непростой путь. Вы ошибетесь, если подумаете, что польский пилот всегда любил именно эти гонки, потому что выступал в них периодически до той трагической аварии в феврале 2011 года.
На самом деле, он никогда не рассматривал WRC, как приоритетную для себя дисциплину. Ирония судьбы в том, что сейчас он похож на алкоголика, которому нужно выпить, чтобы обрести жизнеспособность.
И Роберт, у которого ралли едва не отняло жизнь, и именно благодаря этим гонкам смог вернуться к привычной для себя жизни.
Я не был знаком с Кубицей до этого года, но мне довелось пообщаться с людьми, которые знают его уже давным-давно. Из их слов я понял, что он вновь стал таким же бойцом, каким его привыкли видеть в Формуле 1. Кроме того, поляк очень любознателен, что выделяет его на фоне соперников.
Кубица – это человек, который тоннами поглощает информацию. И если посмотреть, как быстро он адаптировался к раллийным соревнованиям, стоит признать: его метод работы и понимание ситуации просто исключительны. Никто из раллийных гонщиков в прошедшем сезоне не трудился столь упорно, как Роберт. И поэтому никто не заслуживает такого шанса сделать шаг вперед, как он.
Сам Кубица говорит о необходимости получения опыта, причем на протяжении нескольких лет, ведь только так можно добраться до вершины в WRC – и сейчас мне сложно отказаться от мысли, что у него получится пройти этот путь кратчайшей дорогой.
Правда, на пути получения опыта лучше избегать срезок. И на дорожках Уэльса это обстоятельство получило недвусмысленное подтверждение. Те повороты, в которых Роберт не справился с управлением, не были какими-то особенными.
На протяжении дистанции ему предстояло проехать сотни более сложных виражей, но в ближайшие 11 месяцев гонщик будет вдали от них. Потому только в следующем году, сев в преддверии этапа за руль обычной дорожной машины, Кубица сможет лучше разобраться в прохождении трассы – если, конечно, все же решит продолжать свою карьеру в WRC.
И это наверняка огорчает Кубицу. Если бы он ошибся в повороте «Ложка» на Сузуке – или на любом другом участке стационарного автодрома – то машину просто вытащили бы из гравийной ловушки, и он смог бы продолжить работу уже в следующей сессии. Или поработать там же на тестах – пусть и не за рулем автомобиля Ф1, но это помогло бы ему разобраться с особенностями конфигурации кольца.
Реалии раллийных гонок таковы, что здесь приходится ждать целый год.
Опыт выступления на таких этапах, как Ралли Великобритания, невозможно получить как-то иначе. Конечно, с дорогами ничего не происходит и они остаются прежними, но условия на трассе сильно меняются, особенно когда идет дождь. А в сухую погоду вы вряд ли разберетесь, как требуется проезжать участки в ситуации, когда из-под колес летят куски грязи, многократно снижая сцепление на выходе из поворотов.
Не стоит и думать, что Роберт впервые увидел допы, когда выехал на них в рамках ознакомления за пару недель до старта. Он делает все, что может, дабы лишить соперников преимущества. Поляк потратил много времени на просмотр всех роликов YouTube с записями бортовых камер, каких только смог разыскать. Скажу больше –еще до того, как выехать на ознакомление со спецучастками, он уже сделал для себя предварительную версию стенограммы.
Кубица вовсе не обладает сверхспособностями, и любой пилот способен сделать столько же, сколько Роберт. Но при этом поляк очень серьезно относится к подготовке к этапам - фактически он всегда успевает отработать перед гонкой чуть лучше остальных.
Он всегда тщательно и целенаправленно анализирует все происходящее в сервисном парке. И если что-то в его автомобиле работает не так, как он ожидал, либо прохождение поворота ему не понравилось, Роберт всегда внимательно изучает телеметрию. Он требователен к анализу данных. И ему всегда важно знать, почему во время подготовки команда допустила ошибку - ведь он хочет, чтобы в следующий раз все прошло гладко.
Тут-то мы и приходим к пониманию, почему события, предшествующие Ралли Великобритания, стали для гонщика едва ли не самым серьезным разочарованием за всю гоночную карьеру. Речь о решении его штурмана Мачека Барана прекратить сотрудничество в преддверии столь важного события.
У Роберта такой демарш напарника вызвал оторопь, и он это не скрывал, но Кубица не из тех, кто будет срывать зло на друзьях.
Роберт и Мачек давно работали вместе, и у них была устная договоренность ближайшие три года выступать в WRC, но в последний момент, откатав один неполный сезон, штурман поменял свое решение.
Убедительная победа Кубицы в зачете WRC2 лишний раз показала, насколько тщательно он подходит к своей работе. И по логике вещей они с Бараном должны были продолжать свое восхождение.
Только те, кто знают Роберта, могут понять, насколько тяжело ему было, ведь для него этот поступок выглядел самым настоящим предательством, после которого проще было бы вернуться в кольцевые гонки, где в каждом повороте приходится надеется только на самого себя, а не доверять свою жизнь человеку, сидящему справа. Случись так, это стало бы трагедией для WRC. Для мира ралли Кубица – настоящий герой, в будущем он несомненно скажет свое веское слово в чемпионате мира.
Конечно, оказаться в такой ситуации без своего верного штурмана – болезненный удар для Роберта, но он прошел за чрезвычайно короткий промежуток времени слишком долгий путь, чтобы остановиться в решающий момент. И поляку не впервой попадать в подобные ситуации…
Несмотря на тяжелые эмоции, которые испытывал Роберт в тот момент, он смог быстро прийти в себя и проявить свойственное ему чувство юмора. «Думаю, мы увидимся в Монте-Карло…», – произнёс я, готовясь прощаться.
«Надеюсь, где-нибудь мы обязательно встретимся, – мгновенно ответил он. – Ведь если это случится, значит, мы всё еще живы!».
Кто-кто, а Роберт Кубица знает об этом не понаслышке.