Как собственные амбиции едва не привели McLaren к провалу

Джонатан Нобл
30 декабря 2013 в 12:45

В McLaren недооценили все риски, когда решили проектировать машину к нынешнему сезону Ф1 с чистого листа - и вынуждены были дорого заплатить за это. Джонатан Нобл рассказывает, как было дело

Если и есть какая-то единственная причина, которой McLaren может объяснить свои главные проблемы в прошедшем сезоне Формулы 1, то это её собственные амбиции.

В 2012-м команда была одним из главных претендентов на титул, завершив тот сезон с быстрейшей машиной в пелотоне. Затем британцы без особых волнений провели зиму, развивая выбранную еще летом концепцию радикального дизайна нового автомобиля.

В Уокинге посчитали, что достигли потолка в развитии своей предыдущей модели MP4-27. Потому лишь эволюция прошлогодней машины, исчерпавшей возможности совершенствования, не привела бы к росту результатов – тогда как соперники, без всяких сомнений, добились бы прогресса и перехватили инициативу. Тогда-то в McLaren и решились на смелый шаг.

Перейдя к использованию передней подвески на тянущих рычагах, пересмотрев конструкцию задней части машины и решившись на агрессивный дизайн корпуса в области выхлопных труб, команда в итоге столкнулась с массой проблем, стараясь заставить ехать быстро автомобиль, который, как оказалось, крайне чувствителен к изменению дорожного просвета.

В итоге минувший сезон стал для McLaren худшим за несколько последних десятилетий: впервые с 1980-го британцы не смогли завоевать ни единого призового кубка.

На протяжении многих часов, дней и недель инженеры и боссы ломали себе голову, что же пошло не так – а ответ оказался предельно простым.

И это вовсе не серьезные проблемы с корреляцией данных из аэродинамической трубы, хотя они также сказались на темпе машины, - и не ошибочный выбор принципиальной концепции автомобиля. Не эти факторы привели к низким результатам. В конечном счете, в McLaren просто просчитались на стадии планирования.

Британцы недооценили, насколько сложно претендовать на лидерство, избрав полностью новую философию в создании машины. Другими словами, амбиции команды просто оказались выше её возможностей.

На презентации новой машины ожидания команды были высоки © LAT
На презентации новой машины ожидания команды были высокиФото: LAT

Вина McLaren в том, что она переоценила свои силы и способности, надеясь сразу же заставить эффективно работать MP4-28 с радикальными решениями: команда не учла, как много времени придется потратить на изучения особенностей новой машины, чтобы полностью раскрыть её потенциал. А в том, что он очень серьёзен, в Уокинге не сомневались.

Но когда британцы разобрались со всеми проблемами и заставили-таки автомобиль работать как надо, соперники были уже далеко впереди.

McLaren на полгода отстала от других топ-командам в соревновании по совершенствованию техники - и в наши дни, когда борьба в Формуле 1 складывается невероятно плотно, наверстать эти потери было просто невозможно.

Босс команды Мартин Уитмарш считает, что первые ошибки были допущены еще летом 2012-го, когда инженеров охватило беспокойство относительно темпов прогресса тогдашней машины.

«Обычно, при неизменном регламенте во время межсезонья можно отыграть секундe-полторы, - рассказал он AUTOSPORT. – Именно с такими цифрами мы имели дело в последние годы.

Как правило, прогресс никогда не стоит на месте, ваш автомобиль так или иначе всегда прибавляет в скорости – в итоге вы всем довольны, и все выглядит хорошо. Но иногда возникает застой, вы начинаете беспокоиться или даже паниковать.

В прошлом году мы анализировали темпы развития – в нашем распоряжении была достойная машина, но в какой-то момент прогресс замедлился.

С каждой неделей вы прибавляете в прижимной силе по несколько процентных пунктов, но когда на протяжении полутора месяцев этого не происходит, вы начинаете волноваться.

Наверное, в тот момент наши инженеры стали переживать, что движения вперед нет, и мы стоит на месте. А потому пришла мысль: "Хорошо, мы – амбициозная команда. Нам не нужна просто хорошая машина - мы хотим иметь в следующем сезоне самый быстрый автомобиль". И наши приоритеты кардинально изменились.

Но мне кажется, мы утратили целостное понимание машины, хотя в конце года внедрили несколько хороших идей. В Ф1, складывая 2 и 2, вы получаете 3,5, а вовсе не 5. Мы не приняли это во внимание, вот в чем наша основная ошибка».

Но McLaren виновна не только в том, что переоценила свои силы, выбрав радикальный подход при создании новой машины: кроме того, в команде твёрдо верили, что им по силам справиться с задачей практически любой сложности на этапе модернизации по ходу сезона.

Мартин Уитмарш признает, что его команде помешало собственное упрямство © LAT
Мартин Уитмарш признает, что его команде помешало собственное упрямствоФото: LAT

В начале сезона в Уокинге были те, кто считал наилучшим вариантом возвращение к машине 2012 года – но их призывы не нашли поддержки, так как конструкторы, работавшие над MP4-28, стояли на своём и твердили, что добьются от новинки эффективности.

«Мы были упрямы и лишь со временем осознали, что, возможно, действуем сами себе во вред, - раскаялся Уитмарш. – Но когда мы дошли до момента "Хьюстон, у нас серьезная проблема", то проигрывали уже полгода [в развитии машины], а это - 1-1,5 секунды [на круге].

А затем перед нами встал вопрос подготовки к переходу на новый регламент в 2014-м, что лишь усугубило ситуацию – это может звучать как оправдания, но я не сторонник их искать.

Если бы в 2014-м правила остались бы неизменными, мы бы сказали: "Нам надо заставить работать этот автомобиль". Но в тот момент нас всё больше начинали заботить грядущие перемены, мы понимали, что за этот и два следующих года команде предстоит использовать три разных силовых установки [Mercedes V8, Mercedes V6 и Honda V6 соответственно]. Так что иногда вам приходится принимать непопулярные решения.

Вы всегда надеетесь, что в один прекрасный момент придумаете что-то, позволяющее разом оставить позади все проблемы. Но дело в том, что у нас не было какой-то фундаментальной слабости».

Объяснение проблем McLaren, по крайней мере, имеет некоторые воодушевляющие знаки в перспективе: инженеры, занимающиеся шасси, теперь знают, что пошло не так.

Высокие амбиции команды в этой непростой ситуации удалось обуздать за счет эффективного управления, а нехватку сплоченности в рядах конструкторов решило назначение на должность инженерного директора Мэтта Морриса, который помог навести порядок. Источники говорят, что он уже внес немалый вклад. Но сезоном все же пришлось пожертвовать.

Может, самое лучшее для McLaren в этой ситуации – холодный душ неудач позволил команде трезво оценить свои силы и возможности. Британцы дорого заплатили за свои ошибки, но теперь они, по крайней мере, куда лучше представляют слабые места в своей структуре организации процессов.

Уитмарш добавил: «Неудачи больно ранят. Но иногда подобная встряска – именно то, что вам лично и вашим подопечным и требуется.

Я оптимист по жизни, потому могу сказать, что не хотел бы вновь оказаться в подобной ситуации. Но отныне мы не будем боятся принимать сложные решения, на которые не отважились пойти минувшей зимой.

В McLaren уверены, что усвоили важные уроки © LAT
В McLaren уверены, что усвоили важные урокиФото: LAT

Если вы можете себе это представить, еще начиная с межсезонья [2012/2013] и вплоть до стартового этапа в Австралии мы думали, что будем столь же сильны, как и другие топ-команды.

И если вы заявите коллективу из 180 инженеров, что требуется все изменить коренным образом – каждый из них все равно продолжат считать, что выполнил свою часть работы лучше остальных, пусть даже и никогда не признается в этом.

Я думаю, в этом году мы многое смогли исправить. Знаете, кто-то, может быть, и захочет заявить: "Нам нет нужды ничего менять в своем подходе, ведь мы хорошо справились с работой", но большинство команды едва ли вправе говорить что-то подобное. Ведь на самом деле это не так.

В действительности, пойти на изменения в нашем спорте не так сложно. Новации важны в любом организации, причем не важно, хорошо вы справляетесь со своей работой или нет. Гораздо труднее добиться перемен в той структуре, где считают, что дела в полном порядке».

Нет никаких гарантий, что в 2014-м McLaren вернется на свои прежние позиции, ведь следующий год знаменует окончание многолетнего сотрудничества британцев с Mercedes, после чего команда вступит в новую эпоху партнёрства с Honda.

Но, по крайней мере, команда столкнулась лицом к лицу с суровой реальностью и теперь знает, что обязана изменить свой подход, если не хочет еще один год провести в глубине турнирных таблиц.

Серьезные изменения в регламенте наверняка перетасуют расстановку сил в пелотоне, многие технические решения канут в лету – но в то же время у McLaren уже точно не будет оправданий, если команда не сможет вернуться в борьбу за самые высокие позиции.

Разумеется, британцы ни в коем случае не должны отказываться от своих амбиций и устремлений – нужно всего лишь не ставить их превыше всего остального.

Как амбиции помешали McLaren
Как амбиции помешали McLaren

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle