Филипп Гаутерон: Мне удалось поработать со многими российскими пилотами

25 декабря 2015 в 10:24
Фото: Campos

Представляем вашему вниманию эксклюзивное интервью AUTOSPORT.com.ru с руководителем команды GP2 и GP3 Campos Филиппом Гаутероном.

Французский специалист рассказал, как сам попал в гонки и что необходимо для того, чтобы стать гоночным инженером, каковы отличия в работе с российскими пилотами и гонщиками из других стран, а также о важности картинга в развитии юных гонщиков и о необходимости набора опыта в младших сериях перед переходом в Формулу 1.

Вы были гоночным инженером и тренером многих российских гонщиков – есть ли какие-то отличия в работе с россиянами от сотрудничества со спортсменами из других стран?

Началась моя работа с россиянами с Виталия Петрова – не скажу, что поначалу это было легко, но потом всё наладилось. После него меня стали находить другие гонщики из России. Так и получилось, что мне удалось поработать со многими российскими пилотами. Думаю, принципиальной разницы в работе с россиянами и представителями других стран нет.

Что вы можете сказать о Константине Терещенко, с которым работаете сейчас?

В прошлом году он дебютировал в Формуле 3 и в свой второй сезон показал существенный прогресс. Он очень агрессивный пилот, он легко добивается максимума на быстром круге – это хорошая характеристика для гонщика. Константин хорошо адаптируется в команде, быстро находит общий язык со всеми. Полагаю, от него можно ждать сюрпризов!

Что нужно для того, чтобы стать гоночным инженером?

Естественно, у вас должно быть техническое образование, лучше инженерное. Свою карьеру строить надо с младших серий, потом шаг за шагом ты набираешься опыта, движешься по карьерной лестнице вверх в более серьёзные чемпионаты. На топ-уровне уже едва ли не больше техники важна психология, чтобы можно было эффективно выстраивать взаимодействие с пилотом. Если в Формуле 1 хороший гоночный инженер – это прежде всего "технарь", то в молодёжных сериях необходимо быть техническим специалистом и психологом примерно поровну.

Причём хорошим психологом ты должен быть не только с молодым гонщиком, но и со взрослым пилотом. Когда работаешь с юными подопечными, они могут не всегда хорошо разбираться в технике, в пилотаже. Да и плюс у них свои особенности в силу возраста – надо уметь находить к ним подход, потом гонщик растёт и как человек, и как пилот, что требует изменения в отношениях с ним. Это весьма непростой процесс, но если всё удалось – работа будет эффективной.

Виталий Петров
Виталий Петров

Как началась ваша карьера в гонках?

Тогда я учился в университете, и одна французская команда искала инженера – я заявил о себе и меня взяли, поскольку моё знание немецкого языка было преимуществом, ведь необходимо было общаться с немецким специалистом по двигателям. Поначалу я работал на энтузиазме в свои летние каникулы, на выходных, но затем втянулся, и гонки стали моим основным занятием.

Говорят, вы не только гоночный инженер, но и спортивный тренер…

В общем-то так и есть. Всё началось с Виталия Петрова, с которым мы работали не только на трассе, но и за её пределами – физическая подготовка, психологическая. Такое всестороннее сотрудничество пилота и тренера оказалось весьма эффективным, поэтому вскоре я начал также работать и с другими гонщиками.

Для каждой гоночной категории у вас отдельные программы подготовки?

Серьезная разница есть в младших сериях, но вот в работе с гонщиками Формулы 1, GP2 и GP3 разницы уже не так много. В GP3 у пилотов гораздо больше возможностей для развития, а после перехода в GP2 и тем более в Формулу 1 времени на взаимодействие с тренером становится меньше, поэтому важно добиться максимума именно в тот период, когда карьера еще на старте. Если гонщик считает, что в GP3 нет смысла чему-то учиться и он всё наверстает в Формуле 1, он сильно ошибается.

Каков на ваш взгляд оптимальный формат развития карьеры молодого пилота?

Для обучения и получения базовых навыков начинать необходимо с картинга, а оттуда лет в 15 переходить в Формулу 4. Следующий шаг – либо Формула Renault 2.0, либо Формула 3. Поверьте, наш опыт говорит, что это идеальная школа. Затем есть смысл попробовать себя в GP3, а дальше уже идти в GP2 и пытаться пробиться в Формулу 1. Очень серьёзным вызовом для гонщика будет переход из Формулы 3 сразу же в GP2.

[>]Топ-10 пилотов GP2 и GP3 сезона-2015

Но Виталий Петров, с которым вы работали, не выступал в картинге. Это было проблемой?

Нет, отсутствие картингового опыта не стало серьёзной преградой, просто ему пришлось в формульных гонках учить то, что другие гонщики познавали на картах. Но у нас была обширная тестовая программа перед дебютом в GP2 – мы провели с Петровым 25 тестовых дней, чтобы познать основы. Отсутствие опыта в картинге – не проблема, если у гонщика достаточно усердия, чтобы наверстать упущенное. Как показал опыт Виталия, он отлично справился с этой задачей.

Даже в наши дни вполне можно быть успешным формульным гонщиком, не выступая в картинге, однако для этого необходимо, чтобы пилот начал, во-первых, достаточно рано гоняться, в каких бы то ни было гонках. С 15-17 лет пробиться в Формулу 1 можно, но если начать карьеру в 21-23, это будет сделать намного сложнее, хотя нельзя сказать, что невозможно. Во-вторых, гонщик должен быть подготовленным физически и психологически, а знание техники будет дополнительным преимуществом.

Могут ли девушки пробиться в гонки топ-уровня?

Бейтске Виссер
Бейтске Виссер

Не думаю, что у девушек есть какие-то препятствия, чтобы оказаться в топ-сериях! Очень быстра Бейтске Виссер, выступающая в Формуле Renault 3.5. Сейчас в картинге хорошо себя проявляет очень талантливая испанская гонщица, которая готовится к переходу в формульные гонки. Надеюсь и верю, что совсем скоро девушки в гонках станут привычной картиной.

Многие стараются миновать стадию GP2 и оказаться в Формуле 1 напрямую – насколько это по-вашему, верно?

Мне кажется, что это очень неразумно. GP2 является отличной школой Формулы 1, в которой пилоты учатся важным вещам, наиболее серьёзная из которых – работа с шинами. Резина очень похожа на ту, что используется в чемпионате мира. Теперь нет возможности бесконечно работать на тестах, так что перепрыгнуть из Формулы 3 в Формулу 1 могут разве что исключительные таланты вроде Макса Ферстаппена. Я рекомендую идти по нарастающей – GP3, GP2 и Формула 1. При этом в GP2 надо провести минимум два года, чтобы добиться каких-то результатов.

А что вы думаете насчёт перехода Макса Ферстаппена из Формулы 3 напрямую в Формулу 1?

Макс Ферстаппен – действительно очень и очень хорош! Я был гоночным инженером его отца в 1993 году в немецкой Формуле 3. Для Йоса тот сезон был первым в формульных сериях после картинга, но я сразу понял, что он большой талант. Макс очень похож в этом на своего отца.

Сейчас с Ферстаппеном-младшим работает бывший инженер моей команды. Было бы забавно, если бы я оказался сейчас тренером в Toro Rosso! Не могу сказать, что мы часто видимся, но с семьёй Ферстаппенов у меня отличные отношения. Когда мы встречаемся с Йосом, то отлично проводим время – мы вместе побеждали, у нас отличные воспоминания о нашей совместной работе.

Есть мнение, что автомобиль Формулы 3 более сложен для пилота, чем машина Формулы 1 – это так?

Европейская Ф3
Европейская Ф3

Да, действительно, управление машиной Формулы 3 с физической точки зрения более тяжёлое, чем пилотаж Формулы 1, оснащённой усилителем руля. Кроме того, в Формуле 1 есть усилитель тормозов, а в младших сериях всё приходится делать за счёт силы ног, что требует особой тренировки. Но нельзя сказать, что трассы с большим количеством серьёзных торможений предъявляют особые требования к подготовке гонщика – нет, скорее, надо отдельно готовиться к уик-эндам, проходящим в жарких условиях и при повышенной влажности вроде Малайзии или Сингапура.

Если говорить о Формуле Renault 3.5 и GP2 – какой из чемпионатов больше подойдёт для подготовки к Формуле 1?

GP2. Хотя бы из-за схожих покрышек. Pirelli гораздо сложнее для понимания пилотами и командами, чем резина Michelin – это хорошо готовит к переходу в Формулу 1. С точки зрения техники… У машин ФR3.5 больше прижимной силы, лучше тормоза, они более стабильны в управлении – в GP2 гонщикам приходится активнее работать рулём, больше сражаться с автомобилем. На мой взгляд, такая школа лучше готовит к чемпионату мира. Но при этом техника ФR3.5 мне тоже очень нравится – это отличные машины!

Что вы думаете насчёт планируемого перехода на 18-дюймовые покрышки?

Судя по мнению пилотов, тестировавших эту резину, может получиться очень интересно. Низкопрофильные шины выглядят лучше, но особой разницы с имеющимися колёсами гонщики не почувствовали.

Были ли у вас предложения перейти на работу в Формулу 1?

Несколько лет назад такие предложения поступали, но я ответил отказом, потому что очень люблю свою работу с молодыми пилотами.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle