Большое интервью: Марк Шульжицкий
Всего два года назад улыбчивый парень из Приморья был лишь одним из множества обычных гоночных болельщиков. Он порой выступал в любительском картинге и умело нарезал круги на экране компьютерного монитора.
Сегодня Марк Шульжицкий – первый российский победитель программы Академия GT, участник сразу нескольких престижных чемпионатов и самый успешный представитель нашей страны на знаменитом марафоне в Ле-Мане.
Выиграв сложный конкурсный отбор, Марк получил уникальный шанс начать карьеру профессионального пилота, которым воспользовался на все 100%. О своей новой жизни и стоящих перед ним задачах он рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru
Марк, а где вы сейчас живёте?
Марк Шульжицкий: Да в общем-то везде. (улыбается) В аэропортах, в отелях, в самолётах, в машинах. Можно сказать, без определённого места жительства.
Уже свыклись с этой новой жизнью, в которой внезапно оказались?
МШ: Да, немножко привык. Конечно, иногда есть сложности с такими многочисленными путешествиями. Мой родной дом – это Владивосток, и бывать там часто, к сожалению, не получается, так как добираться очень далеко и утомительно. Приходится с этим мириться.
Но плюсов гораздо больше, меня всё устраивает и такие маленькие минусы не портят картину. Тем более, что в моей сегодняшней жизни нету ни малейшей рутины – постоянно что-то происходит: новые люди, мероприятия, знакомства, все это здорово и мне очень нравится.
Ваше участие в программе Академия GT компании Nissan носит бессрочный характер?
МШ: Мой нынешний контракт рассчитан на десять лет. Они же занимаются менеджментом, стараясь устроить мою карьеру. Понятно, что заниматься этим с каждым годом всё сложнее, так как победителей в программе все больше и больше – а значит, и работы с ними тоже. А людей в оргкомитете Академии особенно не прибавляется, поэтому порой возникают сложности.
Мы пытаемся с этим как-то справляться – может быть, в будущем у меня появится и личный менеджер, но пока мне важнее всего получать опыт и как можно больше выступать, участвовать в любых соревнованиях. Не секрет, что опыта у меня практически нет, я только два года занимаюсь гонками на профессиональном уровне.
Впрочем, за это время мне удалось немало проехать и многое узнать в плане инженерной работы. Я уже многое понял о машинах и гонках – и думаю, что дальше всё будет здорово. Будем двигаться вперед шаг за шагом.
После неплохих выступлений в гонках GT вам удалось очень здорово адаптироваться к спортпрототипам категории LMP2…
МШ: Я могу объяснить, как это получилось. На самом деле, в GT соревнуются производители, поэтому техника там разная, машины отличаются, и демонстрировать стабильные результаты сложно. В прототипах же, а особенно в LMP2, автомобили одного уровня – это на самом деле так, почти все держатся в нескольких десятых.
Поэтому там мне было легче ехать, да и машину я чувствовал лучше. Так что сразу стало получаться соперничать – и получается до сих пор.
В GT у нас постоянно все менялось – разные экипажи, разные пилоты. Не было постоянного состава, который нарабатывал бы совместные действия. Это тоже приводило к сложностям, надо признаться.
А душа у вас к чему больше лежит?
МШ: Конечно, к прототипам. Мне нравится, как они тормозят, как разгоняются, как поворачивают. Тут и сравнения быть не может. Даже когда просто видишь такую технику – сразу понимаешь, это что-то особенное, намного более серьезное.
Когда садишься за руль GT – ясно, что в принципе это обычный автомобиль, какие есть у многих. А в прототипе ощущаешь себя, как в космолёте: он маленький, закрытый, невероятно быстрый. Да и выглядит круто!
Как вы оцениваете своё выступление в Ле-Мане – с одной стороны, финиш в десятке сильнейших абсолютного зачета, но с другой – упущенная победа в классе…
МШ: Я доволен собой, но расстроен результатом.
Думаю, Ле-Ман для каждого гонщика – это что-то особенное. У гонки невероятная атмосфера, уникальная трасса, одним словом – это событие, которое каждому болельщику нужно посетить хотя бы раз в жизни. Я бы, конечно, хотел бывать там почаще. (улыбается)
Мне, конечно, все очень понравилась. У нас была отличная машина, классная команда и быстрый экипаж. Мы все ехали на одном уровне, гонка складывалась успешно – но, к сожалению, разного рода [проблемные] моменты с техникой неизбежны, особенно с новой, когда машина еще не полностью обкатана. Ведь на тестах мы преодолели меньше дистанции гонки, всего 2,5 тысячи километров.
И всё равно, команда поставила перед нами задачу проехать на этой машине и в этих условиях, и с ней мы справились, так что все остались довольны. У шасси Ligier с двигателем Nissan большой потенциал в будущем, в этом я уверен. Не сомневаюсь, что таких машин на трассах будет появляться всё больше. Резюмируя – было здорово, а задача выполнена.
Ваш партнёр по программе и коллега по экипажу в марафонских гонках Ян Марденборо очень здорово выступает в формульной серии GP3. У вас нет каких-то планов относительно таких гонок?
МШ: Интерес у меня есть ко всему, но нужно понимать, что я уже не совсем молод [пилоту 25 лет], и едва ли мне светит карьера в "формулах".
Сейчас у меня немножко другие планы и задачи, всё-таки больше мы смотрим в сторону прототипов, и если говорить о будущем, то главной задачей я бы назвал попадание в LMP1.
Если говорить о планах и задачах – что уже известно про будущий год?
МШ: Тяжело сейчас о чем-то говорить, так как еще будет много гонок в этом сезоне. Для начала надо позитивно завершить нынешний год, а потом уже думать, что делать в следующем. В любом случае, я для себя вижу только одну цель – это класс LMP1. Если когда-нибудь получится этого добиться, для меня это будет большой успех. Ну а если нет – значит, где-то я работал не в полную силу.
В таком случае, как ставится спортивная задача на оставшуюся часть нынешнего сезона?
МШ: Сейчас я завершаю чемпионат ELMS с командой Greaves, у меня очень сильный напарник – чемпион Формулы 2 Лучано Бакета. В свое время он участвовал в тестах Williams F1. Задача у нас серьезная – постараться подняться на подиум или выиграть гонку. В принципе это реально, просто нужно больше работать.
Есть определенные вопросы по организации и по настройкам, да и тестов маловато, но мы продолжает движение вперед.
Кто в принципе определяет вашу гоночную программу?
МШ: По большей части это делают в компании Nissan, из бюджета которой выделяются средства на выступления того или иного спортсмена.
От чего зависит, сколько именно? Прежде всего, конечно, от результатов. Есть, наверное, и другие факторы, но в принципе они куда менее важны. Если человек едет быстро, если у него есть стремление и желание – то можно расти и развиваться.
Когда видно, что нет ни результатов, ни даже скорости – с таким человеком навряд ли станут работать.
Это позволяет говорить, что у вас со скоростью всё в порядке?
МШ: Конечно, смотря где и на чем – но бывает, что да. (улыбается) В Ле-Мане я, не сочтите за хвастовство, проехал быстрее очень многих пилотов, кто там выступал. Это приятно.
Конечно, есть еще, над чем работать – и много, над чем, – но этим мне и нравится автоспорт: здесь ты никогда не стоишь на месте и всегда можешь развиваться, открывая для себя что-то новое. Думаю, даже спустя десять и двадцать лет всё равно возможно какое-то развитие.
Спасибо, Марк! А какая у вас мечта в автоспорте?
МШ: Стать чемпионом мира!