IndyCar: В преддверии Калифорнии 500
В эту субботу на трассе Auto Club Speedway, также известной как Фонтана, пройдёт гонка Калифония 500 - десятый этап серии IndyCar 2015 года.
Расписание в IndyCar очень плотное, за три месяца прошло уже девять этапов. Год назад здесь проходил финальный заезд сезона в последний уик-энд лета, а в этом году гонка Калифорния 500 перекочевала практически в середину календаря.
Это также вторая из гонок Тройной Короны, но в этом году по её итогам не будут начисляться двойные очки, как год назад.
Вместо этого двойные очки наряду с Инди 500 будут начислены в финальной гонке сезона, когда IndyCar вновь приедет в Калифорнию, на дорожную трассу в Сономе. Также в этом году, в отличие от предыдущих нескольких лет, гонка будет проходить днём, она стартует в 13:30 по местному времени, что по московскому – 23:30.
Трасса:
Протяжённость: 2 мили (3.220 км)
Форма: D-овал
Угол наклона:
в поворотах: 14°
на триовале: 11°
на обратной прямой: 3°
Дистанция: 500 миль/250 кругов
Рекорд круга: 241.428 м/ч/388.541 км/ч (Жиль дэ Ферран, 28 октября 2000 года, средняя скорость).
Старт: с хода в три ряда
Давление в турбине: 140 кПа
Трасса Auto Club Speedway достаточно молодая, хотя гонка Калифорния 500 сама по себе старше. Двухмильный овал в городе Фонтана, буквально в 30 км от центра города Лос-Анджелес, был построен Роджером Пенске в 1996 году на месте закрывшегося металлургического комбината.
Строительство началось в 1995 году, а первая машина на новую трассу выехала в январе 1997 года, ей управлял Пол Трейси.
Конфигурация трассы по большей части была скопирована с другого двухмильного овала — Michigan International Speedway, который на тот момент также принадлежал Роджеру Пенске.
Фонтана — это одна из самых быстрых трасс в мире. Причём официально — самая быстрая кольцевая трасса, ведь именно здесь в 2000 году в квалификации Жилем де Ферраном был установлен мировой рекорд по средней скорости на кольцевой трассе в 388.541 км/ч. Трасса широкая, много вариантов для выбора разных траекторий, что дарит зрителям много интересной борьбы.
Перегрузки в Фонтане немного ниже, чем в Техасе, но при этом радиус поворотов более широкий, и пилот проводит больше времени, поворачивая, чем на других быстрых овалах в календаре IndyCar. Тут низкий уровень прижимной силы, а шины такие же, как использовались в Техасе, так что когда резина уходит, заднюю ось начинает сносить, и пилоту приходится бороться с машиной на скорости свыше 350 км/ч! Под конец отрезка пилотам приходится очень непросто, гонщик практически всё время ждёт, что машину может сорвать.
На дорожном полотне швы между линиями. Всего четыре линии продольных швов на асфальте. Обратная прямая очень кочковатая. Если настроить подвеску так же жёстко, как это делают, например, в Поконо, то задние колёса местами могут буквально взлетать на кочках. Также кочек очень много на верхней линии при входе в третий поворот. На трассе много заплаток и заделанных трещин.
Ещё одной особенностью является металлическая пыль. Сама трасса стоит на месте закрытого металлургического комбината, и в районе есть ещё несколько действующих. Гонщики жалуются, что порой чувствуют в поворотах, как эта пыль бьёт по правой руке. Отдельная проблема — радиаторы. На таких трассах как Фонтана всегда ищут баланс между эффективностью аэродинамики и охлаждения. Во время пит-стопов механики обычно чистят радиаторы мини-пылесосами. Год назад в Chevrolet и Honda усиленно работали над решением данной проблемы.
Здесь очень большие нагрузки как с физической точки зрения, так и с точки зрения нагрузки на технику. Как и обычно, на скоростных овальных трассах большое значение здесь имеет ветер. Гонщики постоянно отслеживают его направление. Смена ветра может привести к росту или потере скорости перед поворотом в 16 км/ч. Также перемена направления ветра сильно отражается на балансе машины. Дистанция гонки составляет 500 миль, она входит в Тройную Корону IndyCar на ряду с гонками Инди 500 и Поконо 500.
Конфигурация машины, стратегия и шины:
В Фонтане используется аэродинамический пакет для скоростных овалов, такой же, как мы уже увидели в Индианаполисе и Техасе, за той лишь разницей, что на всех трассах разрешён разный диапазон настроек угла атаки заднего крыла. Этот диапазон может меняться на одной трассе от года к году, как, например, было в последние несколько лет в Техасе. Обычно машину настраивают таким образом, чтобы она лучше работала на внешней линии, но при этом чтобы оставалась возможность обгонять по внутренней. Ключ к хорошей гонке — найти баланс между эффективной работой на внешнем радиусе и возможностью обгонять по внутренней линии.
Топлива и шин здесь в среднем хватает на отрезок в 35-39 кругов. Таким образом, в среднем гонку можно проехать, совершив 6 или 7 остановок. Но, как это часто бывает на овалах, жёлтые флаги могут серьёзно повлиять на стратегию. Два года назад у некоторых пилотов, которые финишировали в топ-5, было 10 и даже 12 пит-стопов. Тогда, как и в 2012 году, в гонке было 7 жёлтых флагов. Но в прошлом году в гонке был лишь один жёлтый флаг, и в среднем было от 6 до 7 остановок. Гибкость стратегии и принятие правильных решений во время жёлтых флагов — ключ к хорошему результату в овальных гонках на ряду с правильными настройками машины. Но уже второй год мы видим мало жёлтых флагов на скоростных трассах.
Здесь нет более мягкого и более жёсткого комплектов резины, но сами шины в рамках одного комплекта отличаются между собой по составу. Традиционно в Фонтане используется такой же состав резины как в Техасе. Этот состав славится тем, что резина очень быстро убивается и начинает разрушаться уже через несколько кругов. Есть вероятность, что именно резина станет определяющем фактором в вопросе, когда заезжать на пит-стоп. При этом в Фонтане можно эффективнее экономить шины по более высокой линии, чем в Техасе из-за меньшего наклона бэнкинга и более широкого радиуса поворотов.
Как и обычно в Фонтане на каждую машину будет доступно 15 комплектов шин на уик-энд. Но, учитывая до 9-10 возможных пит-стопов, это не так уж и много. Уик-энд плотный, в пятницу две тренировки, а затем квалификация. В воскресенье — гонка.
Настройки для квалификации и гонки на овальных трассах сильно отличаются. В гонке на скоростных овалах нужно больше прижимной силы, в том числе на переднем крыле, в противном случае в потоке машин будет сильная недостаточная поворачиваемость. Но если с такими настройками выехать в квалификации, то будет очень сильная избыточная поворачиваемость. Заднее крыло, напротив, на гонку можно отвернуть чуть больше, для скорости на триовале и прямой.
В прошлом году гонка проходила в августе, а в 2013 году - в октябре. К тому же, те гонки были ночными. В этом сезоне Калифорния 500 пройдёт в конце июня и днём. Но по статистике в июне средняя температура в этом штате даже на несколько градусов ниже, чем в августе.
История:
Впервые гонка Калифиорния 500 прошла в 1970 году, а с 1971-го она традиционно входила в Тройную Корону IndyCar, наряду с Инди 500 и Поконо 500 (гонка IndyCar в Поконо впервые прошла в 1971-м). Тогда ареной проведения этой гонки был 2.5-мильный овал Онтарио Мотор Спидвей, близнец «Старой Кирпичницы», известный также как «Индианаполис Запада». Последний раз 500-мильная гонка IndyCar на трассе Онтарио прошла в 1980 году, после чего в декабре трек был закрыт. Тогда же завершился первый период Тройной Короны (но гонка в Поконо проходила до 1989 года).
Обзор гонки 1975 года на трассе Онтарио:
20 апреля 1994 года Роджер Пенске и компания Kaiser объявили о строительстве трассы на месте закрытого металлургического комбината этой компании. Трассу построили примерно в 4 километрах от того места, где находился 2.5-мильный овал Онтарио. Строительство началось в 1995 году, и к концу 1996-го трасса была готова. Компания заплатила 6 000 000 $, чтобы с места строительства на место захоронения токсичных отходов вывезли 2300 кубических метров загрязнённого грунта. Перед тем, как положить новый грунт, место изолировали полиэтиленом.
10 января 1997 года Пол Трейси, тогда выступавший за команду Пенске, стал первым пилотом, который выехал на эту трассу. Конфигурация трассы была скопирована с двухмильного овала в Мичигане, которым на тот момент уже с 1972 года тоже владел Роджер Пенске. Впрочем, в Мичигане конфигурация чуть отличается, угол в поторотах больше — 18 градусов против 14 в Фонтане, 12 на триовале (на 1 градус больше, чем в Фонтане) и 5 против 3 в Калифорнии на обратной прямой. Так что различий между этими трассами больше, чем между Атлантой, Шарлоттой и Техасом (Форт Уорт). У Мичигана и Фонтаны есть ещё один близнец - двухмильный автодром Texas World Speedway (не путайте с овалом Texas Motor Speedway в Форт Уорт).
Гонки серии ChampCar дистанцией в 500 миль здесь проходили с 1997 по 2002 год. В 2003-м тут также должна была пройти гонка, но её отменили из-за лесных пожаров в Калифорнии. В 2002 году параллельно с этапом ChampCar здесь стал проходить этап серии IRL (Indy Racing League) дистанцией в 400 миль. Гонка IRL проходила в Фонтане по 2005 год включительно. Между тем, в 1999 году Роджер Пенске продал трассу компании International Speedway Corporation, которая принадлежит семье Франсов, владеющей NASCAR’ом. В том же году Роджер продал трассу в Мичигане этой же компании. 1999 года навсегда останется чёрной страницей в истории Фонтаны, тогда в гонке погиб талантливый канадец Грег Мур.
IndyCar вернулся в Фонтану уже после объединения, в 2012 году, с 500-мильной гонкой. Начиная с прошлого года, с тем как дистанция гонки в Поконо была увеличена до 500 миль, в IndyCar возродилась Тройная Корона.
Победители гонки Калифорния 500:
Ontario Motor Speedway:
1970 — Джим МакЭлрес — A. J. Foyt Enterprises — Coyote/Ford
1971 — Джо Леонард — Vel's Parnelli Jones— PJ Colt/Ford
1972 — Роджер МакКласки — Linsey Hopkins Racing— McLaren/Offenhauser
1973 — Уолли Далленбах-ст. — STP-Patrick Racing — Eagle/ Offenhauser
1974 — Бобби Анзер — All American Racers — Eagle/Offenhauser
1975 — Эй Джей Фойт — A. J. Foyt Enterprises — Coyote/Foyt-Ford
1976 — Бобби Анзер — Bob Fletcher Racing — Eagle/Offenhauser
1977 — Эл Анзер-ст. — Vel's Parnelli Jones — Parnelli/Cosworth
1978 — Эл Анзер-ст. — Chaparral Cars — Chaparral/Cosworth
1979 — Бобби Анзер — Penske Racing — Penske/Cosworth
1980 — Бобби Анзер — Penske Racing — Penske/Cosworth
Auto Club Speedway:
1997 — Марк Бланделл — PacWest Racing — Reynard/Mercedes-Benz
1998 — Джимми Вассер — Chip Ganassi Racing — Reynard/Honda
1999 — Адриан Фернандес — Patrick Racing — Reynard/Ford-Cosworth
2000 — Кристиан Фиттипальди — Newman-Haas Racing — Lola/ Ford-Cosworth
2001 — Кристиано да Матта — Newman-Haas Racing — Lola/Toyota
2002 (ChampCar) — Джимми Вассер — Team Rahal — Lola/Ford-Cosworth
400 миль:
2002 (IRL) — Сэм Хорниш-мл. — Panther Racing — Dallara/Chevrolet
2003 — Сэм Хорниш-мл. — Panther Racing — Dallara/Chevrolet
2004 — Адриан Фернандес — Aguri-Fernández Racing — G-Force/Honda
2005 — Дарио Франкитти - Andretti Green Racing — Dallara/Honda
500 миль:
2012 — Эд Карпентер — Ed Carpenter Racing — Dallara/Chevrolet
2013 — Уилл Пауэр — Penske Racing — Dallara/Chevrolet
2014 — Тони Канаан — Chip Ganassi Racing — Dallara/Chevrolet
Расклад сил:
В этом году на старт гонки выйдут три пилота, которые ранее побеждали в Фонтане. Это Эд Карпентер, Уилл Пауэр и Тони Канаан. Уилл выиграл здесь в 2013 году, а год назад именно здесь он оформил свой первый чемпионский титул, финишировав девятым. Если в 2010-2011 годах овалы были ахиллесовой пятой австралийца, то его победа в Фонтане в 2013 году и победа год назад на Милуокской Миле лишь подтверждают его собственные слова о том, что теперь ему по силам выиграть на любой трассе. Пауэр уступает лишь 27 очков лидеру чемпионата Монтойе и в Калифорнии постарается уменьшить своё отставание.
Что касается Карпентера, то в этом году дела у него пока что не клеятся. В предыдущей овальной гонке этого года в Техасе Карпентер и его напарник Дзожеф Ньюгарден сошли с дистанции из-за технических проблем. Впрочем, на предыдущем этапе IndyCar в Торонто CFH добились дубля, Ньюгарден выиграл, а Филиппи стал вторым. Может быть, это поможет с психологической точки зрения команде Эда Крапентера и Сары Фишер в Фонтане.
Стоит уделить внимание и команде Ganassi. Гонку в Техасе в этом году выиграл Скотт Диксон, который тогда по большей части сражался с Тони Канааном, который в итоге стал вторым. Год назад Канаан выиграл в Фонтане, и тогда у Ganassi также был дубль - вторым финишировал Скотт Диксон. Ganassi, вне сомнений, сильны на скоростных овалах, и будут среди фаворитов.
Среди главных претендентов будет и Монтойя. Вернувшись в гонки на машинах с открытыми колёсами после 7 лет в NASCAR, уже в первом сезоне он одержал победу, выиграв гонку Тройной Короны, Поконо 500, а в этом году победил в Инди 500. Обе гонки серии ChampCar в Фонтане он закончил в топ-10. В 99-м Хуан-Пабло финишировал четвёртым, а в 2000-м замкнул топ-10 на финише. Год назад Монтойя повторил свой результат 99 года и закончил гонку четвёртым. В этом году колумбиец обе гонки на скоростных овалах закончил в топ-5, выиграв Инди 500 и финишировав 4-м в Техасе.
Монтойя знает трассу в Фонтане, может быть, даже лучше других его соперников по IndyCar. На протяжении семи лет он выступал тут в серии NASCAR Sprint Cup, с 2007 по 2010 год включительно дважды в году, а также по одному разу с 2011-го по 2013-й.
Нет никаких сомнений в том, что Chevrolet вновь будет сильнее, чем Honda. Но в Техасе в первой десятке было пять машин Honda, так что не стоит полностью списывать их со счетов.
Положение в турнирной таблице:
Положение в личном зачете
Поз. | Пилот | Очки |
---|---|---|
1. | Хуан-Пабло Монтойя | 374 |
2. | Уилл Пауэр | 347 |
3. | Скотт Диксон | 329 |
4. | Элио Кастроневеc | 322 |
5. | Грэм Рейхол | 283 |
6. | Себастьян Бурдэ | 274 |
7. | Марко Андретти | 272 |
8. | Джозеф Ньюгарден | 268 |
9. | Тони Канаан | 244 |
10. | Симон Пажно | 232 |
11. | Чарли Кимбол | 224 |
12. | Карлос Муньос | 216 |
13. | Такума Сато | 200 |
14. | Райан Хантер-Рей | 194 |
15. | Габби Чавес | 168 |
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru