Клим Гаврилов оформил хет-трик на ралли «Барда Уралхим»
Экипаж Клима Гаврилова и Кирилла Еникеева одержал победу на ралли «Барда Уралхим» – третьем этапе чемпионата России по ралли, проходившем в первый уик-энд весны в Прикамье. После многолетнего перерыва высшая лига российского ралли вернулась в Пермский край, завершив зимнюю часть сезона-2024 совершенно новым этапом.
Участники чемпионата России по ралли сражались на пермских спецучастках с 2006 по 2008 год. Тогда в городе Чусовой на востоке Пермского края проводилось ралли «Ермак». Однако в календаре серии гонка продержалась недолго и на протяжении более чем полутора десятков лет этапы чемпионата страны здесь не проводились.
Но в этом году в списке этапов российского раллийного чемпионата появилось новое имя – ралли «Барда Уралхим». Центром гонки стало село Барда, расположенное на юге Пермского края, административный центр Бардымского района и Бардымского сельского поселения. Здесь на протяжении десяти лет проводится одноимённый этап Кубка России по ралли, а в 2024 году местные дороги приняли сразу две основные раллийные серии.
Спецучастки ралли «Барда Уралхим» стали интереснейшим сочетанием широких скоростных прямиков, узких лесных отрезков с большим количеством поворотов, а также поворотами с трёхмерным профилем и – куда же без изюминки – коварным трамплином, который подпортил жизнь даже фаворитам гонки.
Кстати об участниках! В Барду приехали практически все основные участники чемпионата России по ралли – отсутствовали лишь Алексей Петров и Григорий Берёзкин, но зато в списке участников этапа чемпионата страны впервые с прошлогоднего ралли «Выборг» появился чемпион России 2021 года Игорь Буланцев.
Программа двухдневного ралли «Барда Уралхим» состояла из двенадцати спецучастков – по шесть в первый и второй день гонки. Причём два заключительных субботних допа участники преодолели в темноте, а это всегда добавляет сложности гонке.
С самого старта гонки лидер чемпионата Клим Гаврилов и действующий вице-чемпион Владимир Васильев наглядно продемонстрировали соперникам – борьба за победу будет представлять собой дуэль! На первых четырёх спецучастках гонки лидер менялся дважды – со старта им стал Гаврилов, затем Васильев его опередил, но на четвёртом допе Клим провёл контратаку и вернул себе первую позицию. Впрочем говорить о серьёзном преимуществе не приходилось, ведь двух лидеров разделяла одна секунда! На ночных спецучастках Гаврилов создал небольшой отрыв, но успокаиваться было рано. Поэтому во второй день он пошёл в решительную атаку и не позволил никому усомниться в своём превосходстве – на финише он опередил ставшего вторым Владимира Васильева на 26,7 секунды.
Но где же остальные? Где другие обладатели таких же хэтчбеков Skoda Fabia R5, как у Гаврилова и Васильева? Это интересный вопрос…
Почему? Да потому, что основными преследователями лидеров на ралли «Барда Уралхим» поначалу стали представители зачёта N4. "Серийные" Mitsubishi Lancer Evo IX оказались грозным оружием в руках Андрея Мансурова, Алексея Украинца, Александра Осипова, Алексея Миронова и Руслана Гожева. На протяжении всей гонки они сражались на самых высоких позициях, заставив считаться с собой фаворитов, выступавших на автомобилях категории R5. Например, Андрей Мансуров до самого последнего спецучастка первого дня удерживал третье место в абсолютном зачёте и лишь на заключительном допе дня пропустил вперёд Александра Семёнова – и то лишь из-за возникших технических проблем.
А выступавшие на Skoda экипажи словно сговорились усложнить себе жизнь, устроив дополнительные проблемы. Артур Мурадян выбрал для ралли «Барда Уралхим» коробку передач с короткой парой и уже по ходу гонки обнаружил, что его товарищи по оружию имеют максимальную скорость под 200 км/ч, тогда как его Fabia R5 быстрее 180 км/ч не разгоняется! Что уж говорить о Mitsubishi – они всегда славились высокой максимальной скоростью. В результате по ходу всей гонки Артур априори был медленнее соперников. Но опытный пилот быстро сделал выводы, сменил тактику и принялся отыгрывать драгоценные секунды там, где поначалу не собирался рисковать – ни изобилующей поворотами узкой лесной части трассы. И преуспел в этом! Если по итогам первого дня Мурадян занимал лишь пятое место, то на финише гонки он был третьим.
Другой опытнейший пилот Игорь Буланцев был вынужден признать – без тренировок, тестов и полноценной настройки автомобиля бороться с нынешними лидерами чемпионата попросту невозможно. Всю гонку москвич находился во второй половине первой десятки – а один раз даже опустился на двенадцатое место. На финише он был восьмым, сразу после трёх пилотов зачёта N4.
В N4 хватало и своей интриги. Главным претендентом на победу считался уроженец Пермского края Андрей Мансуров – дома и стены помогают, так ведь? Так, да не совсем. Петербуржец Александр Осипов и уроженец Владивостока Алексей Украинец решили бросить вызов местному пилоту, который ранее восемь раз проехал кубковое ралли «Барда» и один раз ралли «Ермак»! Итоговый результат оказался вроде бы в пользу Мансурова – он одержал победу в зачёте N4, но отрыв от ставшего вторым Украинца составил менее трёх секунд! Это несомненный успех Алексея, который проводит свой первый полный сезон в чемпионате России по ралли, а на пермских допах был вообще впервые. Осипов в итоге занял третье место в этом зачёте. Если же говорить о результате в абсолюте, то и здесь Андрей Мансуров занял пятое место, а Алексей Украинец и Александр Осипов финишировали шестым и седьмым.
На девятой позиции гонку закончил ещё один представитель зачёта N4 Алексей Миронов, оставивший позади Радика Шаймиева – проводящий свой первый сезон в чемпионате России по ралли казанец закончил ралли «Барда Уралхим» в первой десятке!
Начало гонки для участников мощного моноприводного зачёта R3 выдалось не самым приятным. На первом же спецучастке из-за срезанного привода остановился Юрий Аршанский. Быстрый петербуржец вернулся в гонку по Супер-Ралли и выиграл восемь спецучастков, но отыграть двадцатиминутную пенализацию за пропущенные четыре допа было нереально. Но ещё большая неудача подстерегла Владимира Трегубова. Пермяк захватил лидерство в зачёте с самого старта и к концу первого дня создал отрыв от ближайшего соперника аж в 44 секунды… Но на последнем субботнем допе его «Лада» остановилась: сход по технике. А лидерство унаследовал Александр Донец, который довёл гонку до победы – второй подряд в этом году.
Борьбу за победу в младшем моноприводном зачёте R2 с первого спецучастка начали Константин Тарасов, Евгений Сапунов и Михаил Кулдов. По ходу первого дня Тарасов потерял время из-за поломки рычагов подвески – это произошло из-за расслоившихся колёс – и в лидеры вышли Сапунов и Кулдов. Но во второй день уже у Михаила возникли проблемы – на предпоследнем спецучастке он остановился, потеряв более пяти с половиной минут. На этом о борьбе за высокие места ему пришлось забыть. А вот Константин Тарасов постепенно отыгрался и с пятой позиции сумел подняться на вторую!
Дебютное ралли «Барда Уралхим» состоялось – и по мнению участников стало весьма успешным. Но его итоги ставят вопрос ребром: кто остановит Клима Гаврилова? Благодаря победе в Пермском крае он повторил рекорд, который в разные годы до него поставили лишь четверо: Денис Ростилов, Василий Грязин, Александр Желудов и Сергей Успенский смогли выиграть три стартовых этапа чемпионата подряд. При этом лишь двое последних выиграли подряд три снежно-ледовых этапа – как сделал в этом году Гаврилов*.
А вот четыре стартовых этапа подряд, три из которых были снежно-ледовыми, за всю историю проведения чемпионата России по ралли не удавалось выиграть никому! Как вам такой потенциальный рекорд?
Удастся ли Климу Гаврилову стать первым и единственным рекордсменом? Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце мая: с 23 по 26 мая в Псковской области пройдёт четвёртый этап чемпионата России по ралли, ралли «Псков». В прошлом году петербуржец по ходу псковской гонки вёл борьбу за победу…
Организаторы третьего этапа чемпионата России ралли «Барда Уралхим» и промоутер чемпионата и Кубка России по ралли ASMG, благодарят за всестороннюю помощь и поддержку при организации и проведении ралли группу компаний «Уралхим».
* Результаты ралли «Суворов» в Абсолютном и Командном зачетах являются предварительными до вынесения решения по апелляции заявителя VRC-Team.