Анализ: Несостоявшиеся Гран При Формулы 1
На 19 июля 2015 года была назначена гонка Гран При Германии. Но на одной из культовых гоночных трасс в этот уик-энд не звучат моторы автомобилей Формулы 1. Паддок Нюрбургринга пуст, только изредка слышны проносящиеся мимо машины туристов, приехавших на трек-день.
AUTOSPORT.сom.ru вспомнил пять стран, которые очень хотели, но так и не получили собственную гонку Королевы автоспорта...
Таиланд
В случае с Гран При Таиланда воедино сошлись интересы трех сторон. Во-первых, привезти чемпионат мира на историческую родину энергетического напитка Red Bull хотели владельцы компании – австрийский магнат Дитрих Матешиц и тайский предприниматель Чалерм Йувидхъя. Во-вторых, гонка была интересна местным властям: за счет национального Гран При королевство рассчитывало создать положительную репутацию и продемонстрировать иностранцам красоты Бангкока. В-третьих, о проведении гонки попросили тайские бизнесмены, чтобы увеличить поток туристов и заработать на этом дополнительные деньги.
Проект городской трассы был готов в 2013 году. Как и Катар с Сингапуром, Таиланд планировал организовать ночную гонку по центральным улицам города – так телезрители смогли бы увидеть основные достопримечательности Бангкока, а Берни Экклстоун получил бы еще один этап с искусственным освещением.
Организаторы гонки даже успели договориться с генеральным промоутером Формулы 1 о сумме взноса: Таиланд согласился заплатить за национальный Гран При 40 миллионов долларов. Примечательно, что почти половину этой суммы компенсировали частные компании во главе с Red Bull.
Для начала в Бангкоке провели Гонку чемпионов, а Формула 1 должна была приехать в Таиланд два года спустя, в 2014-м. История прервалась внезапно: в мае 2013 года городские власти Бангкока приняли закон, запрещающий проводить автомобильные соревнования в историческом центре города.
Поначалу тайское министерство туризма пыталось найти альтернативу и даже предложило перенести гонку на остров Пхукет, но спонсоры и федеральные власти уже потеряли к проекту интерес.
В итоге деньги Матешица ушли на организацию Гран При Австрии – второй родины Red Bull, а Таиланд потерял не только Формулу 1, но и Гонку Чемпионов, которая в этом году возвращается в Великобританию.
Греция
Идея провести Гран При Формулы 1 в Греции, охваченной экономическим кризисом, казалась бредовой с самого начала. Однако на внутригосударственном уровне проект получил огромную поддержку. В 2011 году министрество регионального развития и конкурентоспособности Греции составило план, по которому трасса Формулы 1 должна была появиться к 2016 году.
Автодром решили построить на полуострове Пелопоннес в 210 километрах к западу от Афин – ближайшим крупным городом оказались Патры. По мнению греческого правительства, возведение гоночной трассы помогло бы борьбе с безработицей и подстегнуло бы экономику: на автодроме общей площадью в 930 акров планировалось трудоустроить 497 человек.
Проект оценили в 94,6 миллиона евро. Первый транш в размере 29 миллионов строители получили в 2012 году. К тому моменту в Греции уже появилась компания Avtokinitodromio Patras SA, которой поручили соорудить трассу, а затем проводить на ней автомобильные и мотоциклетные соревнования. Фирму организовали на основе государственно-частного партнерства: в списке владельцев компании значились несколько сотен юридических лиц, среди которых были и власти греческих регионов, и местные бизнесмены. Именно частные инвесторы должны были найти недостающие средства на постройку автодрома – 65 миллионов евро.
Проект трассы успешно прошел все административные проверки, однако спонсоров найти так и не удалось. Трасса не готова до сих пор, а последние три года про нее не вспоминают и в самой Греции. За это время в стране несколько раз сменилось правительство, а вместо инвестиционных проектов страна выбрала курс жесткой экономии.
Хорватия
В Хорватии уже есть гоночный комплекс: на автодроме Гробник близ города Риека много лет проходят мотоциклетные гонки. Между тем, полноценной трассы для Формулы 1 в Хорватии не было. Исправить положение решили власти населенного пункта Донья-Бистра – пригорода Загреба, столицы страны. В 2011 году администрация поселка наняла знаменитого архитектора Германа Тильке, чтобы тот разработал проект автодрома Ф1. За счет сооружения гоночной трассы хорваты рассчитывали оживить экономику региона и освоить пустующие земли: строительство планировалось развернуть на брошеной территории рядом с Доньей-Бистрой.
Проект Тильке предполагал вложения в 250 миллионов евро и полтора года на возведение автодрома. Один из организаторов Гран При Хорватии Младен Жергович утверждал, что гонку можно провести в 2013 году, а переговоры с FIA и Берни Экклстоуном идут полным ходом.
В решающий момент деньги на строительство трассы не нашлись. В свою очередь, Экклстоун не проявил особого энтузиазма – не слишком населенная Хорватия представляла небольшой интерес для глобальных спонсоров и участников чемпионата мира.
Болгария
Болгария влюбилась в автоспорт в середине двухтысячных. Первый проект трассы для Формулы 1 в этой стране появился в 2006 году: в тот раз автодром хотели построить рядом с курортным городом Каварна, а инвесторами должны были выступить британские коммерсанты. Объём вложений оценили всего в 15 миллионов евро.
Заявленной суммы предсказуемо не хватило, и проект тихо закрылся, но спустя два года Болгария замахнулась на настоящую трассу и даже начала переговоры с Берни Экклстоуном.
Руководитель болгарской мотоциклетной федерации Богдан Николов продвигал гонки на всех уровнях: при нем в европейских молодежных сериях появилось множество пилотов из Болгарии, в 2010-м страна приняла этап чемпионата мира по ралли WRC, а на 2011-й запланировала приезд серии Moto GP. Тогда же Николов обнародовал планы возведения сразу двух автодромов в Болгарии: один предназначался для Moto GP, другой для Формулы 1. В течение 2009 года Николов несколько раз встречался с Экклстоуном и представителями FIA, после чего радостно сообщал прессе, что контракт на проведение Гран При будет вот-вот подписан.
В ноябре 2009-го Николов признал поражение: в официальном пресс-релизе функционер рассказал, что финансировал федерацию из своего кармана и даже продал собственную недвижимость для выплат по кредитам, которые взяла федерация.
Тогда же Богдан расформировал федерацию. С исчезновением организатора о приезде в страну Moto GP и Формулы 1 благополучно забыли.
Доминиканская Республика
Пожалуй, наименее жизнеспособный проект трассы Формулы 1 пришел из Доминиканской Республики. В 2012 году кандидат в президенты и бывший госсекретарь этой страны Данило Медина включил в свою предвыборную программу пункт о строительстве трассы для Формулы 1 в туристическом районе Пунта-Кана. Политик планировал финансировать возведение автодрома из госбюджета.
Никакой дополнительной инфраструктуры не предусматривалось: по мнению кандидата, Пунта-Кане было достаточно существующих гостиниц и международного аэропорта, который обслуживал авиарейсы со всего мира. Гран При Формулы 1 помог бы заполнять номерной фонд тогда, когда на пляжах становится меньше туристов.
Данило Медина выиграл выборы 2012 года и стал президентом, но после вступления в должность о своем обещании не вспоминал. Проект автодрома в Пунта-Кане не сдвинулся с мертвой точки, а единственной гоночной трассой в Доминиканской Республике до сих пор остается 2,6-километровый Autodromo Internacional de Las Americas, расположенный поблизости от столицы страны Санто-Доминго. В настоящее время там проводят кузовные гонки локального значения.
Антон Погорельский специально для AUTOSPORT.com.ru