Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Ралли «Суворов»: 333 трамплина – и меньше секунды на финише

28 февраля 2023 в 15:43
Фото: ASMG

Первая в истории чемпионата России по ралли гонка на Новгородчине запомнилась допом с “полетами в стратосферу” и “аномалией”, на какое-то время поставившей в тупик лидеров абсолюта.

Александр Суворов славился быстрыми и решительными атаками. Соревнования, получившие имя в честь знаменитого полководца (проходят они поблизости от Кончанского - имения Суворова, где сейчас работает музей), проложили себе дорогу в российском ралли, можно сказать, по-суворовски. Впервые гонка состоялась два года назад, в прошлом году прошла в статусе этапа Кубка России - а в минувшие выходные в Любытинский район Новгородской области приехали уже участники чемпионата страны. Причем самая престижная раллийная серия открывала для себя не только новую гонку, но и новый регион. Если многие другие регионы Северо-Запада - Псковщина, Ленинградская область, Карелия - пилотам и штурманам прекрасно знакомы, Новгородчина принимала этап чемпионата впервые.

Что помогло “Суворову” сделать столь стремительную “карьеру”? И что произошло с ралли “Пено” в Тверской области, которое болельщики ралли за полтора десятилетия уже привыкли видеть на второй строчке в списке этапов чемпионата? Ведь при очень ограниченном наборе дорог, которые за пару сезонов можно было заучить наизусть, у тверской гонки были свои преимущества. Местность, где проводилось “Пено”, находится гораздо ближе к Москве, чем трассы других этапов - плюс эксклюзивным пунктом в программе соревнований была зрелищная синхронная гонка. Почему же в этом году чемпионат объехал стороной верхнее течение Волги и знаменитый доп Корено, также известный как Бобслей?

© ASMG
Фото: ASMG

Увы, ралли “Пено” в этом году не состоялось вовсе. Для неравнодушных к ралли не секрет, что возможность провести соревнования на достойном чемпионата уровне зависит в том числе от поддержки со стороны местных властей. Между тем, в районе проведения тверской гонки это отношение сейчас, скажем так, спокойное. В Новгородской же области все наоборот - здесь проведению ралли активно содействуют. Для туристов почти весь регион пока находится как бы в тени Новгорода Великого – и власти рассчитывают, что благодаря гонке больше россиян сможет узнать о разнообразных возможностях отдыха за пределами областного центра. Тем более, что Любытинский район находится совсем недалеко от новой магистрали М11, связывающей Москву и Петербург. Неоценимую помощь и содействие в проведении ралли оказал и титульный партнер гонки - компания «Акрон».

Впрочем, мысли спортсменов в предшествовавшие старту “Суворова” недели занимала отнюдь не федеральная трасса - а те дороги, по которым были проложены спецучастки гонки. По умолчанию новая гонка - радостное событие для раллистов. Тем более, что большая часть маршрута ранее никогда не использовалась для соревнований. И те, кто отметился на “Суворове” год назад (выиграл тогда Артур Мурадян, компанию в первой тройке ему составили Александр Осипов и Евгений Чуков), не спешили утверждать, что имеют преимущество над соперниками в виде знания трассы. По такому случаю решение выйти на старт принял Игорь Буланцев. Завоевав в позапрошлом году титул, москвич переключился на эпизодические выступления, и лучший способ заставить его все-таки подать заявку на участие - как раз новая трасса и новая гонка (к примеру, прошлогодние “Донские просторы”).

Однако для хорошей трассы мало того факта, что выбранные участки еще ни разу не оказывались в дорожной книге. И рядом с предвкушением новых впечатлений всегда найдется место опасениям, что у дорог не будет какого-то запоминающегося характера и особых эмоций они не подарят. Что же - и в этом плане Любытинский район выглядел весьма привлекательно. Он находится в пределах Валдайской возвышенности, а следовательно - здесь есть рельеф. Да какой: не зря спецучасток Котань быстро стал известен среди организаторов как “333 трамплина”. Причем придумано это имя было не журналистом или пиарщиком - а Мариной Даниловой, трехкратной чемпионкой страны в абсолютном зачете (в роли штурмана Сергея Успенского), которая сейчас входит в команду организаторов гонки.

© ASMG
Фото: ASMG

Также “суворовская” трасса описывалась как весьма быстрая, местами достаточно узкая - и весьма “рабочая”. Здесь есть прямики – но они постоянно чередуются с отрезками, где повороты идут один за другим. Поэтому ритм действий пилота меняется очень часто. Что повышает требования к концентрации – преимущество должен был получить тот, кто лучше умеет ее сохранять и меньше теряет при смене ритма, быстрее выходит на режим максимальной эффективности после каждой такой смены. Такой набор вводных даже завзятому скептику дал бы основания предположить, что скучно на гонке не будет.

© ASMG
Фото: ASMG

И веселье началось уже на утренней пятничной секции, состоявшей из двух спецучастков (накануне во второй раз в истории чемпионата России прошла квалификация, которую выиграл Артур Мурадян - но эти события очень быстро оказались в тени пятничных эмоций). Действующего чемпиона и лидера абсолютного зачета Дениса Ростилова развернуло на первом допе - по словам екатеринбуржца, на этом было потеряно около 20 секунд. Чемпион позапрошлого года Игорь Буланцев допустил похожую ошибку на втором спецучастке. Мурадян заглох на старте СУ1, а на СУ2 его машину дважды утягивало с траектории в сугроб - откуда москвич, к счастью, каждый раз оперативно выбирался.

“В концовке я просто отпустил газ, потому что машина не управлялась”, - рассказывал о происходящем Мурадян. “Хороший держак на быстрых поворотах, но чуть только поворот покруче - машина не держится вообще”, – делился впечатлениями Буланцев. “Ты просто едешь мимо дороги, машина не управляется - зацепа в разы меньше, чем ожидалось. Какая-то аномалия происходит, и что с этим делать – непонятно”, – заявил Ростилов после финиша СУ2, хотя на этом допе он отыграл у всех соперников больше 10 секунд и вышел в лидеры гонки.

А ведь у некоторых все сложилось намного хуже. Александр Зайцев на первом этапе в Карелии, как и Ростилов, показал лучшие времена на всех 10 спецучастках (в зачете R2) и опередил ближайшего преследователя на 4 минуты. Теперь же петербуржец перевернул свой Opel Adam на СУ1 - и после этого в гонку уже не вернулся. Впрочем, главной причиной этого инцидента был не дефицит сцепления с трассой, а поломка привода.

© ASMG
Фото: ASMG

В роли лидера зачета Зайцева закономерно сменил Александр Становов, который несколько недель назад закончил ралли “Карелия” на 2 позиции - с первой попытки став призером этапа чемпионата России. “Суворов” стал второй гонкой - и она принесла спортсмену первую победу. Выступающий на ВАЗ-21130 петербуржец выиграл 6 спецучастков из 9 (СУ1 младшие зачеты из-за эвакуации вылетевших машин проехали в дорожном режиме) и без особых проблем удержал отрыв от главных соперников. Алексей Ковальчук на VW Polo к финишу гонки отстал на полминуты, Клим Байков на ВАЗ-2105 - на полторы.

Причины же того, что в дебюте ралли зацеп оказался хуже ожидаемого, были в целом ясны. Дорога, по которой проложены спецучастки Устье и Кременичи (по сути это две версии одного допа - с разным направлением движения), не очень активно используется в обычные дни. После расчистки на ее поверхности успел появиться слой снега - плюс что-то нападало в ночь перед стартом. В итоге даже 9-миллиметровому шипу не удалось толком зацепиться за находившийся под снегом лед. Вдобавок на обратном пути пилоты то и дело попадали в “отработку”, которую сами оставили на дороге по пути “туда” - и в итоге машины управлялись даже хуже, чем можно было предполагать после неожиданно слабого зацепа на СУ1.

© ASMG
Фото: ASMG

Но прошла буквально пара часов - и весь этот негатив был забыт. После того как экипажи впервые промчались по спецучастку Котань (тем самым “333 трамплинам”), даже опытных, многое повидавших участников охватил сущий восторг. “Трамплин на трамплин через трамплин - и еще трамплин”, - описал доп Владимир Васильев. "Все прыгают куда-то в стратосферу - и там крестятся, чтобы вернуться назад в эту узкую дорогу", - рассказал Ярослав Федоров, штурман Артура Мурадяна. “Мы там в какой-то момент вылетели мордой вверх, попали внизу в колею на пятой передаче, в пол. Ну, помолился, поехал дальше, - подтвердил Алексей Ковальчук, один из лидеров зачета R2. - Доп - реально космос”. Эти слова пилоты произнесли после первого, дневного проезда по Котани. Когда же гонщики промчали этот спецучасток (организация, которого в том числе, стала возможной благодаря содействию компании “Акрон”) в глубоких сумерках, в свете “люстр” - ни у кого не осталось сомнений, что на российских раллийных трассах стало одним культовым спецучастком больше.

© ASMG
Фото: ASMG

Среди машин, проехавших по Котани (а также ряду других допов “Суворова”), был и автомобиль, который на трассах российского ралли еще не встречался ни разу. Одной из машин безопасности на этапе стал электромобиль партнера Evolute i-PRO - серийное производство таких седанов началось в прошлом году на заводе компании “Моторинвест” в Липецкой области. Каких-либо конкретных задач в рамках этого тестового выезда перед машиной с нулевым выхлопом не ставилось - но в любом случае i-PRO показал себя на ледовой трассе вполне достойно.

“Самые великие бренды начинали свой путь с автоспорта. И мы решили пойти тем же путем. Плюс этого никто не делал - а мы привыкли быть первыми во всем, - рассказал сидевший за рулем Василий Чеботарев, руководитель специальных проектов Evolute. - Наш проект - серьезный, с дальнейшей локализацией в России. Поэтому для нас сейчас важно популяризировать это направление - показывать людям, что это доступно, что на этом можно спокойно ездить, что это практично.

Сейчас мы показываем, что в автоспорте, в такой тяжелейшей дисциплине автоспорта, как авторалли, это живет, ездит и способно даже на какие-то достижения. Как ощущения? Классный центр тяжести, потрясающая приемистость... В салоне при этом тишина: ничего не шумит, ничего не жужжит - и это круто”.

Правда, не всем Котань принес сплошь позитив. Для Тимофея Андрющенко он стал роковым. Напомним, теперь москвич выступает в зачете R3 и одержал в нем победу на ралли “Карелия”. Второй этап Тимофей также начал с победы на спецучастке - но на этот раз торжественная музыка играла недолго. На дневном прохождении “333 трамплинов” Андрющенко уступил обладателю лучшего времени - Илье Акимову - 15 секунд. А на вечернем - и вовсе вылетел в бруствер, на чем потерял больше 11 минут.

”В медленном повороте на торможении как-то вдруг стало скользее, а я так старался плотно ехать, уплотнять – и так доуплотнялся, что на торможении вылетели. И прилипли”, - рассказал гонщик о своей ошибке. Инцидент отбросил пилота на 8 место - и за оставшиеся до финиша допы Андрющенко смог отыграть только одну позицию.

© ASMG
Фото: ASMG

Лидерство тем временем попало в надежные руки: Илья Акимов удержал его и сохранил его до финиша гонки. Вторым с отставанием в полминуты финишировал действующий чемпион Александр Донец. Он продолжает осваиваться с Peugeot 208 Rally 4 - и уже демонстрирует первые проблески скорости: на одном из допов уступил показавшему лучшее время Акимову меньше секунды, а полминуты отставания от лидера - это в три раза меньше чем несколько недель назад в Карелии. Третье место с отставанием в полторы минуты - у Владимира Трегубова, который на этой гонке сменил Lada Granta на Honda Civic, за рулем которого в прошлом году вице-чемпионом стал Олег Марков.

Еще одним ярким сюжетом пятничного вечера стала борьба за второе место в абсолюте между Владимиром Васильевым и Артуром Мурадяном. Чемпион мира по ралли-рейдам и бахам в начале гонки оказался на второй строчке, так как единственным из лидеров избежал заметных ошибок на двух первых допах (там, где даже у Ростилова случилась “аномалия”). Казалось, что это ненадолго - и что действующий вице-чемпион Мурадян быстро отвоюет позицию. Но на деле соперничество двух гонщиков на Skoda Fabia превратилось в своеобразные качели: на обоих прохождениях спецучастка Котань быстрее был Васильев, на обоих прохождениях допа Никулино - Мурадян. Причем каждый раз один дуэлянт отыгрывал у другого не одну-две, а около десяти секунд. И разрыв между соперниками то сжимался, то резко возрастал.

"В этом сезоне у меня еще не было опыта езды по узким допам с большими прямиками, - объяснил позже Артур Мурадян. – И получилось, что машина была настроена очень жестко. Она не «грузилась» во время торможений – и появлялась огромная недостаточная поворачиваемость. На Котани я выкладывался по максимуму, выжимал все, что мог – но автомобиль не был настроен под этот тип дороги. Машина не реагировала на мои действия при езде по колее так, как должна.

Но в то же самое время эти настройки оказались идеальными на быстрой трассе с «железобетонными» ледовым покрытием, по которой проходили СУ4 и СУ6. Это позволило ехать смело, уверенно, загружать, не скользить лишнего. Плюс на этом допе было особенно важно доверять стенограмме – а с этим у нас проблем не было".

Остальные лидеры абсолютного зачета при этом как будто расчистили пространство, чтобы не мешать борьбе. Ростилов умчал вперед (к концу первого дня опередив всех на 45 секунд). Осипов сошел из-за проблем с усилителем рулевого управления. Буланцев стал еще одной “жертвой” вечерней Котани - вылетел с трассы и потерял 12 минут. Вчерашний кольцевик Клим Гаврилов, неплохо показавший себя в Карелии как раз в борьбе с Васильевым, на этот раз не смог держать темп первой тройки.

Впрочем, утром в субботу интрига быстро улетучилась: во второй день гонки Мурадян атаковал - а Васильев не смог поддерживать нужный темп. Первого же субботнего допа оказалось достаточно, чтобы Артур переместился на вторую строчку абсолюта - всего же за четыре спецучастка москвич отыграл у своего соперника около 20 секунд.

"Когда мы разобрались в этом моменте, посмотрели пятничное видео, то внесли изменения в настройки – и смогли держать хороший темп без особого риска, – объяснил Мурадян свой прогресс в субботу. – К примеру, на последнем допе вполне можно показать лучшее время, шина еще была в отличном состоянии – но мы немного подотпустили, чтобы лишний раз не рисковать".

В итоге первая тройка абсолютного зачета ралли “Суворов” скопировала результат ралли “Карелия”: к финишу гонки Ростилов оторвался от Мурадяна на 1:04,7, от Васильева - на 1:18,4. Таким образом, уже в течение двух лет екатеринбуржец не знает поражений на зимних этапах чемпионата России, выиграв четыре гонки из четырех состоявшихся.

© ASMG
Фото: ASMG

Тем временем главным генератором адреналина стал зачет N4. Если в абсолюте речь шла о борьбе за второе место и исход этой борьбы стал ясен достаточно быстро, в N4 на кону стояла победа - и соперничество за нее шло до самых последних метров. Как и несколько недель назад в Карелии, этот сюжет можно было назвать МММ - ведь первую тройку зачета вновь составили три пилота с фамилиями, начинающимися на одну и ту же букву. Петербуржец Александр Михайлов и два уральских спортсмена: лидер Кубка России Андрей Мансуров - и выигравший первый этап Алексей Миронов, действующий вице-чемпион России.

Но были и отличия. Михайлов, который в Северном Приладожье сохранял шансы на победу до последнего спецучастка, на этот раз еще в пятницу потерял полминуты из-за проблем с тормозами - и компенсировать потерянное уже не смог. Более того, темп петербуржца и в субботу оставлял желать лучшего - и на финиш пилот команды F-motors прибыл с минутным отставанием от победителя.

Впрочем, у Миронова неприятности начались еще раньше - и поставили гонщика из Асбеста в еще более сложную ситуацию. На самом первом допе гонки Алексей из-за ситуации, связанной с блокировкой трассы перевернутой машиной, получил от судей назначенное время - и оно оказалось на 20 секунд хуже, чем у главных соперников. На втором спецучастке потеряно еще 12 секунд: “Отчего-то не могу справиться с автомобилем – то ли шип короткий, то ли сильно скользко”, - рассказал гонщик на финише. Переход на другие шины приносит определенный результат - но переломить ситуацию не удается: СУ3 Мансуров и Миронов проезжают с одним и тем же временем, СУ5 - с разницей в одну десятую, на СУ4 оба получают назначенное судьями время... И двух гонщиков по-прежнему разделяет полминуты.

© ASMG
Фото: ASMG

А вот вторая половина гонки проходит под диктовку Миронова, который выигрывает допы один за другим. На предпоследнем спецучастке он опережает соперника больше чем на десять секунд, сократив отставание в общем зачете до двух. В то время как в остальных зачетах обладателей двух первых мест в этот момент разделяло не меньше 20 секунд и вопрос о победителе уже был решен, в N4 любая мелочь могла склонить чашу на одну сторон. И это не преувеличение: ведь, проехав последний спецучасток на две секунды быстрее оппонента, в общем зачете Миронов опередил Мансурова всего на семь десятых!

Ралли «Суворов» состоялось и однозначно вошло в истории чемпионата России. Благодарим за помощь и поддержку в организации этапа компанию «Акрон», Evolute, базу отдыха «Любытино-Хутор» и «Автомобили из Германии».

© ASMG
Фото: ASMG

Такой валидольный финал будет кстати на любой гонке, но ралли “Суворов” он был особенно необходим. Ведь чем ярче события на трассе, тем дольше можно их обсуждать - а летняя часть чемпионата России начнется только через три месяца: в последние выходные мая участники национального первенства вступят в борьбу на ралли “Псков”.

Официальный сайт промоутера чемипионата России по ралли https://asmg.ru/

Комментарии для сайта Cackle