Виктор Шайтар: Главное - победа российской команды

26 ноября 2015 в 11:45

В субботу Виктор Шайтар, Андреа Бертолини и Алексей Басов - гонщики российской команды SMP Racing, выступавшие на Ferrari 458 Italia, - завоевали звание чемпионов мира FIA WEC в классе GTE Am. Специальный корреспондент AUTOSPORT.com.ru пообщался с Виктором Шайтаром и узнал его впечатления о прошедшем сезоне.

Ты чемпион мира, какие ощущения?

Виктор Шайтар: Честно говоря, ко мне и после Ле-Мана не сразу пришло осознание, что мы выиграли, но приятно, потому что сезон в целом получился сложным. Некоторые гонки складывались хорошо, некоторые не очень, были небольшие проблемы по тактике.

В целом для меня гораздо важнее, что мы выиграли этот титул для команды. Это очень хорошо и для SMP Racing, и для всего российского автоспорта. Это способствует его популяризации.

Здорово, что всё получилось. Мы планируем развивать эти успехи.

Ferrari №72 SMP Racing. Экипаж Виктора Шайтара, Андреа Бертолини и Алексея Басова
Ferrari №72 SMP Racing. Экипаж Виктора Шайтара, Андреа Бертолини и Алексея Басова

Перед началом сезона любая команда и любой гонщик ставят перед собой высокие цели – сражаться за победы и титул, но насколько реалистичными казались такие цели перед началом этого сезона?

В.Ш.: В прошлом году мы выиграли титул в ELMS, тогда среди моих напарников также был Андреа Бертолини, и с нами тогда выступал Сергей Злобин,также год назад в том же самом составе, как в этом году - с Бертолини и Алексеем Басовым - мы выступали в Ле-Мане и были там быстры, так что в целом мы понимали, что мы будем достаточно конкурентоспособны.

Мы, может быть, не были уверены на 100%, что прямо выиграем, но понимали, что можем это сделать. Нашими главными соперниками были Aston Martin #98 – Пол Далла Лана, Матиас Лауда и Педро Лами - и Ferrari №83 – Эмануэль Коляр, Франсуа Перродо и Руи Агуаш. После первых двух гонок, которые мы закончили на третьей позиции, мы понимали, что нам не хватало до второго места совсем чуть-чуть, мы проигрывали больше даже не в темпе, а, скорее, в тактике.

Потом была победа в Ле-Мане, это было самое невероятное событие в этом году. После этого мы выиграли гонки на Нюрбургринге и в Америке, были лидерами в чемпионате и понимали, что у нас большой запас по очкам. И потом пошла не очень удачная череда гонок, начиная с Фуджи.

Виктор Шайтар
Виктор Шайтар

В этом году ты также выступал за рулём прототипа BR01 в гонках ELMS. Расскажи, пожалуйста, о них…

В.Ш.:Мы вместе с Мишей Алёшиным и Кириллом Ладыгиным проехали две финальные гонки ELMS на BR01. Мне крайне обидно за эти гонки, потому что если взять гонку на Поль Рикаре, то мы шли на первое место, но, к сожалению, очень неудачно для нас на трассе появилась машина безопасности, из-за которой мы потеряли около 30 секунд.

Те, кто проигрывали нам по тактике, смогли за счёт этого сделать пит-стоп, а для нас это был неподходящий момент, потому что у нас была иная стратегия, которая работала, и машина безопасности нам всё это обнулила - в итоге мы смогли занять только второе место.

Если говорить о финальной гонке в Эшториле, то я проехал 2 часа 20 минут, и приехал сдавать смену с преимуществом почти в 50 секунд. И потом, я не знаю, почему было принято такое решение - возможно, мы перестраховались, но в тот момент, когда трасса подсыхала, нужно было поставить слики, а Кириллу Ладыгину надо было потерпеть три или пять кругов, чуть-чуть приспособиться и продолжать с таким же преимуществом.

Но мы приняли решение снова поставить промежуточные шины и потом долго решали, что делать. В итоге получилось, что все были уже на сликах, а он на промежуточных шинах. Я хорошо знаю Кирилла, давно с ним выступаю, он очень быстрый пилот, но даже он при таком раскладе терял около шести секунд с круга. В итоге мы приехали третьими - обидно, потому что снова шли на первое место.

Российский прототип BR01
Российский прототип BR01

Сложно по ходу сезона пересаживаться из GT в прототип и затем обратно в GT?

В.Ш.:Я уже достаточно опытный пилот, много выступал на разной технике в своей карьере, поэтому у меня, честно говоря, не возникало с этим проблем. Мне хватало буквально десяти кругов, чтобы как-то перестроиться.

Конечно, по разным причинам в молодости я не мог выступать в самых лучших зарубежных чемпионатах, но все-таки я выступал в России на стареньких Dallara, и какое-то понимание аэродинамики у меня есть. К тому же, год назад я провёл сезон в WEC на прототипе Oreca 03, поэтому проблем не было. Сергей Злобин, наш спортивный директор, мой друг и наставник, остался очень доволен. Всё прошло хорошо.

Что ты можешь сказать o BR01?

В.Ш.:По моим ощущениям, BR01 – это хорошая машина. Я так говорю не потому, что это наша машина или мне так нужно говорить. Это на самом деле так. Единственная проблема заключается в том, что у нас получилось достаточно поздно её собрать, и времени на тесты было мало. Так что у нас была нехватка наката, а то, что машина действительно быстрая, мы показали.

В Бахрейне, где на BR01 выступали Миша Алёшин, Николя Минасян и Давид Маркозов, была своя особенность. Это была ночная гонка, другие температуры, раньше никогда таких условий не было, и они не успели найти настройки. Экипаж финишировал пятым, но это не то, на что рассчитывали в команде.

Но это ни о чём не говорит. Машина три раза на разных трассах была на подиуме, так что она быстра. Нужно чуть больше тестов - посмотрим, что будет дальше.

В следующем году SMP Racing вместе с двумя прототипами BR01 собирается вернуться в FIA WEC в класс LMP2. У тебя есть планы быть частью этой программы или пока ещё неизвестно?

В.Ш.:У команды действительно есть такие планы, возможно, мы сменим людей, которые обслуживают машину. Что касается состава пилотов, то я не знаю. В любом случае, это решение будет принимать Сергей Злобин. В России нет лучшего специалиста в этой сфере. Все пилоты нашей команды доверяют решениям Сергея, верят ему. Если он нам что-то подсказывает, то это всегда работает. Это будет его решение, и когда он будет готов его озвучить, он официально это сделает.

SMP Racing чемпионы мира FIA WEC
SMP Racing чемпионы мира FIA WEC

Но у тебя самого есть желание выступать в следующем году в WEC на BR01?

В.Ш.:Я очень в этом заинтересован, и для меня важен не столько мой личный результат, сколько результат команды. Я отношусь к этому очень патриотично. Я хочу, чтобы российская машина выигрывала с полностью российским экипажем.

Мы хотим популяризировать автоспорт в России, и у нас очень много хороших гонщиков, некоторым уже далеко за 25-30 лет. Если мне предложат выступать в WEC на BR01, то я с удовольствием приму этот вызов и помогу нашей команде, чем смогу. Я отдам всего себя и сделаю всё, что в моих силах, чтобы мы довели этот проект до победы.

Как ты сам оцениваешь прошедший сезон? Ты выиграл Ле-Ман, чемпионат мира. Но есть что-то, что ты ещё хотел бы доработать?

В.Ш.:Всегда есть к чему стремиться, и я знаю, чего ещё мне не хватает. Но в целом я очень доволен. Дело в том, что мы выступаем в одном экипаже с Андреа Бертолини. В мире гонок GT это очень большая личность, на его счету четыре чемпионских титула в FIA GT1. Он заводской гонщик Ferrari и очень быстрый пилот.

В эти два года, что мы выступаем с ним в одном экипаже, я всегда ориентировался на его время на круге. Мне было приятно, что в этом году я ехал в одном темпе с ним, и даже больше половины сезона я оказывался быстрее по скорости. Для меня это было очень важно. Я развивался и работал над этим. Я доволен. Пока мне оказывают доверие выступать в этих гонках, я буду работать над собой, над тем, что мне ещё нужно улучшить.

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru