WEC: В преддверии "6 часов Сильверстоуна"
На этой неделе стартует новый сезон чемпионата мира по автогонкам на выносливость FIA WEC. Первый этап сезона 2016 год пройдёт в Великобритании на трассе Сильверстоун, где состоится шестичасовой марафон. Начиная с 2013 года чемпионат неизменно начинается именно здесь, в «доме британского автоспорта».
Все любители автогонок на выносливость с нетерпением ждут начала нового сезона. Первая гонка покажет многое. В частности, примерный расклад сил. По крайней мере, в предыдущие годы шестичасовой марафон на Туманном Альбионе достаточно достоверно показывал, кто будет быстр в новом году, а кто нет.
Трасса
Протяжённость: 5,891 км
Число поворотов: 18
Дистанция гонки: 6 часов (примерно 1000 км)
Рекорд трассы (LMP1): 1:39.534 (Брендон Хартли, Porsche 919 Hybrid - 2015)
Победители 2015:
LMP1: Audi #7 Марсель Фэсслер, Андрэ Лоттерер, Бенуэ Трелюйе
LMP2: G-Drive #26 Роман Русинов, Сэм Бёрд, Жульен Каналь
GT Pro: Ferrari #51 Джанмария Бруни, Тони Виландер
GT Am: Aston Martin #98 Пол Далла-Лана, Педро Лами, Матиас Лауда
Трасса в Сильверстоуне является одной из самых известных в мире. Её называют «домом британского автоспорта». Гонка 1000 км Сильверстоуна впервые прошла в 1976 году и сразу в качестве этапа Чемпионата Мира Спорткаров.
До этого гонки чемпионата мира проходили на других трассах в Великобритании. В частности, в Дандроде, Гудвуде, Оултон-Парке и Брэндс-Хэтче.
После возрождения Чемпионата мира в 2012 году этап в Сильверстоуне неизменно занимает место в календаре, а с 2013 года регулярно открывает новый сезон. Обычно уже по итогам гонки в Сильверстоуне можно сделать выводы о раскладе сил в новом сезоне.
Трасса в течение своей истории претерпела несколько смен конфигураций. Текущая конфигурация трассы в промежуточном варианте появилась в 2010 году, а в окончательном – в 2011-м, когда был закончен новый комплекс боксов.
Трасса Сильверстоун требовательна к аэродинамике и резине. Здесь много скоростных поворотов и не так много торможений, что осложняет задачу рекуперации энергии. Торможения в LMP1 занимают около 9%. Это очень низкий показатель.
Прижимная сила на этой трассе обычно настраивается на средне-высокий уровень для небольшой компенсации на прямых. Обычно команды здесь используют конфигурацию аэродинамического обвеса с высоким уровнем прижимной силы.
LMP1
В LMP1 всё в каком-то плане начинается с чистого листа. И если машина Porsche – это просто модернизация прототипа, с которым год назад они уверенно выиграли титул, то в Toyota и Audi подготовили серьёзные изменения.
Когда болельщики увидели первые фотографии новой Posche, то не все поверили, что это новая машина. Возникали даже предположения, что это просто презентация новых цветов. Настолько небольшими были внешние изменения новой версии 919 Hybrid.
Чего ждать от противостояния в категории LMP1 в WEC?
И на самом деле, структура шасси и концепция силовой установки не поменялись. Команда доработала машину 2015 года, сделав упор на повышение эффективности всех элементов и снижение веса. Такой подход подвёл команду Toyota в 2015 году, но у японцев на тот момент уже были недостаточно актуальные технологии, и, к тому же, на тестах стало понятно, что Porsche снова сильнее всех.
В этом году в соответствии с правилами можно делать три типа аэродинамических обвеса под разный уровень прижимной силы. В Porsche максимально воспользовались регламентом и сделали все три. В Сильверстоун они привезли обвес с высокой прижимной силой.
Toyota в этом году значительно изменила концепцию своей машины. И хотя внешне она также мало отличается от прошлогодней, всё же отличий очень много, в том числе и в части аэродинамики.
Но в первую очередь, конечно же, изменения коснулись силовой установки, которая на новой модели, TS050, претерпела кардинальные изменения. Японцы разработали концепцию новой машины ещё в начале прошлого лета. Они решили пойти по пути Porsche.
Теперь на японской машине установлен малолитражный бензиновый мотор V6 объёмом 2.4 литра с системой двойного турбонаддува. Кроме того, Toyota TS050 накапливает энергию в пакет литий-ионных батарей, точно так же, как и Porsche. Японцы отказались от суперконденсатора, что позволило им перейти в класс 8 мДж.
А вот гибридная система осталась такой же – две системы рекуперации кинетической энергии и два электромотора, на передней и задней оси. Машина получила новую коробку, адаптированную под больший крутящий момент, а кинематика подвески была пересмотрена для оптимизации расхода резины. И это не все изменения, которым подвергся прототип Toyota. На тестах они были быстры, хотя и медленнее Porsche.
В Audi сделали серьёзную ставку на аэродинамику. Турбомотор на новой версии модели R18 претерпел некоторые изменения, но в целом концепция силовой установки осталась такой же, и они по-прежнему верны дизелю. В отличие от соперников, у Audi в коробке передач шесть ступеней, а не семь.
Важным отличием новой модели является новый способ накопления энергии. Если предыдущие модели накапливали энергию в маховик, разработанный инженерами Williams, то теперь Audi переходит на пакет литий-ионный батарей.
Мощность электромотра у Audi выросла с 200 до 350 KW, что эквивалентно 476 л.с. Audi второй год подряд повышают свой энергетический класс, и теперь переходят в категорию 6 мДж.
У всех трёх прототипов двигатели внутреннего сгорания стали менее мощными, что обусловлено новыми правилами, в соответствии с которыми энергия, которую можно расходовать на одном круге, стала меньше.
Составы команд остаются прежними, за исключением Toyota, где Алекса Вурца заменит Камуи Кобаяши.
В зачёте частных команд остались два коллектива – Rebellion и ByKolles. В коллективе Колина Коллеса добились серьёзного прогресса со своей машиной, и в этом году сражение между командами должно быть интереснее.
Год назад победу в Сильверстоуне одержала Audi, переиграв Porsche за счёт тактики. На тестах складывалось впечатление, что они уступают своим заводским соперникам в LMP1, но в самой команде сохраняют уверенный настрой. В общем, Сильверстоун даст ответ на многие вопросы.
LMP2
В этом году в классе LMP2 вновь, как ив 2014 году, будут две российские команды. Действующие чемпионы, команда G-Drive Racing, в этом сезоне поменяли машину и технического партнёра. Теперь коллектив будет выступать при технической поддержке команды Jota на прототипе нового поколения Oreca 05. Состав экипажа также поменялся. Напарниками Романа Русинова будут Рене Раст и Натанаэль Бертон.
Команда SMP Racing возвращается на полное расписание в Чемпионат Мира после года в ELMS. Чемпионы 2014 года выставят два российских прототипа BR01. В прошлом году коллектив обкатывал машину в ELMS и выступил на ней в суточном марафоне "24 часа Ле-Мана".
В этом году прототип также выступил в "24 часах Дайтоны". Новым лидером команды становится Виталий Петров, пришедший на смену Михаилу Алёшину, который вернулся в IndyCar. Его напарниками по экипажу будут Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар. В составе второй машины выступят Николя Минассян, Маурицио Медиани и Давид Маркозов.
Коллектив ESM продолжит выступать с двумя прототипами Ligier JS P2 при плотном техническом партнёрстве с OAK Racing. Американцы надеются быть среди лидеров.
Большой интерес привлекает новая команда Рикардо Гонсалеса, выставленная силами коллектива Morand. В её экипаже напарниками Гонсалеса станут Бруно Сенна и Фелипе Альбукерк. Они будут выступать на Ligier.
Новая команда Manor, руководителями которой стали Джон Бут и Грэм Лоудон, выставит два автомобиля Oreca 05. Среди гонщиков двух экипажей этой команды будут Роберто Мери, Уилл Стивенс и Джеймс Джейкс. Команда ещё молодая, но обладает большим потенциалом.
Ещё две машины Oreca 05 будут выставлены под брендом Alpine. А единственный открытый прототип выставит команда Strakka, которая продолжит выступать на Gibson 015S. Их ни в коем случае не стоит списывать со счетов.
Главные соперники G-Drive Racing прошлого года, команда KCMG, покинула LMP2 и теперь выставит Porsche вклассе GTE Am.
В классе LMP2 много изменений и новых лиц, или же хорошо забытых старых. Предугадать расклад в заметно усилившемся классе крайне сложно. Гонка на Сильверстоуне в этой категории обещает быть жаркой.
GTE Pro
Класс GT Pro потерял заводской коллектив Porsche. Но заводских команд по-прежнему три. К Ferrari и AMR присоединяется новая команда Ford, выставленная силами известной американской команды Chip Ganassi Racing. Впрочем, одна машина Porsche, доработанная под новый регламент, всё же будет в этой категории, она будет представлена командой Proton.
Всего в категории в Сильверстоуне будет семь машин. Ferrari будут выступать на новой 488-й модели. Напарником Джанмарии Бруни становится Джеймс Каладо, а к Давидэ Ригону присоединяется Сэм Бёрд. Тони Виландер покидает чемпионат мира.
Aston Martin в этом году будет представлена только двумя экипажами. В прошлом году команда часто была недовольна балансом сил.
GTE Am
Класс GT Am в Сильверстоуне будет представлен шестью машинами четырёх производителей. Действующие чемпионы категории, SMP Racing, решили сосредоточить усилия на категории LMP2 и покинули этот класс. Единственная Ferrari здесь будет выставлена командой AF Corse. Это экипаж Эммануэля Колляра, Руи Агуаша и Франсуа Перродо.
На Porsche выступит сразу три разных коллектива, каждый из которых выставит по одной машине – KCMG, Gulf Racing и Proton. Как и в предыдущие годы, команда Larbre Competition выставит Chevrolet Corvett. Aston Martin продолжат представлять Матиас Лауда, Пол Далла-Лана и Педро Лами в составе заводского коллектива.
Впервые с момента возрождения чемпионата мира в 2012 году в классах GTE Pro и GTE Am будут представлены разные машины, в профессиональной категории будут выставлены машины, подготовленные по новому регламенту, а в любительском - по прошлогоднему.
Борьба в классах GT обещает быть плотной.
Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru