В преддверии "24 часов Ле-Мана"

16 июня 2017 в 17:36

Завтра на кольце Сартэ, протяжённостью 13 629 м стартует 85-й в истории суточный марафон 24 часа Ле-Мана. Одна из трёх самых престижных гонок в мире на ряду с Инди 500 и Гран При Монако. Впервые Ле-Ман прошёл в 1923 году, и это одна из самых старых действующих гонок.

Квалификация и подготовка уже позади, и завтра пройдёт главное испытание года в мире гонок на выносливость. На старт гонки выйдут 60 экипажей, из них 6 будут представлены в категории LMP1, 25 в классе LMP2, 13 в GTE Pro и 16 в GTE Am.

Среди 180 пилотов, которые выйдут на старт в рамках 60 экипажей, 44 новичка. В числе новичков есть как бывалые гонщики, такие как Рубенс Баррикелло и Тони Канаан, так и молодые таланты, среди которых Сергей Сироткин и Феликс Розенквист.

Россию в этом году в Ле-Мане представляют пять пилотов в рамках трёх экипажей в категории LMP2.

Ле-Ман это третий этап чемпионата мира по автогонкам на выносливость, FIA WEC, но он стоит особняком по целому ряду факторов. Это касается наследия гонки, её престижа и легендарности, но также и формат всей гоночной недели особенный. По итогам Ле-Мана начисляют двойные очки.

LMP1

Конечно, без Audi категория LMP1 поредела, но битва Toyota против Porsche – это, пожалуй, главная тема Ле-Мана этого года. Несмотря на то, что в классе стало на одну заводскую марку меньше и ушла не просто ставшая легендарной команда, но ушёл настоящий символ Ле-Мана первого десятилетия 2000-х, менее интересным класс назвать нельзя.

Здесь по-прежнему очень острая и плотная борьба, в чём мы лишний раз убедились по ходу первых гонок сезона WEC. Первые два этапа этого сезона на Сильверстоуне и в Спа выиграла Toyota, оба раза впереди был экипаж Буэми, Дэвидсона и Накаджимы.

Впрочем, ввиду того, что Toyota в первых двух гонках выступала с обвесом с высоким уровнем прижимной силы, a Porsche выступали с конфигурацией под Ле-Ман, то оценить расклад сил было не так и просто, хотя Toyota в Спа выставила третью машину в обвесе для Ле-Мана.

Но после тестов в Ле-Мане, которые прошли 4 июня, Toyota выглядела явным фаворитом. Эта форма подтвердилась и по ходу квалификаций.

Обе заводских команды сделали в этом году большой шаг вперёд, но, как отметил руководитель команды Porsche Андреас Зайдль, Toyota сделала больший шаг.

Эксперты отмечают, что хотя концепции двух машин не поменялись по сравнению с прошлым годом, Toyota серьёзно доработала не только все детали машины, но серьёзно улучшила двигатель внутреннего сгорания.

Хотя философия силовой установки японцами отчасти была позаимствована у Porsche, всё же концепция Toyota новее, а вот штутгартцы, похоже, уже выжали максимум из своей концепции 2014 года. Кроме этого, базовое шасси Toyota также на год новее и у них был больший потенциал для развития.

Также у Toyota в этом году будет численное преимущество, сразу три экипажа в Ле-Мане, впервые с 1999 года. И как говорил руководитель команды Роб Лепен, они собираются экспериментировать с третьей машиной с точки зрения настроек и тактики.

Машину №7 представляют Кобаяши, Конвей и Сарразан, экипаж №8 составят Буэми, Дэвидсон и Накаджима, а №9 будут пилотировать Лопес, Кунимото и Ляпьер.

Кобаяши принёс Toyota поул и поставил новый рекорд трассы, но впереди самое сложное – гонка. В суточном марафоне скорость не самое главное, а о том, насколько важна надёжность, в Toyota знают не понаслышке.

Во второй квалификации на машине экипажа №8 меняли мотор из-за проблем с масляной системой, и нет гарантий, что в гонке не случится что-то ещё. Но тут в помощь есть третий экипаж, дающий численное преимущество.

Что касается Porsche, то уже после тестов в Ле-Мане они поняли, что побороться за поул в этом году у них шансов нет. Porsche решили пожертвовать первыми гонками этого сезона FIA WEC и выступить в них с обвесом для Ле-Мана, чтобы лучше его изучить.

Но, как мы теперь видим, похоже, что зря. По крайней мере с точки зрения скорости уж точно. Да и возможные очки потеряны.

Инженеры немецкой команды проделали большую работу на базе и смогли сократить отставание от Toyota. По итогам квалификации они заняли второй ряд стартового поля и опередили третий экипаж команды конкурентов.

В составе экипажей Porsche пять гонщиков, побеждавших в Ле-Мане. Первый экипаж представляют Джани, Лоттерер и Танди. А второй – Бернхард, Бамбер и Хартли.

Посмотрим, что будет у Porsche с точки зрения надёжности. С одной стороны, 36-часовые тесты на выносливость в Арагоне прошли почти без проблем. С другой, во время тестового дня на машине второго экипажа были проблемы масляной системой и прошлось менять мотор.

Ну и в завершение обзора класса отметим единственный экипаж этого года в числе частных команд – ByKolles. Новым напарником Уэбба и Крайхамера стал бывший пилот Audi Марко Бонаноми. Для них решающим вопросом будет надёжность. Цель команды достаточно скромная – опередить машины LMP2.

LMP2

К категории LMP2 в этом году приковано большое внимание. В данном классе в Ле-Мане представлено 25 экипажей. Машины нового поколения стали мощнее и быстрее в поворотах.

В классе представлен новый атмосферный мотор Gibson V8 4.2, выдающий 600 л.с. Вместе с новыми машинами скорость на круге в Ле-Мане стала быстрее примерно на 8-10 секунд!

По максимальной скорости отдельные машины быстрее прототипов LMP1, но в поворотах они уступают. Всего же на длинной 13-километровой трассе второй класс прототипов проигрывает заводчанам из LMP1 в среднем около 8 секунд.

В Ле-Мане представлены все четыре шасси, производители которых выиграли специальный тендер. Это Oreca 07, Ligier JSP217, Dallara P217 и Riley MK30.

Класс очень плотный, здесь очень много пилотов высокого уровня, все команды также очень сильны. Но в первую очередь и тесты, и неделя Ле-Мана подтвердили превосходство команд, выступающих на шасси Oreca 07. В пелетоне 14 таких машин, и между ними ожидается напряжённая битва.

Этот класс привлекает внимание всех российских болельщиков, ведь здесь выступают все пять российских пилотов.

Среди фаворитов класса 26-й экипаж российской команды G-Drive Racing, в составе которого выступают Роман Русинов, Пьер Тьерье и Алекс Линн. Команда G-Drive Racing второй раз подряд завоевала поул в Ле-Мане, и в этом году они вновь попробуют покорить Ле-Ман.

Неожиданно для многих в Ле-Мане по ходу квалификаций выстрелила команда Manor, которая начала этот сезон достаточно скромно. Виталий Петров квалифицировал машину своего экипажа на втором месте, а экипаж Верня будет стартовать с шестой позиции в классе.

Среди главных фаворитов будут команды Rebellion и Alpine. Но если швейцарская команда, в экипажах которой выступают представители гоночных династий – Николя Прост, Бруно Сенна и Нельсон Пике-мл, причём первые два в одном экипаже, провела квалификацию очень неплохо, заняв четвёртую и пятую позиции, то французский коллектив занял только восьмую и 11-ю позиции на старте.

Ещё один фаворит это команда Jackie Chan DC Racing. За данным названием кроется британский коллектив Jota, который знает, что такое успех в Ле-Мане. Кроме того, экипаж Оливера Джарвиса праздновал победу на Сильверстоуне.

Команда SMP Racing представлена полностью российским экипажем. Михаил Алёшин, Сергей Сироткин и Виктор Шайтар выступят на Dallara P217. Это одно из трёх итальянских шасси в пелотоне.

Dallara уже успела прославиться в Ле-Мане в этом году своей максимальной скоростью на прямых около 340 км/ч, опередив по этому показателю не только машины конкурентов, но и прототипы класса LMP1. Но в поворотах детище известной итальянской фирмы проигрывает машинам Oreca 07.

По итогам прошедших квалификационных сессий лучшими из трёх представителей марки Dallara стали именно гонщики команды SMP. Михаил Алёшин квалифицировал автомобиль SMP Racing на 10-м месте.

К ещё одной Dallara внимание привлекает Рубенс Баррикелло, который в 45 лет дебютирует в Ле-Мане в составе команды Яна Ламмерса. Их экипаж начнёт гонку с 17-го места.

Что касается машин Ligier, то они ощутимо проигрывают в Ле-Мане. А предоставить командам обновлённый обвес в обход одного «джокера» на четыре сезона компании Onroak не дали. В итоге машинам Oreca 07 они уступают около 5-6 км/ч на каждой прямой. Лучшим из экипажей Ligier стала машина №32 команды United Autosports. Фелипе Альбукьерк квалифицировал её на 15-й позиции.

GT Pro

Класс GT Pro в этом году представляют 13 экипажей. ACO и FIA постарались лучше уравнять все машины по BoP (балансу сил) и устранить преимущество, которое год назад было у турбированных Ford и Ferrari.

Машинам Ford добавили 20 кг балласта и уменьшили давление буста на всех оборотах. И, возможно, немного перестарались. Большую часть недели действующие победители казались аутсайдерами, хотя в финальной квалификации их дела пошли чуть лучше.

Всего в этом классе представлено пять марок. Из них только одна двумя разными командами – это Ferrari. Уже по традиции к экипажам AF Corse присоединяется команда из Америки Risi Competizione.

Ford, по сути, представлен одним коллективом, но двумя подкомандами, английской из WEC и американской – из IMSA.

Пока что преимущество в этом году на стороне Aston Martin с уже немолодой машиной. Похоже, что у Corvette, который традиционно представлен в Ле-Мане, также есть шансы на победу. Посмотрим, что в гонке покажут новые среднемоторные Porsche.

Вся категория выглядит очень плотно, и битва в GT Pro обещает быть интересной от старта до финиша.

GT Am

Второй класс GT представляют 16 машин. В этой категории представлены машины, подготовленные по требования 2016 года и ранее, и всего присутствуют четыре марки – Ferrari, Aston Martin, Porsche и Corvette.

Наиболее представленной машиной здесь является Ferrari 488 GTE – всего их в этом классе восемь. Причём три из них, благодаря особенностям модели 488, переделаны из машин класса GT3, а именно автомобили экипажей №65 Scuderia Corsa, №83 DH Racing и №60 Clearwater Racing.

Класс также очень плотный, но можно попробовать выделить примерно пять экипажей фаворитов.

Это, конечно же, Aston Martin #98, машина Пола Далла Ланы, Матиаса Лауды и Педро Лами, команда Larbre Competition на Corvette #50 (Рииз, Бранделла и Филиппон) и Ferrari JMW (Дрис Вантон, Уилл Стивенс и Роберт Смит).

Сильного выступления можной ожидать от машины №62 команды Scuderia Corsa и Porsche №77 команды Dempsey Proton.

Гонка 24 часа Ле-Мана стартует завтра в 16:00 по московскому времени. В прямом эфире и полном объёме на территории России её покажет телеканал Eurosport 1. Начало трансляции в 15:00.

Владимир Башмаков специально для АВТОСПОРТ.com.ru

Комментарии для сайта Cackle