Гран При Германии: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд и поставщиков: Джон Бут (Marussia), Пол Хембри (Pirelli), Федерико Гастальди (Lotus), Кристиан Альберс (Caterham), Тото Вольф (Mercedes), Сирил Абитбуль (Renault)
Сирил, давайте начнём с вас. Расскажите о том, как вы оказались в Renault, и стало ли это для вас неожиданностью? Что нового вы успели узнать, вернувшись после нескольких лет перерыва на прежнее место?
Сирил Абитебуль: Что я могу сказать… Вообще-то, существует некий элемент конфиденциальности, поэтому я не могу раскрыть всех деталей. Давайте скажем так: я отработал 10 лет в Renault до того, как попал в Caterham. До этого момента я был на хорошем счету в Вири-Шатийоне, у меня там много друзей, и я надеюсь, так будет продолжаться и в дальнейшем.
Что касается ситуации с Caterham, то вся структура, начиная с акционеров и заканчивая менеджерами на местах, не работала и не приносила желаемых результатов, поэтому были необходимы перемены, которые в данный момент идут полным ходом, и это позитивный знак для команды. Я и сам тоже хотел что-то поменять. В Renault же стремились улучшить результаты на трассе, и это касается не только двигателей, поэтому они предоставили мне возможность вернуться, вот и всё.
Сколько усилий потребуется для устранения проблем, возникших в 2014-м году, а также при подготовке к следующему сезону? Даст ли это возможность подтянуться к Mercedes до момента новой омологации, запланированного на февраль?
СА: Мир моторов отличается от мира шасси, и в условиях омологации возможности дорабатывать двигатель очень ограничены. В данный момент нам необходимо решить проблемы с надёжностью, так как наши показатели на трассе являются неприемлемыми для клиентов. Это необходимо сделать в нынешнем сезоне, а уже потом думать над эффективностью.
Что касается следующего сезона, то можно говорить, что мы уже довольно серьёзно продвинулись вперёд. На этой неделе новый мотор впервые был запущен на динамометрическом стенде, так что программа идёт полным ходом. Тем не менее, отрадно видеть прогресс в области совместной работы шасси и двигателя по ходу этого уик-энда. Надеюсь, завтра эта тенденция продолжится.
Кристиан Альберс, который заменил Сирила в качестве руководителя Caterham, участвует в пресс-конференции впервые после 2007 года, когда общался с нами ещё в качестве пилота. Кристиан, это уже ваша вторая гонка в роли босса. Каков ваш вердикт? В каких направлениях ведутся работы, и какие области вы бы назвали приоритетными?
Кристиан Альберс: Прежде всего, я хочу сказать, что все мои мысли и мысли команды с теми, чьи близкие погибли в страшной катастрофе авиалайнера Malaysian Airlines. Мы сожалеем об этой утрате.
Что касается команды… ситуация непростая. Вы видите коллектив, который четыре года пытается построить автомобиль, способный бороться за высокие результаты, но это никак не получается. Таким образом, заданием первостепенной важности является мотивация команды и создание необходимой для развития структуры. Мы начали двигаться в этом направлении. Я полагаюсь на нового технического директора Джона Айли, главного конструктора Кита Баркли, а также на нового тим-менеджера Миодрага Котура. Мы выкладываемся по максимуму, и единственное, что я могу сказать о коллективе – нам нужны прогресс и стабильность.
Расскажите о ваших планах относительно гонщиков. Собираетесь ли вы сохранить нынешний состав до конца чемпионата?
КА: Мне нужны результаты – это самое важное для любого руководителя. Если говорить откровенно, сегодня [в пятницу] они прекрасно справились со своей работой. Во второй сессии у нас возникли определённые проблемы, но пилоты не сдавались. Нам нужно больше скорости, также для Caterham F1 всегда остро стоял вопрос бюджета.
Джон, ваша команда в данный момент находится в неплохом положении, имея два очка в зачёте чемпионата и опережая Sauber и Caterham. Какое настроение царит в Marussia и каковы планы на ближайшую перспективу?
Джон Бут: Мы довольны теми позициями, которые сейчас занимаем. Все были чрезвычайно рады двум очкам, завоёванным в Монако, но до конца сезона ещё девять гонок, и произойти может всё, что угодно. Нам необходимо продолжать двигаться вперёд и изо всех сил стараться защищать наши позиции от посягательств со стороны Caterham и Sauber.
После Барселоны команда значительно прибавила. Прошли ли тесты в Сильверстоуне в таком же позитивном ключе? Чувствуете ли вы, что подтянулись к Sauber? Насколько велико ваше отставание?
ДБ: Один из тестовых дней в Сильверстоуне мы провели, испытывая резину Pirelli, что очень полезно в свете сезона-2015. Во второй день мы ездили без системы FRIC, что также принесло свои плоды.
Тото, на счету вашей команды в Кубке конструкторов уже 326 очков, в то время как ближайший преследователь [Red Bull Racing] заработал лишь 168, однако имеют место и тревожные звоночки – проблемы с коробкой передач на машине Нико Росберга в Сильверстоуне стали лишь еще одним примером. Как вы с ними справляетесь?
Тото Вольф: Все неполадки должны быть устранены. У нас отличная скорость в гонках, после этапа в Мельбурне наши машины были вполне надёжными, но затем возникли некоторые проблемы, которые мы обязаны решить. Команда усиленно работает, чтобы понять, как повысить надёжность механических компонентов. Это важнейшее задание, поскольку, если вы хотите побеждать, вам необходимо прежде всего добраться до финиша.
Мы подобрались к экватору чемпионата, а в общем зачёте Льюис Хэмилтон лишь на четыре очка отстаёт от Нико Росберга. Сам британец назвал это "моментом перезагрузки". Какой вы видите дальнейшую борьбу между вашими гонщиками, и как вы контролировали ситуацию в первой половине сезона?
ТВ: Вы видите, как быстро всё может измениться. До этапа в Сильверстоуне меня спрашивали: "как Льюис собирается отыграть 29 очков?", но затем лидер сходит, а его напарник выигрывает гонку, и всё начинается с нуля.
По сути, никакого контроля не требуется. Главное – честность и прозрачность в действиях гонщиков и команды. Здесь нужна коммуникация, чем мы и занимаемся, и пока особых проблемы у нас не возникало. Оба пилота являются профессионалами, они в отличной форме и знают, насколько важно финишировать в каждой гонке. Я доволен текущей ситуацией.
Федерико, сезон для Lotus полон взлётов и падений: команда хорошо выступила в Китае и в Австрии, но бледно смотрелась в Сильверстоуне. Причина происходящего в моторе или шасси?
ФГ: Мы до сих пор не до конца понимаем работу двигателя, но кроме того, у нас есть и собственные проблемы с точки зрения взаимодействия шасси, двигателя и аэродинамики, так что мы продолжаем работу над настройками. Кроме того, сегодня пилоты испытывали новое переднее крыло. Команда пытается добиться прогресса, но в нынешнем сезоне для этого необходимо больше времени.
На тестах в Сильверстоуне вы опробовали в деле 18-дюймовые шины Pirelli. Что вы можете сказать об этом?
ФГ: Пол? Что ты думаешь?
Мы обратимся к Полу через минуту!
ФГ: Для нас это был неплохой опыт. Мы рады, что помогли Pirelli.
Пол, каким был ваш вердикт после тестов в Сильверстоуне? Когда, по вашему мнению, реально внедрить новую технологию в жизнь в случае необходимости? Каковы будут при этом ограничения в техническом плане?
ПХ: Всю последнюю неделю я провёл в разговорах о новых 18-дюймовых колёсах, и это было весьма интересно. По сути, идея возникла во время собрания Комиссии Формулы 1, когда обсуждались перспективы дальнейшего развития шин в Больших Призах. Мы приняли решение, что вместо обсуждений будет лучше установить новые шины на шасси, чтобы члены Комиссии и простые люди на деле увидели эту идею.
Вариант с 18-ти или 19-ти дюймовыми шинами выглядит очень интересно, и нам поступило множество позитивных отзывов. На разных ресурсах было проведено немало опросов, и примерно 70-80% болельщиков понравилась эта идея. Я считаю, что наш вариант выглядит неплохо. Прежде у меня были сомнения, сколь красивой окажется машина с этими колёсам, но на деле всё оказалось вполне гармонично. Если Формула 1 выберет такой путь, то мы поддержим спорт в этом стремлении. Технически мы были бы готовы начать уже с 2016-го года, но в Больших Призах говорят о сезоне-2017.
На этот Гран При вы выбрали мягкий и сверхмягкий составы, из-за чего результаты второй тренировки получились довольно интересными. По ходу сезона иногда складывалось впечатление, что в Pirelli использовали излишне консервативный подход в выборе резины на некоторые этапы. Вы вновь решили действовать более агрессивно?
ПХ: Вы в чём-то правы. Сегодня асфальт прогрелся до 50°C, чего мало кто ожидал – местные жители могут подтвердить мои слова. В таких условиях сверхмягкая резина изнашивается очень быстро, но, привези мы сюда состав Medium, при температуре в 20°C гонка вновь прошла бы лишь с одним пит-стопом, и мне бы вновь задавали вопросы о консервативном подходе.
Всегда нужен определённый баланс, и для сухой погоды мы обычно стараемся подобрать такую резину, чтобы обеспечить два-три пит-стопа, как того требует спорт. Слики SuperSoft будут использованы в основном в квалификации, а основной гоночный вариант – Soft, и этот состав работает неплохо. В целом я могу сказать, что желаемый баланс достигнут.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Пол, в случае перехода Формулы 1 на новый тип шин спорт станет ближе к дорожным автомобилям. Если при этом другой производитель пожелает стать поставщиком, что может привести к "шинной войне", какова будет ваша позиция? Будет ли вам интересен такой вариант развития событий или же вы поставите ультиматум "или мы одни, или мы уходим"?
ПХ: Этот вопрос лучше задать руководству чемпионата. Формула 1 должна ставить на первое место пилота, а затем двигатель. Если вы добавите в этот коктейль ещё и резину, можно сбиться с верного пути. Мы бы хотели, чтобы правила были прописаны должным образом, но пока у заинтересованных сторон нет к этому никакого интереса.
Это ещё один элемент, находящийся вне контроля команд, у которых и так хватает неразберихи с одним поставщиком, а если появится ещё кто-то, то станет ещё сложнее. Не знаю, но на ваш вопрос можно дать ответ только тогда, когда чётко знаешь условия конкуренции.
Мистер Альберс, мы бы хотели знать, есть ли шансы у Карлоса Сайнса-младшего сесть в кокпит в этом году?
КА: Как водится, я нашел немало слухов об этом в средствах массовой информации. Мы уже встречались с Карлосом, но никаких соглашений подписано не было.
Вы беседовали с Карлосом по поводу места в команде, но разговаривали ли вы с другими гонщиками?
КА: Я не упоминал переговоры о месте призового пилота, мы просто встретились и пообщались. Сегодня же я был доволен работой наших пилотов. Такова ситуация на текущий момент.
Вопрос техническим руководителям Lotus, Mercedes и Marussia: ваши команды одними из первых внедрили концепцию взаимосвязанной подвески. Как прошли первые заезды без FRIC, и какое влияние окажет её отсутствие на ваши результаты в остальных гонках сезона?
ФГ: Мы не использовали её сегодня, так что мне нечего сказать.
ТВ: Это решение FIA и спорить тут бессмысленно. Необходимо приспособиться к новым условиям и выжимать из машины максимум. Мы уже работали без FRIC [на тестах] в Сильверстоуне, и сегодня наша машина ехала без неё довольно. Так что я не думаю, что отсутствие этой системы как-то скажется на нашей конкурентоспособности.
ДБ: За два года мы разработали довольно простую, но эффективную взаимосвязанную подвеску, так что в Сильверстоуне нам потребовалось лишь несколько кругов, чтобы привыкнуть обходиться без неё. Думаю, нам удалось компенсировать разницу.
Пол, заметили ли вы какие-нибудь различия?
ПХ: У нас отказал сервер, так что пока мы не владеем всей информацией. Сегодня у нас хватало проблем! Нам предстоит работать допоздна, чтобы проанализировать все данные, но сейчас я не могу давать оценки, ибо я не оракул. Вы видели протокол, и результаты не сильно отличаются от предыдущих этапов, так что вряд ли расстановка сил существенно изменится. Возможно, на длинной дистанции мы увидим какую-то разницу.
Кристиан, газеты писали, что Колин Коллес предложил вам встать у руля команды. Какие качества, присущие бывшему гонщику, на ваш взгляд, помогут коллективу выбраться из самого дна пелотона? Что заставило вас принять этот вызов?
КА: Мало кто знает, что помимо гонок я занимался предпринимательством. Я начал собственное дело, и к 2007-му году бизнес приносил мне больше средств, нежели гонки. Таким образом, думаю, мне удастся гармонично объединить технические знания и навыки ведения бизнеса, чтобы добиться успеха с командой.
Мы усиленно работаем, чтобы привезти в Бельгию большой пакет обновлений, однако время играет против нас, поскольку вскоре все базы согласно регламенту будут закрыты на две недели. Недавно мы уже начали работу над шасси 2015 года, которое теперь проходит испытания в аэродинамической трубе. Мы стараемся двигаться вперёд, и самое главное, чтобы коллектив вновь почувствовал себя единой командой, а добиться этого не так и просто. У нас много мотивированных сотрудников, но есть и такие, которые выглядят расстроенными после четырёх лет без ощутимых результатов, так что нам необходимо вновь объединить всех одной целью.