Анализ: Оказало ли ограничение на радиопереговоры желаемый эффект на Ф1?

26 марта 2016 в 16:25
Фото: LAT Photographic

"Недопустимо!". Именно таким словом гоночный директор FIA Чарли Уайтинг охарактеризовал чересчур частые радиообмены пилотов с командами в последние годы.

Безусловно, Уайтинг прав. Пункт статьи 27.1 спортивного регламента FIA гласит, что "гонщик должен вести машину самостоятельно и без посторонней помощи". В последнее время это правило вопиюще нарушалось посредством виртуальных советов и приказов, которые шли от команды к гонщику через радио.

Современные машины Ф1 стали очень сложными агрегатами в виду внедрения новых технологий, с которыми довольно трудно совладать. Особенно это касается контроля за работой силовой установки и систем рекуперации энергии.

Уайтинг посчитал, что количество советов по радио превысило все мыслимые и немыслимые границы. Это вынудило его ужесточить пункт 27.1.

Ему надоело слушать радиотрафик, в котором была масса советов от команды гонщику относительно выбора режимов двигателя, различных кодов стратегий, а также сообщений о необходимости экономии топлива.

Таким образом, в августе прошлого года Уайтинг совместно с FIA издал документ, состоящий из 31 пункта сообщений, информацию по которым команда может транслировать пилоту по радио.

На тот момент Фернандо Алонсо говорил, что ограничения в радиопереговорах вряд ли окажут серьезный эффект. Он также добавил, что любой опытный гонщик сможет понять реакцию машины, положившись на инстинкты и не получая инструкций с командного мостика.

Даже 17-летний Макс Ферстаппен, который на тот момент провел всего пять месяцев в своем дебютном сезоне в Ф1, поприветствовал такое решение FIA, сказав, что теперь болтовни по радио станет меньше.

Но по мере того, как мы приближались к дебютному Гран При сезона-2016 в Австралии, – сюрприз! –мнения в паддоке относительно запрета на радиопереговоры начали серьезно отличаться друг от друга.

Руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер, к примеру, посчитал, что FIA зашла слишком далеко, отобрав у команд Ф1 элемент диалога между гоночным инженером и пилотом, что, на его взгляд, развлекало зрителей.

Босс Mercedes Motorsport Тото Вольф, в свою очередь, заметил, что теперь все будет зависеть от пилота, который перестанет удаленно контролироваться из гаража. Также Тото допустил, что гонщики станут допускать больше ошибок.

Накануне гоночного уик-энда в Мельбурне Алонсо уже говорил о том, что в эру коммуникаций и технологий такой запрет стал, по меньшей мере, странным решением.

А его напарник по McLaren Дженсон Баттон и вовсе предположил, что FIA вряд ли сумеет отследить весь поток информации и проконтролировать соблюдение новых правил всеми командами.

Именно об этом у Уайтинга поинтересовались на пресс-конференции в Мельбурне, однако Чарли разъяснил, что с этим проблем не возникнет: каждый из четырех членов гоночной панели прослушивал радиосообщения трех гонщиков, а еще четыре-пять инженеров по программному обеспечению брали на себя по два или три пилота.

Как сказал Уайтинг: «Работа относительно простая. Могу вам сказать, что они уже мало общаются по радио».

Таким образом, по итогам трехчасовых заездов в пятницу в радиоэфире прошло всего 12 сообщений. Но стоит признать, что отчасти это было вызвано сложными погодными условиями, в результате чего гонщики редко появлялись на трассе.

Однако вскоре команды уже просили Уайтинга ослабить правила, чтобы иметь возможность обсуждать в эфире стратегию. В гонке в трансляцию вышло 87 сообщений.

Важно и то, что Чарли пообещал всем нам, что эфир не будет лишен сочных фраз. Этот термин можно применить к Ферстаппену, который нецензурно выражался по радио три раза за гонку, дав волю эмоциям.

Он очень болезненно воспринял тот факт, что его напарник по Toro Rosso Карлос Сайнс заехал в боксы первым, несмотря на то, что до момента пит-стопа Сайнс был позади голландца. Соответственно после волны пит-стопов Макс оказался за спиной Карлоса.

С Mercedes возникла иная ситуация. По словам Вольфа, ограничения по радиопереговорам могли стоить Нико Росбергу победы в Австралии, так как команда не могла оповестить немца о перегреве тормозов и о чрезмерном износе левой задней шины.

К счастью, обе проблемы решились сами собой, но в другой раз какой-нибудь из команд может повезти меньше.

Несмотря на некоторые сбои в работе системы, Уайтинг сумел помочь в их разрешении командам. В целом он признал, что ограничения в радиопереговорах сбалансировали общение команд с пилотами.

Сейчас можно сказать, что регламент сработал. Остается лишь дождаться первых реальных жертв, которые будут допускать серьезные ошибки в результате данных ограничений.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle