Лучшие из лучших в Формуле 1, или Льюис Хэмилтон в компании великих гонщиков
В преддверии Гран При Айфеля трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт поднял вечный для Формулы 1 вопрос: кто лучший гонщик всех времен? Учитывая, что в предстоящее воскресенье Льюис Хэмилтон вполне может сравняться с рекордом Михаэля Шумахера, этот вопрос актуален как никогда. Но ответить на него однозначно невозможно по той простой причине, что разные эпохи крайне сложно сравнивать. Однако ничто не мешает нам оценить глубину и многогранность таланта гонщиков прошлого и настоящего – от феноменального Хуана Мануэля Фанхио до как раз Льюиса Хэмилтона, штампующего победы и титулы одни за одним... Информацию по поводу Гран При Айфеля и ставок на это событие вы найдете на сайте Wearebettors, там же можно ознакомиться с предлагаемыми условиями пари на этап.
Кто самый невезучий гонщик в истории Формулы 1?
Хуан Мануэль Фанхио – Маэстро
Чемпионские титулы: 5
Победы в гонках: 24
Поул-позиции: 29
Лучшие круги: 23
Чтобы лучше понять масштаб достижений Хуана Мануэля Фанхио, следует взглянуть на следующие цифры. За семь лет аргентинец выиграл пять чемпионских титулов, четыре из которых завоевал на разных машинах – Alfa Romeo, Ferrari, Mercedes, Maserati. И ни много ни мало полвека его рекорд по количеству побед в чемпионате оставался непревзойденным. А выиграть чемпионат на четырех разных машинах пока так больше никто и не смог.
С одной стороны, 24 победы — это не так много по современным меркам. Но вдумайтесь: Фанхио провел в Ф1 всего 51 гонку. Получается, он выиграл 47% от всех своих гонок! Мало того, 48 раз в карьере «Маэстро», как прозвали Хуана Мануэля за его достижения и ауру за пределами трассы, стартовал с первого ряда. Впечатляет, не правда ли?
Стирлинг Мосс – лучший гонщик без чемпионского титула
Чемпионские титулы: 0
Победы в гонках: 16
Поул-позиции: 16
Лучшие круги: 19
Наверное, ни один другой нечемпион в истории Формулы 1 не заслуживал хотя бы одного чемпионского титула так, как Стирлинг Мосс. Англичанин четыре года подряд становился вторым по итогам сезона. Причем в последней и четвертой попытке, в 1958-м, ему не хватило всего-навсего одного очка.
Проблема в том, что Мосс никогда не концентрировался на заработке очков и ездил по принципу «всё или ничего». Ничто, кроме побед его не интересовало, и в конце сезона этот агрессивный подход давал о себе знать. Но с другой стороны, для нечемпиона Стирлинг выиграл очень много – 16 гонок. Больше выигрывали только чемпионы.
«Я не шофер, я гонщик». Последнее гоночное интервью Стирлинга Мосса
Джим Кларк – герой поневоле
Чемпионские титулы: 2
Победы в гонке: 25
Поул-позиции: 33
Лучшие круги: 28
Джим Кларк – последний настоящий гонщик-любитель. Он не мечтал о чемпионских кубках и ему просто было интересно ездить быстро. Но отсутствие амбиций не стало помехой успехам. С 1962-го по 1965-й Джим Кларк проигрывал только в случае механических проблем или аварий, и дважды стал чемпионом мира в составе команды Lotus. Вдобавок к этому в 1965-м он победил в «500 милях Индианаполиса».
Кларку было не занимать храбрости: под проливным дождем в Спа-1963 он привез всем конкурентам пять минут. И это во времена, когда, по сути, в Формуле 1 не было никакой безопасности, даже ремней безопасности и закрытых шлемов. Увы, в 1968-м это бесстрашие дорого ему обошлось. Шотландец погиб в аварии в гонке Формулы 2 в Хоккенхайме. Ему было всего 32 года.
Джеки Стюарт – активист и чемпион
Чемпионские титулы: 3
Победы в гонках: 27
Поул-позиции: 17
Лучшие круги: 15
В наше время это может показаться странным, но еще в 70-х гонщикам приходилось доказывать организаторам, что можно и нужно стремиться к большей безопасности. И одним из таких активистов был Джеки Стюарт. Он обладал достаточным авторитетом продвижения таких идей, как закрытый шлем, ремни безопасности, ограждения на обочинах, гравийные ловушки и многое другое, без чего современный автоспорт просто немыслим.
Но Стюарт был не только активным сторонником повышения безопасности, но и потрясающе успешным гонщиком. До Льюиса Хэмилтона в 2015-м он оставался единственным британцем, выигравшим три чемпионских титула. А по количеству побед в гонках шотландец и по сей день занимает восьмое место в списке за всю историю. Больше него выигрывали Найджел Мэнселл, Фернандо Алонсо, Айртон Сенна, Ален Прост, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон и Михаэль Шумахер.
Сэр Джеки Стюарт: Учителя называли меня жирдяем
Ники Лауда – выживший
Чемпионские титулы: 3
Победы в гонках: 25
Поул-позиции: 24
Лучшие круги: 24
Талант Ники Лауды, конечно, не подлежит сомнению. В 1975-м австриец принес Ferrari первый чемпионский титул за 11 лет – до него в последний раз чемпионат за рулем красной машины выигрывал Джон Сертис. Но прежде всего имя Лауды ассоциируется с героическим возвращением после страшной аварии и пожара на Нордшляйфе-1976.
Не благодаря, а вопреки. Тяжелые будни Ники Лауды в Ferrari
Учитывая степень ожогов и повреждение легких, врачи вообще сомневались, что Ники выживет. Как гласит легенда, к нему в палату даже приходил священник, которого Лауда сам и прогнал. Но он восстановился и вернулся за руль гоночной машины всего спустя шесть недель после аварии. У Лауды даже оставались математические шансы на победу в чемпионате в том году, но в памятном финале в Фудзи-1976 он добровольно сошел с дистанции. Условия на трассе были, по его мнению, слишком опасными.
На следующий год после аварии Лауда всё-таки стал двукратным чемпионом мира, а в 1984-м, уже после возвращения в Формулу 1 после недолгой отставки, выиграл и третий чемпионский титул, опередив всего на 0,5 очка своего молодого напарника по McLaren Алена Проста.
Ален Прост – Профессор
Чемпионские титулы: 4
Победы в гонках: 51
Поул-позиции: 33
Лучшее время круга: 41
Расчётливость действий и точность в пилотаже были главным оружием Алена Проста, в том числе в борьбе с его заклятым врагом Айртоном Сенной. Именно за свой ум и скрупулезность он получил прозвище «Профессор». И если бы не склонность француза к политическим играм, он мог выиграть и больше четырех титулов. По крайней мере Берни Экклстоун считает, что Прост вполне бы стать шестикратным чемпионом мира.
В конце карьеры, в 1993-м, Ален Прост стал всего вторым на тот момент гонщиком после Хуана Мануэля Фанхио, выигравшим больше трех чемпионских титулов и установил рекорд по количеству побед. Его достижение – 51 победа – было превзойдено Михаэлем Шумахером только в 2001 году.
Айртон Сенна – ушедший слишком рано
Чемпионские титулы: 3
Победы в гонках: 41
Поул-позиции: 65
Лучшее время круга: 19
По количеству чемпионских титулов Айртон Сенна не находится на вершине статистики Формулы 1, но это как раз хороший пример того, что величие не измеряется в цифрах. Бразилец был не просто быстрым гонщиком, он был виртуозом квалификации, мастером дождя и просто бесстрашным гонщиком. Ни об одном другом пилоте не ходит там много легенд, как вокруг Айртона. За относительно небольшой период для пилота, всего 10 лет, Сенна стал настоящим идолом Формулы 1 и национальным героем у себя на родине в Бразилии.
И кто знает, каких высот он ещё добился бы, если бы не трагедия на Гран При Сан Марино 1 мая 1994 года, оборвавшая жизнь Айртона Сенны в 34 года.
«Забыть этот кошмар невозможно». Трагическая Имола-1994 глазами участников
Михаэль Шумахер
Чемпионские титулы: 7
Победы в гонках: 91
Поул-позиции: 68
Лучшее время круга: 77
Рекордсмен по чемпионским титулам, победам в гонках и лучшим кругам, и просто «Великий и Ужасный» – Михаэль Шумахер. Его фамилия давно стала нарицательной и символизирует скорость, причем не только на гоночных трассах. Сам Михаэль неоднократно говорил, что ездит быстро только по треку и на обычных дорогах соблюдает правила дорожного движения. Но в 2013-м он был оштрафован полицией за превышение скорости: при разрешенных 100 км/ч он разогнался до 140 км/ч.
На гоночных трассах у Михаэля тоже не всегда всё было однозначно: вспомним тараны соперников в Аделаиде-1994 и Хересе-1997, преднамеренную блокировку трассы в Монако-2006. Но это были, как выразился бывший спортивный директор Ferrari Росс Браун, сиюминутные помутнения. Прежде всего, Шумахер запомнился как доминатор и настоящий лидер, способный сплотить команду вокруг себя. Его тандем с Ferrari навсегда войдет в историю Формулы 1 как один из самых образцовых союзов пилота и команды.
2003 год. История самой трудной победы Михаэля Шумахера в Формуле 1
Льюис Хэмилтон – Король современной Формулы 1
Чемпионские титулы: 6
Победы в гонках: 90
Поул-позиции: 96
Лучшие круги: 47
Льюис Хэмилтон метеором ворвался в мир Формулы 1 в 2007-м. Британский дебютант сходу составил конкуренцию напарнику по команде Фернандо Алонсо и лишь из-за оплошностей в двух финальных гонках сезона упустил чемпионство. Уже спустя год он взял реванш и стал первым гонщиком McLaren после Мики Хаккинена в 1999-м, победившим в чемпионате. Следующего титула Льюиса пришлось ждать шесть лет, но ожидание того стоило. В 2014-м со стартом гибридной турбоэры и началом доминирования Mercedes в карьере Хэмилтона началась новая глава, и продолжается эта глава по сей день.
За минувшие шесть лет Льюис завоевал 65 поулов и одержал 68 побед в 131 Гран При, пять раз стал чемпионом мира, упустив титул только в 2016-м. С таким ходом достижение рекордов Михаэля Шумахера лишь дело времени. И сравняться по количеству побед с легендарным немцем Хэмилтон может уже в ближайшее воскресенье на Нюрбургринге. Седьмой чемпионский титул тоже не за горами, а рекорд Айртона Сенны по количеству поулов Льюис побил еще в 2017-м. Так что британец на всех парах летит к званию самого успешного гонщика в истории Формулы 1. Но значит ли, что он станет лучшим гонщиком всех времен? Нет, у каждой эпохи свои герои...
По материалам https://www.autosport.com/f1/news/148976/who-the-best-formula-1-driver