Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Большое интервью: Энди Приоль

31 июля 2013 в 4:58

Трехкратный чемпион WTCC Энди Приоль, защищающий сейчас цвета BMW в серии DTM, уверен, что еще не сказал в автоспорте своего последнего слова

История автомобильного спорта знает лишь несколько случаев, когда одному гонщику удавалось выиграть титул чемпиона мира трижды подряд. В Формуле 1 такое оказалось под силу Хуану Фанхио и Михаэлю Шумахеру, в ралли – Томми Мякинену и Себастьену Лёбу.

Входит в этот клуб избранных и Энди Приоль. Пилот с крохотного острова Гернси прославил свое имя, став сильнейшим в WTCC в 2005-07 годах. Проведя в мировом Туринге шесть сезонов и одержав за рулем BMW 18 побед, гонщик сохранил верность баварской марке, когда та перебралась в DTM.

Своими взглядами на особенности современного автоспорта, а также воспоминаниями и планами Энди, приехавший в преддверии российского этапа серии на шоу Moscow City Racing, поделился с читателями AUTOSPORT.com.ru

Энди, вам было 27 лет, когда вы решили отказаться от продолжения карьеры в формульных сериях и перешли в «кузова»...

Энди Приоль: Я последовательно шел к своей мечте – Формуле 1. Но чем дальше, тем больше приходило понимание, что попасть туда, не имея больших денег, попросту невозможно. Я пытался изо всех сил, делал все возможное, пока не стало совершенно ясно – с моим уровнем спонсорской поддержки продолжать формульную карьеру нереально.

И тогда я попытался оценить ситуацию в целом. Нам удалось обговорить с парой команд Ф1 условия возможного сотрудничества – как обычно, они предусматривали финансовую составляющую. В то же время, у меня уже было насколько предложений из Туринга – и там были готовы платить мне зарплату.

Требовалось принять решение. В тот момент у меня была молодая семья, мне очень нравилась Формула 1, но когда я попробовал свои силы в британском Туринге – оказалось, что это не менее увлекательно. В первый же уик-энд мне удалось выиграть две квалификации, опередив таких соперников, как Иван Мюллер, Джейсон Плейто и других очень сильных пилотов.

Я еще раз все обдумал, и понял, что отныне буду заниматься «кузовными» гонками. Мне нравилась техника, это были весьма профессиональные гонки, мне сразу предложили долгосрочный контракт на очень хороших условиях.

Вы помните тот момент, когда получили предложение от заводской команды BMW?

ЭП: Да, отлично помню. Мы гонялись в Австралии, в 1000-километровой гонке серии V8 Supercars на трассе в Батерсте. Неожиданно мне пришел факс, в котором хороший друг писал: "Энди, когда вернёшься обратно, первым делом свяжись с BMW – они заинтересованы в твоих услугах и хотят предложить контракт на выступления в европейском Туринге [ETCC – предтеча нынешнего чемпионата мира WTCC]".

Свои первые победы Энди одержал в 2002-м на трассах британского Туринга
Свои первые победы Энди одержал в 2002-м на трассах британского Туринга

В тот момент у меня словно камень с души свалился. Я имел контракт с заводской командой Honda, но уже знал, что они решили свернуть программу в конце сезона, потому мне нужно было что-то придумывать. Найти хорошее место всегда сложно. Потому, едва вернувшись, я без промедления позвонил в BMW и сказал: "Парни, я хочу выступать за вас, и давайте решим этот вопрос прямо сейчас".

Мы заключили контракт, чему я, конечно, был очень рад. До сих пор отлично помню мой первый сезон в ETCC [в 2003 году], в том числе и потому, что никто не мог правильно произнести мою фамилию. Чего мне только не приходилось слышать. Приоликс – это еще не худший вариант! Я в ответ лишь улыбался – а в итоге едва не выиграл титул с первой же попытки. После этого меня всегда называли правильно.

И затем на протяжении десяти с лишним лет вы выступали только на BMW…

ЭП: Да, в самых разных сериях.

В таком случае, вам наверняка известен ответ на вопрос, что лучше для гонщика – концентрироваться на одном первенстве или стартовать везде, где есть такая возможность?

ЭП: Хороший вопрос. Мне кажется, любому спортсмену важно регулярно выступать в соревнованиях, но знать меру. Идеальным балансом я считаю 14-15 уик-эндов в течение сезона. Если их будет больше – вы начнете терять силы.

Всерьёз нацеливаясь на борьбу за титул, вы должны быть специалистом в своем классе. Но в DTM количество тестов серьезно ограничено, у нас нет возможности проводить за рулем много времени. Потому я с удовольствием стартую в четырех или пяти дополнительных гонках, чтобы оставаться в хорошей форме.

Паузы между этапами порой весьма велики, зимний перерыв длинный. Потому я с удовольствием выступаю в Дайтоне, это отличная гонка, она проходит в январе и позволяет «войти» в сезон. Затем следует Себринг, еще один славный марафон, а потом уже можно переходить к выступлениям в DTM, провести чемпионат – а завершить год можно в Батерсте или где-то еще. Такой сценарий я могу назвать идеальным.

Лишь с четвертой попытки соперники по WTCC смогли одолеть Приоля в споре за титул © LAT
Лишь с четвертой попытки соперники по WTCC смогли одолеть Приоля в споре за титулФото: LAT

Что бы вы назвали своим лучшим воспоминанием о шести сезонах, проведённых в мировом Туринге?

Знаете, мы как раз сегодня утром говорили об этом. (улыбается) Пожалуй, три титула чемпиона мира, завоеванных подряд. Это действительно особенное достижение – никто не может сказать, что хоть один из них достался мне из-за удачного стечения обстоятельств. Борьба была очень упорной, а победы – настоящими. Я действительно смог опередить соперников.

[Знаменитый комментатор Формулы 1] Марри Уокер как-то сказал мне: «На самом деле ты четырёхкратный чемпион мира, потому что в 2004-м выиграл ETCC у тех же самых соперников на тех же машинах».

После этого моя история в Туринге продолжилась, последний сезон в 2010 году я тоже смог провести очень успешно, одержав шесть побед и переиграв своего напарника [Аугусту Фарфуса], который был очень быстр. Пожалуй, именно тогда я пребывал в своей наилучшей форме. Да, мне не удалось завоевать титул из-за политических дрязг, но я действительно был силен.

Потом был переходный период между WTCC и DTM, мы выступали в гонках GT – я победил в Себринге и финишировал третьим в Ле-Мане. Это тоже был весьма успешный отрезок. Что до DTM, то тут, уверен, я еще не сказал своего последнего слова.

Как по-вашему, какими получатся ближайшие сезоны WTCC?

ЭП: В чемпионат приходят новые производители - Citroen, возможно и Ford. Туринг возвращается на прежний уровень. У любой гоночной серии бывают взлеты и падения, и у меня нет сомнений, что WTCC прибавляет. Что касается DTM, то серия сейчас в отличной форме. К двум крупнейшим мировым автопроизводителям добавился третий, и единственное, чего в настоящее время, может быть, не хватает - это глобальности охвата.

Это первенство "очень немецкое". Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, в DTM представлены отличные машины, в командах превосходно знают, как работать с такой техникой, и организаторы умеют проводить состязания высочайшего уровня. С другой - телевизионная аудитория пока недостаточно широка. Но тут есть большой потенциал.

Просыпаясь по утрам, вы по-прежнему испытываете страсть к гонкам?

ЭП: Конечно. Если для вас уже нет разницы, побеждаете вы или проигрываете – пора уходить. Сейчас, если не получается выиграть – я очень хочу, чтобы как можно быстрее стартовал следующий уик-энд, где у меня вновь появится шанс. Очень важно сохранять это ощущение и желание двигаться вперед.

Сотрудничество с BMW все же позволило британцу сесть за руль машины Ф1, пусть и только на тестах © LAT
Сотрудничество с BMW все же позволило британцу сесть за руль машины Ф1, пусть и только на тестахФото: LAT

Я отлично понимаю, что большая часть моей карьеры уже в прошлом, но надеюсь, что самые лучшие события все же ждут меня впереди. И мне очень важно закрыть ту страницу биографии, что носит название DTM, на позитивной ноте.

У нас перед глазами примеры Габриэле Тарквини и Франца Энгстлера. Как полагаете, удастся ли вам заниматься гонками еще десять лет?

ЭП: Думаю, это возможно. Меня вдохновляет пример Габриэле, который до сих пор прибавляет, это просто невероятно. Уверен, что как гонщик я пребываю сейчас в лучшей форме, чем прежде, пусть даже результаты этого и не отражают. Знаете, я оказался в непростой ситуации. Борьба в DTM всегда складывалась очень упорно, здесь вам приходится соперничать с настоящими специалистами этой серии.

В этом и состоит сейчас мой вызов - нужно учиться, нужно сражаться, постоянно открывать для себя что-то новое. Не сомневаюсь, если бы кто-то из этих парней пришел в WTCC, то не смог бы сразу бороться за победы. Кстати, я не исключаю возможности через несколько лет вернуться в Туринг. Мне хорошо знакомы эти гонки – уверен, что по-прежнему смогу там побеждать.

Чего вы ожидаете от нынешнего сезона DTM?

ЭП: После Норисринга я могу говорить о том, что снова быстр, и очень рассчитываю в этом сезоне выиграть свою дебютную гонку. Для меня это станет особенным событием.

Что вам больше всего импонирует в немецкой серии?

ЭП: Технический уровень – он здесь очень высок. Да и с соревновательной точки зрения это высококлассные гонки. Вы должны постоянно демонстрировать абсолютный максимум своих возможностей.

Если же говорить о том, что мне не по душе – это политика. Гонщикам она никогда не нравится. Но все же, я готов сказать, что в настоящий момент DTM – это самая конкурентная серия на планете, превосходящая даже Формулу 1. Если вспомнить этап на Норисринге, там результаты 18 пилотов уместились в 0,2 секунды. Вы можете пройти свой круг безошибочно – и оказаться в конце второго десятка. Это свидетельствует об уровне чемпионата.

Скучаете ли вы по WTCC?

ЭП: Да. Мне недостает свободы, которая есть в Туринге. Там пилотам куда проще проявлять свою индивидуальность – в том смысле, что вы можете работать над машиной в том направлении, какое сами считаете нужным, при этом ведя команду за собой. И когда получается выиграть – вы по-настоящему чувствуете, что приложили к этому руку.

В DTM техника куда сложнее, и пилот должен выполнять свою работу без малейших осечек. Но при этом ему приходится действовать за рулем так, как сочтет верным команда. Его собственные предпочтения отходят на второй план. Этому нужно учиться. Если посмотреть на Бруно [Спенглера, чемпиона DTM 2012 года], то во многих ситуациях он действует, как робот. Он досконально знает DTM и отлично понимает, что именно требуется на каждой из трасс для достижения хорошего результата.

Пока лучшим результатом Энди в DTM остается шестое место на финише гонки © LAT
Пока лучшим результатом Энди в DTM остается шестое место на финише гонкиФото: LAT

Я же по-прежнему продолжаю учиться новому и аккумулировать опыт. Впрочем, так было и раньше во всех классах, где я когда-либо выступал. Хорошие парни в итоге побеждают, и я твердо уверен, что в конце концов смогу стать одним из лидеров DTM. Для этого необходимо не допускать осечек даже в незначительных вопросах.

Вы говорите по-немецки?

ЭП: Нет.

Планируете выучить этот язык?

ЭП: Я пытаюсь. Но все вокруг продолжают общаться со мной по-английски, так что учеба продвигается не слишком быстро. (улыбается) Потому пока я знаю немецкий – как это сказать? – "нихьт гут". Но продолжаю учиться.

О чем вы мечтаете в гонках?

ЭП: Мне бы хотелось походить на Тома Кристенсена или Габриэле Тарквини. Этим парням удается долго выступать на очень высоком уровне, их карьера – это просто фантастика. Я тоже смог добиться кое-каких успехов, но считаю, что моя история еще далеко не закончена. Возможно, она только начинается. Мне по-прежнему очень хочется выигрывать гонки и завоевывать титулы.

Знаете, когда я вечером воскресенья уезжаю с трассы, понимая, что сделал все, что было в моих силах, и смог добиться хорошего результата – это совершенно особенное чувство. Хочу испытывать его снова и снова.

Энди Приоль
Энди Приоль

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle