По силам ли Хаасу избежать ошибок USF1?

Бен Андерсон
16 апреля 2014 в 2:01

На днях совладелец команды заокеанской серии NASCAR Джин Хаас был удостоен чести выставить свою коллектив в Формуле 1. Бен Андерсон пытается выяснить, что придает уверенность американцу в том, что именно ему по силам сломать традиции и вернуть представительство Нового Света в Большие Призы

Скептики скажут: «Мы это уже проходили». И будут правы – когда американская команда в последний раз пыталась пробиться в пелотон Формулы 1, у нее ничего не вышло.

Мертворожденный проект с громким именем USF1 грозился покорить Большие Призы четыре года назад, но постоянные задержки и финансовые неурядицы не позволили им даже дебютировать.

Сегодня совладелец команды серии NASCAR Джин Хаас (чья база находится совсем рядом с бывшей штаб-квартирой несостоявшегося проекта) планирует подхватить упавшее звёздно-полосатое знамя и с честью стартовать в предстоящем сезоне Формулы 1, место в котором ему гарантировали в минувшую пятницу.

Прошло уже почти тридцать лет с момента выступлений в Больших Призах последней американской команды. Так совпало, что её боссом был Карл Хаас (однофамилец Джина) – но даже несмотря на неприятный шлейф, оставленный за собой USF1, очередной американский "первооткрыватель" Формулы 1 уверен, что его производственный бизнес и инфраструктура команды NASCAR обеспечат проекту все необходимое для старта в новом для себя первенстве.

«USF1 создавали с нуля, - пояснил Джин Хаас, чьим партнёром в NASCAR выступает трёхкратный чемпион этого первенства Тони Стюарт. - У них не было ни необходимых ресурсов, ни полноценной гоночной структуры.

Они взвалили на себя непосильную ношу. Я и правда восхищаюсь их поступком, но у меня другой подход. Мы работаем совместно с Тони Стюартом в очень успешной команде NASCAR, к тому же, у меня есть своя станкостроительная компания и собственный динамический стенд, поддерживающий скорость до 290 км/ч. Таким образом, в моем распоряжении есть все необходимые ресурсы и инфраструктура для успешного выступления в Формуле 1.

Хаас планирует выставить команду уже в следующем сезоне Ф1
Хаас планирует выставить команду уже в следующем сезоне Ф1

У USF1 не было ничего из этого. Я же хоть сейчас могу изготовить половину всего, что нам необходимо – потому уже немного их опережаю.

Уверен, что мы сможем собрать недостающие элементы мозаики и успешно стартовать в новом для себя первенстве».

Под недостающими элементами мозаики Хаас подразумевает – всего-то делов – шасси, двигатель и пару пилотов. Джин планирует заполучить гонщика с определенным опытом управления машинами Ф1 нынешнего поколения, а в пару к нему пригласить молодого и талантливого американского пилота.

При этом он не скрывает того факта, что в его распоряжении есть лишь гоночная команда, а не завод-производитель. Именно поэтому босс Haas F1 планирует в самом ближайшем будущем заключить соглашение на производство шасси (почти наверняка, с компанией Dallara) и двигателя (выбор предстоит сделать между Ferrari и Mercedes).

Джин уже провел переговоры с обоими производителями, и, поскольку на следующий сезон у них запланировано по три контракта на поставку силовых агрегатов вместо максимальных четырех (McLaren вернется к сотрудничеству с Honda), возможны варианты.

«Мы планируем действовать примерно так же, как в NASCAR, где работаем в партнерстве с компанией Hendrick Motorsports, на которую целиком полагаемся, - продолжил Джин. - Нужно смотреть правде в глаза - мы здесь новички, и у нас впереди долгий путь обучения. Глупо было бы думать, что всего через год или два выступлений мы сможем сказать, что полностью освоились и до мелочей понимаем работу новых машин».

МЕНЬШЕ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Хаас вполне осознает уровень расходов на содержание команды Формулы 1, но при этом он и руководитель команды Гюнтер Стейнер (знакомый болельщикам Ф1 по работе в Jaguar и раннем периоде Red Bull Racing) уверены, что могут эффективно использовать нынешние перемены в Больших Призах для снижения трат.

«У нас есть приблизительный бюджет, - пояснил Джин. - И хотя он пока еще окончательно не утвержден, цифры по двигателям, например, нам уже известны. Мы собираемся заручиться как можно большей поддержкой спонсоров и партнеров - в наши планы не входит изобретение колеса, мы хотим просто гоняться и побеждать.

Да, это довольно дорого, но я видел цифры, и их вполне можно осилить. Сегодня слишком много команд Ф1 выбрасывают деньги на ветер. Мы не собираемся этого делать. Мы пойдем своим путем.

В 1980-х в Формуле 1 уже выходила на старт команда другого Хааса
В 1980-х в Формуле 1 уже выходила на старт команда другого Хааса

Нам кое-что известно о гонках, так что мы планируем расходовать средства мудро и по-американски эффективно. Многие говорят, что это нереально, но мы постоянно делаем то, что остальные считают невозможным. Я не боюсь таких вызовов и сделаю все, чтобы доказать: можно выступать в гонках на высшем уровне без миллиардных вложений.

Это непростая задача, но, с другой стороны, она очень похожа на то, чем мы занимаемся сейчас - думаю, нам по силам добиться успеха. Мы почти каждую неделю привозим по четыре машины на гонки [серии NASCAR] - у нас достаточно толковых парней, которые отлично справляются со своей работой. Нас не проведешь - мы не собираемся нанимать людей, которые будут обещать нам золотые горы.

Мы относимся к этому проекту реалистично, но в боксах Ф1, как я не раз подмечал, с технической точки зрения все устроено очень похоже на NASCAR, хоть многие и говорят, что там все намного сложнее».

«Я был в Формуле 1, - добавил Стейнер, - и видел ее расточительство изнутри. Я не говорю, что там все выкидывают деньги на ветер, но вполне можно работать на порядок эффективнее. Чтобы сделать два шага вперед, необходимо иногда отойти на шаг назад.

Регламент соревнований изменился, и это может нам серьезно помочь - сейчас участники вправе использовать больше запчастей, которые уже применяются в других командах. Не нужно изобретать велосипед, достаточно собрать все воедино и повысить эффективность работы».

ЦЕЛЬ - расширить ОХВАТ…

В настоящее время команда планирует стартовать в чемпионате при поддержке компании Haas Automation – правда, есть вероятность, что дебют коллектива будет отложен до сезона-2016, если в ближайшие недели вдохновитель проекта решит, что не получится должным образом подготовиться к предстоящему сезону.

Вне зависимости от даты дебюта в Больших Призах, Джин Хаас полон решимости воплотить в жизнь свою американскую мечту.

«Мы уже три года работаем над этим проектом, - продолжил он. - И чем дольше я этим занимаюсь, тем больше осознаю, что спрос на наши станки (основное производственное направление компании Haas Automation) в Европе постоянно растет.

В последний раз шасси Dallara использовала команда HRT в сезоне-2010 © LAT
В последний раз шасси Dallara использовала команда HRT в сезоне-2010Фото: LAT

В ближайшие четыре-пять лет основной рынок переместится [из США] за океан, и я бы хотел превратить свою компанию в глобальный бренд. Думаю, Формула 1 может нам в этом помочь».

И хотя Хаас не считает, что все американские болельщики в одночасье вдруг повернутся к Большим Призам, потерявшим доверие в Штатах после скандала на Гран При США 2005 года в Индианаполисе, он полагает, что определенные преимущества успешные выступления в Ф1 ему все же сулят.

«Формула 1 очень заинтересована в крупнейшем в мире американском рынке, где её присутствие сегодня не столь велико, - уверен Хаас. - Любой экономист вам скажет, что для создания успешного бренда просто необходимо охватывать американский рынок.

Мы сделаем все для продвижения Ф1 в США, но это будет возможно лишь в случае нашего собственного успеха. Если все получится, американские болельщики вновь повернутся лицом к Большим Призам».

…И МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новая команда Ф1 будет базироваться в Северной Каролине вместе с коллективом NASCAR Stewart-Haas, но в заново отстроенных помещениях. Такое соседство должно, по мнению Хааса, облегчить обмен опытом и наработками.

«Мы развернули новое строительство на базе команды Stewart-Haas Racing в Каннаполисе, - продолжил Джин. - Там будет располагаться штаб-квартира команды Ф1. Это первое, над чем мы работаем, главное - крыша над головой. Все будет готово уже через несколько месяцев.

Нам не нужно тратить 100 миллионов долларов на аэродинамическую трубу, потому что она у нас уже есть. Видите, мы начали экономить еще до момента дебюта в чемпионате!

Здания двух команд будут располагаться очень близко друг от друга, и они смогут совместно использовать аэродинамическую трубу, инструменты вычислительной гидродинамики и различные симуляторы.

Нам предстоит много узнать в вопросах аэродинамики, но я очень надеюсь, что имеющиеся у нас знания очень пригодятся и в новом проекте.

Однако самая важная составляющая успеха - это люди. И мы достаточно опытны, чтобы отличить тех, кто действительно знает, что делает, от тех, кто только болтает об этом».

НОВЫЙ ПРИЗЫВ

В ближайшие недели Джину Хаасу придется принять целый ряд принципиально важных решений о будущем команды, и немалую роль сыграет выбор людей на ключевые позиции.

Мы все внимательно будем наблюдать за этим процессом - очень интересно, удастся ли новому коллективу все сразу сделать правильно - заключить соглашения с нужными поставщиками и нанять толковый персонал, ведь только в этом случае им можно рассчитывать на успех.

USF1 даже не вывела машины на трассу © LAT
USF1 даже не вывела машины на трассуФото: LAT

«С момента последнего участия американцев в Больших Призах многое изменилось, - отметил Джин. - Создается ощущение, что европейские гонки более продвинутые в сравнении с американскими… Но США - самая передовая страна на планете, поэтому я не вижу причин, чтобы не вступить в борьбу за первенство. Это ведь просто гонки.

Соревноваться на равных с лучшими командами в чемпионате мира и побеждать их - задача не из легких, но это поможет продвижению бренда Haas Automation. Это и есть наша задача.

Опыт USF1 якобы показал, что участвовать в Формуле 1 слишком дорого и сложно - да и вообще не по зубам она американцам. Я здесь для того, чтобы доказать обратное. Мы будем биться и одержим верх.

Я бы не стал этим заниматься, если бы не верил в успех. Мы пришли, чтобы показать, как ошибались эти люди, и будем счастливы добиться того, что другим американцам оказалось не по силам. Это и можно будет считать успехом».

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle