Главные итоги сезона-2014 от экспертов AUTOSPORT
Продолжая обзор минувшего сезона Ф1, мы провели опрос своих экспертов и выяснили, что каждый из них думает по ряду ключевых вопросов 2014 года
65-й чемпионат мира Ф1 получился насыщенным и богатым на самые разные события. Когда он подошел к логичному завершению, мы решили узнать мнение специалистов, выделив несколько важных тем, чтобы понять, как они оценивают результаты сезона
Мы просили их вспомнить достижения и неудачи, сюрпризы и самые запомнившиеся моменты, а также выбрать главных звезд прошедшего года и тех, кто разочаровал в 2014-м.
Экспертный совет: Джонатан Нобл, Эд Стро, Бен Андерсон, Гэри Андерсон, Дитер Ренкен. Мнение наших коллег из британской редакции дополнили представители AUTOSPORT.com.ru – все на подбор Александры: Гинько, Кабановский и Мурзин.
Кого бы вы назвали лучшим пилотом минувшего сезона?
Джонатан Нобл: Несомненно, таким выглядит Льюис Хэмилтон, который провел феноменальный год, но если называть гонщика, который сделал больше, чем от него можно было ожидать, то я бы назвал Даниэля Риккардо. Уже с первого Гран При он показал, что абсолютно комфортно ощущает себя после перехода в топ-команду. На каждом этапе он блестяще пилотировал, совершил немало красивых обгонов – а с его лица никогда не сходила фирменная улыбка.
Бен Андерсон: Фернандо Алонсо был лучшим в этом сезоне, если посмотреть на его превосходство над Кими Райкконеном. Но от испанца можно было ожидать чего-то подобного, поэтому я назову Риккардо. Он отлично показал себя в новой роли. Казалось, молодой австралиец идет в логово льва, но он сам оказался не робкого десятка и сумел достойно утвердиться в RBR.
Эд Стро: Мы знали, что Риккардо обладает потрясающей скоростью, но вряд ли кто мог представить, что он стабильно будет опережать Себастьяна Феттеля. Даниэль продемонстрировал, что за рулем достойного автомобиля ему по силам стать чемпионом мира.
Гэри Андерсон: Риккардо сумел затмить Феттеля своей стабильно высокой скоростью и яркими обгонами. Он показал всем, что способен сохранять уверенность в себе, ведя борьбу на самом высоком уровне.
Дитер Ренкен: Я назову Льюиса Хэмилтона, ведь он выглядел самым опытным гонщиком на трассе, действуя умно и уверенно с учетом сложившихся обстоятельств. Правда, квалификационный темп Нико Росберга произвел не меньшее впечатление, поэтому немец может подарить нам еще одно блестящее сражение в следующем году, если прибавит в скорости на длинной дистанции.
Александр Гинько: Валттери Боттас. Финн провел великолепный сезон и показал одному из своих соотечественников, как нужно биться в Ф1 за место под солнцем!
Какая команда стала главной звездой 2014 года?
ЭС: Mercedes удалось создать лучшую комбинацию двигателя и шасси. Несмотря на проблемы с надежностью, им удавалось регулярно завоёвывать поулы и победы. При этом умелые действия руководства предотвратили конфликт между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом, последствия которого в ином случае могли крайне негативно сказаться на результатах команды.
ДН: Несмотря на то, что несложно стать лучшей командой, когда твой автомобиль доминирует на трассах, Mercedes заслуживает дополнительного признания: они блистательно справились с упорнейшей борьбой своих пилотов за титул. Чемпионат только выиграл от того, что Хэмилтона и Росберга никто не ограничивал в действиях на трассе. И хотя это приводило порой к неприятным ситуациям, как в Монако и Спа, руководство всё держало под контролем.
ДР: Mercedes удалось лучше всех справиться с чрезвычайно сложными технологиями новых силовых установок. И никого не удивляет, что сейчас команда настаивает на сохранении регламента без изменений. Да и почему она должна отказываться от своего преимущества, имея в распоряжении лучшую силовую установку и весьма недурственное шасси? Во всех компонентах – сотрудники, пилоты, аппаратное и программное обеспечение, шасси и двигатель – Mercedes удалось превзойти конкурентов.
БА: Возрождение Williams в качестве одного из лидеров Формулы 1 стало отличной сюжетной линией в летописи минувшего сезона. Единственное, чего им так и не удалось – выиграть, но Фелипе Масса завершил чемпионат блестящим выступлением в Абу-Даби…
ГА: Williams, потому что команда добилась невероятного прогресса. После пяти заработанных очков и девятого места по итогам 2013 года им удалось подняться на третью строчку в Кубке конструкторов. Несомненно, мотор Mercedes помог в этом, но сама команда преобразовалась и приняла верные решения.
Александр Кабановский: Три команды, имеющий заводской статус, в условиях тотальной смены регламента получали сильнейший козырь. Но чемпионы из Red Bull Racing пострадали от недостаточно тесной кооперации с Renault, в Ferrari просто сделали всё не так, тогда как Mercedes удалось идеально воспользоваться моментом. И все же громкие и заслуженные успехи штутгартцев меркнут на фоне взлёта Williams, какого Ф1 не видела уже давно.
Какой обгон вы назвали бы лучшим в сезоне?
ЭС: Атака Риккардо на Феттеля в Монце. Конечно, у Даниэля было преимущество за счет шин, но меня впечатлило, как он на долю секунды приподнял ноги с педали газа в Curva Grande, чтобы верно расположить машину для следующей фазы атаки во второй шикане. Многие бы на его месте продолжали бы давить изо всех сил, но Риккардо действовал умнее Феттеля. Это меня и впечатлило.
ГА: Обгон, о котором сказал Эд, выделяется на фоне остальных, поскольку здесь была борьба напарников по команде, и Риккардо сумел выйти победителем из противостояния с четырехкратным чемпионом мира. Это показало, сколь уверен в своих силах был Даниэль в этом году. Кроме того, он должен был спланировать всё заранее и выполнить свою задумку без малейшей помарки.
ДН: Я бы назвала обгон Даниэлем Риккардо Льюиса Хэмилтона на Гран При Венгрии, когда австралиец по внешней траектории прошел соперника во втором повороте на пути к победе. Это продемонстрировало высочайший уровень Даниэля, который постоянно смело, решительно и расчетливо – как и в течение всего сезона.
ДР: Соглашусь – обгон Риккардо в Венгрии.
БА: Атака Риккардо на Серхио Переса в первом повороте в Канаде во время борьбы за лидерство. Несмотря на колоссальное давление, Даниэль сделал всё верно, чтобы выиграть впоследствии гонку. При этом ему пришлось атаковать соперника по внешней траектории, выехав двумя колесами на траву, что только добавляет ему баллов за уверенность в себе.
АК: Быть может, со спортивной точки зрения успешная атака Льюиса Хэмилтона на Нико Росберга в Остине и не стала самым красивым обгоном года – но этот эпизод стал отражением всего сезона: даже если немецкому гонщику удавалось в какой-то ситуации захватить инициативу, его напарник не опускал рук и вновь склонял чашу весов в свою пользу. Кроме того, непосредственная борьба претендентов на титул всегда является украшением, а выиграв в Остине, Льюис фактически гарантировал себе второй титул…
Какой момент стал самым ярким в сезоне?
ДН: Я назову Гран При Бахрейна не потому, что он подарил красивейшую борьбу за победу, а из-за огромной значимости тех событий. Критики тогда стояли в очереди, чтобы негативно высказаться о Формуле 1 по новым правилам, но фантастическое сражение Росберга и Хэмилтона, а также многочисленные противостояния в остальной части пелотона опровергли мнение, что в 2014 году все гонки будут скучными.
ЭС: Хотя Бахрейн остается местом с неоднозначной репутацией для проведения гонок Ф1, сам Гран При вышел блестящим. После всей критики в адрес слабого звучания моторов и неверного курса развития чемпионата мы увидели гонку, которая вдохновила поклонников, вдохнув жизнь в оставшуюся часть сезона. Помимо этого, мы стали свидетелями одного из тех эпизодов, когда пилоты Mercedes отчаянно боролись между собой за победу без вмешательства со стороны команды.
БА: Гран При Венгрии. С тех пор как я начал следить за Формулой 1, эта гонка всегда вызывала у меня нескрываемый пессимизм. Но в 2014 году события на Хунгароринге развивались по непредсказуемому сценарию, причем до последнего момента зрители оставались в напряжении в ожидании развязки.
ДР: Победа Нико Росберга на Интерлагосе. Немцу пришлось справиться с давлением со стороны самого быстрого пилота на планете, чтобы сохранить себе призрачные шансы на титул. Хотя улыбка Риккардо в Монреале надолго осталась в моей памяти!
ГА: Мой выбор покажется странным, но я назову команду Mercedes, которая и стала ключевым моментом всего сезона. Им удалось идеально подготовиться к новым правилам и украсть у всех сезон, построив великолепный автомобиль (и мотор), который становился только лучше по ходу всего чемпионата.
Александр Мурзин: Как бы странно это ни звучало, но я считаю столкновение между напарниками по Mercedes в Спа определяющим моментом сезона. Почему так? Это должно было когда-нибудь произойти! Многие ждали именно такого развития событий много месяцев – с тех пор, как стало понятно, что именно эти двое пилотов разыграют титул. Кроме того авария во многом предопределила исход чемпионата, поскольку Льюису после неё удалось невероятным образом собраться. Что это, спортивная злость?
Какой момент сезона-2014 вам хотелось бы поскорее забыть?
ЭС: Бесконечное политиканство вокруг денег и двигателей, в то время как две команды потерпели крах. Всё руководство и каждый участник чемпионата несет за это ответственность: в Ф1 совсем немного по-настоящему хороших парней, очень много скверных людей и предостаточно близоруких дураков.
ГА: Политические разборки за пределами трасс выводили меня из себя. Когда две команды ушли из чемпионата не по своему желанию, Формуле 1 пора было признать, что проблемы будут только расти, если ничего не сделать. Поэтому руководству Ф1 пора уже что-то предпринять, потому что нынешний путь ведет в никуда.
ДН: Политическая сторона Ф1 была ужасной – некоторые ключевые фигуры спорта должны краснеть за то, как они говорили о происходящем в чемпионате. В 2014 году мы стали свидетелем блестящего сезона с хорошими гонками, фантастическими технологиями и драматической борьбой за титул. Но в паддоке на первый план вышли проблемы, обсуждение которых превратилось в бесполезный балаган.
БА: Двойные очки. На протяжении всего сезона все надеялись, что это правило не решит судьбу титула. К счастью, они повлияли только на искусственное увеличение преимущества победителя, а также помогли Серхио Пересу обойти Кевина Магнуссена и Кими Райкконена в борьбе за девятое место. В этом не было ничего хорошего для Ф1, и решение отказаться от двойных очков в следующем году стало абсолютно логичным.
ДР: Авария Жюля Бьянки омрачила общее впечатление о сезоне.
АГ: Хочется забыть о свистящем звуке новых турбированных моторов. После гонки еще несколько часов в ушах свистит! Лучше бы уж ревело.
Что стало для вас главным сюрпризом в 2014 году?
ДР: Переход Феттеля в Ferrari. И тот факт, что он вообще стал возможен, и что в итоге действительно осуществился. Хотя, по большому счету, Себастьян вместо одной проблемы просто получил другую, куда более масштабную…
БА: Насколько хорошим вышел Гран При Венгрии!
ДН: Williams. После ужасного сезона-2013 вряд ли кто мог подумать, что эта команда станет главным преследователем Mercedes на трассе. Да, на старте чемпионата они упустили хорошие возможности, но по ходу сезона коллектив уверенно прибавлял, поддерживая Хэмилтона и Росберга в тонусе до самого финала чемпионата.
ЭС: Хэмилтон – невероятно быстрый гонщик, поэтому меня искренне удивило, что Росберг выиграл у него квалификационные сражения со счетом 12:7. Конечно, Льюису несколько раз помешали технические проблемы, но этого недостаточно, чтобы объяснить такое превосходство Нико.
ГА: Отсутствие прогресса McLaren. У команды была лучшая силовая установка и вполне неплохое с технической точки зрения шасси, но слишком долго пришлось ждать, чтобы лишь в шести последних Гран При McLaren показала серию из лучших для себя результатов.
АК: Не думаю, что кого-то удивит этот выбор – Даниил Квят. Казалось бы – Кевин Магнуссен поднялся на подиум в первой же гонке, а Жан-Эрик Вернь втрое переиграл юного россиянина по очкам в STR… Но в этом парне и вправду есть что-то особенное: и удивительная зрелость, открывшая ему дорогу в RBR, и потрясающее умение выстраивать работу в коллективе, добиваясь максимума от каждого. А как забыть ту взрывную волну радости, что прокатилась по Сочи Автодрому, когда Даниил показал пятое время в квалификации домашнего Гран При!
Кого или что вы считаете главным разочарованием сезона?
ДН: Lotus. После столь сильного окончания сезона-2013 было печально наблюдать за столь неудачным годом энстоунской команды. Но уроки будут усвоены, да и переход на двигатели Mercedes, как многие надеются, поможет коллективу вновь прибавить и изрядно попортить жизнь лидерам.
БА: Кими Райкконен. Я ожидал от него большего. Уверен - и Ferrari тоже.
ЭС: Себастьян Феттель завоевал свои четыре титула далеко не случайно - он отличный гонщик! Но в этом году ему так и не удалось до конца освоиться за рулем новой машины. Вероятно, полное превосходство команды в недавнем прошлом и недостаток мощности мотора Renault V6 не позволили немцу сохранить былую концентрацию и уверенность в себе. Переход в Ferrari должен вдохнуть в него новую жизнь, даже если машина вновь будет не столь быстрой.
ДР: Феттель. Король последних четырех лет к последней гонке сезона оказался голым!
ГА: Такая ситуация длится уже несколько лет, но именно в этом году Ferrari стала для меня главным разочарованием. За весь сезон лишь два подиума - этого недостаточно. Все хотят видеть алые машины в борьбе за первые позиции, ведь это Ferrari!
АМ: Разочарованием стала команда Ferrari. Самый внушительный бюджет, самый сильный состав пилотов – и столь невыразительный сезон. Возможно, долговременный спад достиг своего предела – слишком много изменений произошло в стане Скудерии в этом году. Интересно будет посмотреть на результат команды в следующем чемпионате.
Какой из посещенных этапов сезона запомнился вам больше всего?
ЭС: Гран При Австрии. Великолепные пейзажи, обманчиво простая конфигурация трассы со множеством непростых поворотов, первый ряд на старте для команды Williams, отличная борьба впереди и беснующиеся трибуны! Каждая гонка Ф1 должна быть похожа на эту. Мало кто понимает, какой на самом деле вклад в автоспорт сделала компания Red Bull, и этот Гран При - лишнее тому доказательство. Так-то!
ДН: Мне очень понравился Гран При Австрии - он показал, на каком уровне можно провести этап Ф1, если промоутеры хорошо понимают и знают свое дело. Палаточный городок был набит до отказа, в импровизированном ночном клубе возле трассы до самого утра не стихала музыка, и весь уик-энд сопровождался диким весельем - и отнюдь не только из-за количества потребленного энергетического напитка известной компании.
БА: В Австрии царила настоящая атмосфера фестиваля и праздника! Гонки, кемпинг, вечеринки - настоящие развлечения для настоящих болельщиков!
ГА: Всегда приятно приезжать в Венгрию - и в этот раз еще и гонка там удалась на славу. Помимо победы Риккардо, тот уик-энд запомнился отказом Льюиса Хэмилтона пропускать вперед своего напарника, что стало одним из ключевых моментов в битве за титул. Было приятно все это видеть собственными глазами - и я рад, что команда, изначально отдавшая приказ пилоту, позже извинилась за свое решение.
ДР: Как всегда - Сингапур, там все просто великолепно!
АК: Конечно же Сочи! Видели бы вы, какие гримасы корчили наши европейские коллеги в четверг – и как изменились их эмоции к воскресенью. Сергей Воробьёв и его команда подарили нам потрясающий праздник, проведённый без сучка и задоринки. И где еще, скажите, вышедшего из пресс-центра в два часа ночи журналиста может ждать автобус до гостиницы?!!
Что бы вы предпочли изменить в прошедшем сезоне?
ДН: Я бы изменил течение событий на Сузуке. Авария Жюля Бьянки ближе к концу дистанции была просто ужасающей - это один из самых черных дней для Больших Призов за последние годы. А ухудшило ситуацию то обстоятельство, что руководство чемпионата не предприняло ни малейших попыток сохранить в чемпионате команду, для которой Жюль завоевал ее первые и уже последние очки…
ДР: Задним умом все крепки, но мне хотелось бы, чтобы на Сузуке вывесили красные флаги сразу после аварии Адриана Сутиля. Это могло бы все изменить.
БА: Я бы сделал так, чтобы Жюль не врезался в этот пресловутый трактор. Уверен, все бы этого хотели…
ЭС: Авария Бьянки в Японии.
ГА: Я согласен с остальными по поводу аварии Бьянки, но если называть еще один момент, я бы хотел, чтобы в заключительной гонке сезона у Росберга не возникло проблем с машиной. Тогда он смог бы оказать большее давление на Хэмилтона - так было бы лучше для чемпионата в целом.
АК: Очень досадно за Жюля Бьянки. А еще, пусть это и не относится напрямую к Ф1, в прошедшем сезоне очень не хватало Игоря Мазепы – удивительного человека, который доказал, что российская команда при должном подходе к делу может побеждать в гонках самого высокого уровня.