Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Гордон Марри о балансе между техникой и гонщиком в Ф1

Джонатан Нобл
14 декабря 2014 в 10:46

Недавняя церемония вручения Премии AUTOSPORT Awards еще раз напомнила Джонатану Ноблу, что главное внимание болельщиков Формуле 1 по-прежнему приковано к пилотам, а отнюдь не к машинам. С ним согласен гениальный конструктор Гордон Марри

Чтобы понять, кто является настоящими героями современной Формулы 1, достаточно было послушать несмолкающие аплодисменты в адрес Льюиса Хэмилтона, поднимающегося на сцену для получения заслуженных наград.

Даже по итогам сезона, когда все внимание в Больших Призах было приковано исключительно к технике и новым гибридным технологиям, трудно не согласиться с тем, что истинными звездами спорта являются отнюдь не машины, а укрощающие их гонщики.

Ближе к вечеру эта тема вновь напомнила о себе в беседе с Гордоном Марри, ставшим лауреатом Премии Джона Болстера. Южноафриканец изложил свои взгляды на нынешнюю Ф1.

Спустя 40 лет с момента первой победы спроектированного им шасси Brabham BT44 Гордон по-прежнему движим той же страстью, что и раньше - превосходством инженерной мысли и использованием классных инновационных технологий.

Однако сегодня он занят не тем, как бы добавить несколько километров в час машине Ф1 - все внимание Марри сосредоточено на проекте iStream, который призван совершить революцию в серийном производстве легковых автомобилей.

Гордон Марри получает Премию Джона Болстера из рук Дэвида Брэбэма © LAT
Гордон Марри получает Премию Джона Болстера из рук Дэвида БрэбэмаФото: LAT

«Я скучал по Формуле 1, когда покинул паддок, - признался конструктор, работающий над легкими и сверхэкономичными автомобилями, - но сейчас целиком погружен в новый интереснейший проект.

Мы впервые начали эффективно использовать технологии, обычно применяемые в Больших Призах, в различных узлах серийных машин, что фактически выводит Ф1 на новый качественный уровень.

Наши разработки должны изменить жизнь людей, что гораздо более важно, чем первая победа в гонке или чемпионате».

При этом Марри не утратил своей любви к Гран При ("В душе я остаюсь гонщиком и хотел бы вновь сразиться с кем-нибудь на трассе!"), однако доволен не всем, что происходит в настоящее время в спорте.

«Можете назвать меня старомодным, - продолжил он, - но в Формуле 1 главными действующими лицами во все времена были пилоты. Да, всегда приятно одержать победу в Кубке конструкторов, но прежде всего это соревнование гонщиков. Думаю, нам не стоит об этом забывать.

Болельщики как правило отдают свои предпочтения кому-то из пилотов, а не команде. И я опасаюсь, что введение различных надуманных и искусственных правил, в частности, связанных с ограничениями на расход топлива, негативно скажется на популярности спорта.

Полагаю, нам нужно быть очень осторожными, чтобы не упустить самое главное, что есть в Формуле 1».

Однако сомнения лауреата распространяются не только на отдельные правила - он в целом не уверен, что направление технологического и инженерного развития современной Ф1 выбраны верно.

«Первое, что я бы запретил - телеметрию, - продолжил Гордон. - Это же просто смешно. В молодые годы я сам управлял своей машиной - следил за мотором, коробкой передач, шинами… А теперь пилотам просто говорят, что делать».

Также Марри выразил озабоченность чрезмерно раздутым штатом инженеров современных команд.

Карлос Рейтеман не получал советов по пилотированию от Гордона Марри в далеком 1975-м © LAT
Карлос Рейтеман не получал советов по пилотированию от Гордона Марри в далеком 1975-мФото: LAT

«Нынешняя Формула 1 столь масштабна, что каждому инженеру приходится решать лишь крайне узкий спектр задач, - отметил он. - Я знаю парней, которые по восемь лет работают в отделе, отвечающем за переднюю подвеску - они и близко не понимают, как устроена машина в целом.

В современном мире все развивается в этом направлении - и время не вернуть. Но удовлетворения от своего труда сейчас, уверен, явно меньше, чем когда у меня в Brabham работали семь человек - и каждый из них знал машину до последнего винтика.

Мы были настоящей командой и семьей - сейчас это уходит в прошлое».

Конечно, мир идет вперед, и в наши дни трудно представить, чтобы машину Ф1 конструировали или обслуживали меньше дюжины парней.

И все же нельзя не признать, что сейчас в Больших Призах настал переломный момент, когда технологии все больше внедряются в те области, которые мог бы контролировать сам пилот. Именно поэтому возникли все эти волнения, когда в FIA решили ограничить радиопереговоры гонщиков с боксами.

Да, высокие технологии были и будут неотъемлемой частью Формулы 1 - это неизбежно. Но их внедрение не должно мешать пилотам демонстрировать свои блестящие способности за рулем.

Уверен, со мной согласятся и Гордон Марри, и Льюис Хэмилтон.

Льюис Хэмилтон
Льюис Хэмилтон

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle