Обзор сезона-2014 от Гэри Андерсона
Технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон высказал свое мнение о минувшем сезоне Формулы 1, объяснив, почему его не особенно впечатлило подавляющее преимущество Mercedes на старте чемпионата
Все вокруг говорят о том, сколь поразительной оказалась форма команды Mercedes в дебюте минувшего сезона.
Но я не согласен с такой постановкой вопроса. Весеннее преимущество коллектива из Брэкли объяснялось по большей части тем, что остальные участники чемпионата испытывали немалые проблемы.
А вот что меня действительно впечатлило – в Mercedes смогли удержать позиции до самого окончания сезона, а по некоторым показателям даже увеличили отрыв от преследователей.
Во время дебютного Гран При в Австралии лучшим из остальных пилотов в квалификации стал Даниэль Риккардо, отставший от лидера на 0,3% в относительном измерении, тогда как в финале на Яс-Марине третьим квалифицировался Валттери Боттас - при этом его отставание составило уже 0,4%.
Сейчас ходит много слухов, будто к следующему году в Mercedes еще больше усовершенствуют свой двигатель. Это - вкупе с темпами аэродинамических разработок в Брэкли на протяжении минувшего сезона - меня лично сильно бы обеспокоило, если бы я представлял интересы Red Bull Racing или Ferrari.
За тотальным превосходством лидеров легко упустить из виду тот объем работ, который выполнили подопечные Тото Вольфа в минувшем сезоне. Кроме того, нельзя поспорить и с тем, что фундамент для нынешних успехов команды был заложен еще несколько лет назад - и ни кем иным, как Россом Брауном.
Когда он разом взял в штат таких заметных специалистов в своих областях, как Боб Белл, Альдо Коста и Джефф Уиллис, люди начали посмеиваться и говорить, что на этой кухне будет слишком много шеф-поваров. Однако структура коллектива была выстроена очень четко и точно, что позволило в конечном счете добиться успеха.
Не стоит забывать, что еще несколько лет назад команда не показывала выдающихся результатов. В нее вкладывались большие деньги, но инвестиции сами по себе - это еще не гарантия успеха в Ф1. В Mercedes заслужили нынешний триумф своим трудом. В конце концов, никто не мешал пойти по тому же пути их соперникам из Red Bull Racing или Ferrari.
Пилоты "Трёхлучевой звезды" упустили победу всего трижды в сезоне, причем каждый раз что-то шло не так. Воспользоваться ошибками лидеров смог один лишь Даниэль Риккардо.
В Канаде он одержал победу после выхода из строя системы ERS разом на обеих машинах W05. В Венгрии у Льюиса Хэмилтона возникли проблемы с мотором в квалификации, а в дождевой гонке австралийцу помогло появление на трассе машины безопасности в удачный момент. Ну а в бельгийском Спа лидеры столкнулись в связке поворотов Les Combes уже на втором круге дистанции, чем и воспользовался Даниэль.
Но для того, чтобы гонка получилась интересной, по большому счету бывает достаточно и двух машин. И это лишний раз доказали пилоты Mercedes, развлекавшие нас на протяжении всего нынешнего сезона. Чемпионский титул Льюис заслужил сполна - он просто был быстрее напарника в гонках, особенно под конец сезона. Однако стоит похвалить и Нико, который сражался до самого конца.
При этом каждый раз ощущалось, что Хэмилтон держит ситуацию под контролем. Я регулярно наблюдал за пилотами с обочин различных трасс – и отметил для себя, что Росбергу то и дело приходилось бороться с машиной, тогда как его напарник с легкостью справлялся с ней в любых условиях.
Похоже, Льюису действительно лучше удалось разобраться в поведении машины - он всегда точно знал, на какое сцепление с трассой может рассчитывать. В то же время Нико полагался на ощущения. Возможно, это помогало немцу быстрее прогревать резину в квалификациях до нужной температуры, но в гонках его подход оказывался проигрышным. К тому же, Льюис не только был быстрее на длинных отрезках, но и лучше экономил топливо.
С учетом полного превосходства Mercedes, представителям остальных команд оставалось лишь бороться между собой. Лучше остальных в этом сезоне себя проявил Даниэль Риккардо, но дело здесь не только в трех победах.
Ему удалось в первый же год выступлений за топ-команду опередить четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля, к тому же, австралиец продемонстрировал великолепное пилотирование - входил повороты на высокой скорости и при этом бережно обращался с шинами.
В команде Williams вполне могли претендовать хотя бы на одну из побед, упущенных лидерами чемпионата - пилоты коллектива из Гроува по ходу сезона чаще всего оказывались на финише "лучшими из остальных". Однако в самых нужных гонках этого не произошло.
И все же дуэт Пэта Симондса и Роба Смедли обеспечил команде заметный прогресс в нынешнем сезоне. К тому же, в Williams не было никаких задержек при доработке машины по ходу чемпионата - так что в целом команда сделал весьма приличный шаг вперед.
Ну а кто действительно разочаровал - так это Ferrari и McLaren. В Маранелло не только не смогли добиться прогресса по ходу сезона, но даже сдали позиции, а политика больших боссов напомнила мне времена 25-летней давности, когда казалось, что руководители команды меняются каждые пять минут.
И если в Mercedes сделали новый турбированный двигатель с нуля, то применительно к Ferrari складывалось такое ощущение, что они просто взяли прежний агрегат V8, убрали два цилиндра и добавили систему ERS. В следующем году им необходимо будет делать серьезный шаг вперед.
Что касается McLaren, в их распоряжении был лучший двигатель производства Mercedes, но выжать из него максимум они так и не смогли. Под конец сезона мы увидели первые плоды работы в команде Питера Продрому, перешедшего из RBR – в частности, совершенно новое переднее антикрыло. При этом философия значительного снижения прижимной силы обнажила явные проблемы прежнего подхода команды к разработке шасси.
Команда Force India, где я когда-то [во времена Jordan] работал, неплохо начала сезон и в итоге едва не опередила соперников из Уокинга. Однако если они хотят сохранять конкурентоспособность на протяжении всего чемпионата, им предстоит пересмотреть план доработки машины по ходу года. И все же, Виджею Малье и его людям удалось доказать, что для достижения результата в Ф1 совсем необязательно расходовать немыслимые деньги.
В минувшем сезоне было много разговоров о звуке новых моторов и качестве гонок. В целом можно сказать, что гонки были весьма интересными, пусть и с полным превосходством одной из команд.
Что касается звука моторов, об этом нужно было думать в момент написания регламента - сейчас уже ничего не изменить. И все же, новые машины получились достаточно мощными, а сцепление в задней части шасси снизилось, что в значительной степени затруднило гонщикам пилотирование.
Что действительно разочаровало в минувшем сезоне - так это то, что происходило за пределами автодромов. Мне во все времена не нравилась политика в Ф1, но в этом году она вышла на совершенно новый уровень.
На протяжении сезона не умолкали разговоры о бедственном финансовом положении команд, но что реально было сделано? Ничего. Я со своей стороны предложил несложные методы ограничения расходов, но все так заняты спорами, что для реальных дел времени ни у кого нет.
Можно было бы посчитать уход из Ф1 команд Marussia и Caterham тревожным звоночком, но за всё время моей работы в спорте участникам крайне редко удавалось договариваться о чем-либо. И как только одни проблемы решаются - как, например, с нынешними носовыми обтекателями, - тут же появляются новые.
Если в следующем году у Mercedes не возникнет неожиданных проблем, не думаю, что кто-то сможет противостоять им в чемпионате. Но у соперников есть все шансы сократить отставание.
Со следующего сезона в Ф1 будет четыре производителя моторов - кто знает, может кто-то из конкурентов и найдет решение, позволяющее противостоять коллективу из Брэкли.
К тому же, мне хотелось бы видеть на стартовой решетке чуть больше машин. 18 - это совсем мало…
Но главный вопрос в том, сможет ли в Ф1 оставить позади все политические разногласия и порадовать нас очередным запоминающимся сезоном?