Что общего у автоспорта с тётушкой из провинции?
Крупнейшие автопроизводители вкладывают огромные деньги в свои гоночные программы, однако на Женевском автосалоне об этом мало что говорило. Дитер Ренкен обеспокоен таким отношением ведущих компаний к автоспорту...
Автосалоны традиционно выполняют функцию тонометра в отношении состояния здоровья автоспорта, фиксируя малейшие отклонения в ритме биения его сердца, однако на прошедшем в марте Женевском салоне, открывающем череду автомобильных выставок в году, создалось четкое ощущение, что никакого автоспорта и в помине не существует.
У Швейцарии нет собственного автомоторного производства, в этой стране лишь обучают специалистов, поэтому выставки в Женеве традиционно обходятся без излишнего проявления патриотизма, как это бывает во Франкфурте, Париже, Токио или Детройте.
Не будучи частью Евросоюза, Женева, однако, легко доступна из любой точки Старого Света. Так что неудивительно, что ежегодно семь огромных залов местной выставки на протяжении двух недель посещает порядка 700 тысяч человек.
При этом производители из кожи вон лезут, чтобы продемонстрировать посетителям свои последние достижения в области автомобилестроения. Так, например, Audi показала новый кроссовер Q2, а Porsche – полностью обновленную линейку Boxster/Cayman. Компания Hyundai представила гибридную эко-серию Ioniq, а Bugatti – восхитительный Chiron, за 1,9 миллионов фунтов согласный разогнаться до 420 км/ч. Alfa Romeo, наконец, показала долгожданную Guilia.
Что касается отрасли концепткаров, бренд Citroen DS представил вниманию зрителей полностью электрический суперкар E-Tense, Volkswagen – целую серию гибридных внедорожников, а Pininfarina – первую в мире дорожную машину с водородным двигателем (на фото). Одним словом, на выставке были показаны машины мечты на любой вкус и во всех возможных конфигурациях. В целом же салон был ориентирован на динамично развивающуюся автомобильную индустрию.
На этом фоне было весьма удивительно видеть, что автоспорт был представлен на стендах производителей весьма скудно, несмотря на последние громкие заявления о том, что в гонках испытываются самые новые технологии, которые в дальнейшем находят свое применение в серийном производстве.
Понятно, в Швейцарии законодательно запрещено проведение гонок, но это не помешало разместить в брошюре мероприятия фотографии местных чемпионов мира в гонках на выносливость Марселя Фэсслера и Себастьена Буэми, а также пилота Ф1 Ромена Грожана, неоднократно поднимавшегося на подиум. При этом стоит отметить, что о швейцарской команде Sauber в приветственном буклете не было ни единого упоминания.
И ваш покорный слуга оказался не одинок в своем недоумении и разочаровании. Доверенный источник сообщил, что компания Jaguar, заявившая о своем намерении присоединиться к первенству Формула Е в партнерстве с Williams, отправила в Женеву десант с целью понять, как автопроизводители используют свое присутствие в гонках во время австосалонов.
«После изучения содержимого выставки они пришли к мнению, что ни к какому мнению они не пришли», – был их вердикт.
Возможно ли, что автопроизводители начали чувствовать некую неловкость из-за повсеместного использования в автоспорте ископаемых видов топлива? Создается абсолютно четкое ощущение, что присутствие в гонках для них сродни приезду тётушки из провинции – все её стыдятся и очень неохотно показывают её своим знакомым.
А как иначе можно объяснить тот факт, что VW Group, успешно представленная в WEC (с Porsche и Audi), WRC, DTM (с Audi), а в прошлом и в WTCC с SEAT, ни словом не обмолвилась в Женеве о своем участии в автоспортивных дисциплинах?
Компания Porsche, к примеру, представила свой изысканный прототип для гонок на выносливость Type 718, в честь которого назван новый Boxster, и при этом ни словом не упомянула о 919-м, победившем в Ле-Мане и в WEC.
То же самое можно сказать и о стенде VW: вместо того, чтобы как-то использовать в маркетинговом отношении свой невероятный успех в мировом первенстве по ралли, они сосредоточились на других областях, тогда как чемпионат WRC был представлен лишь маркой Hyundai.
Не кажется ли вам странным тратить по 400 миллионов фунтов в год на различные автоспортивные дисциплины, чтобы впоследствии тщательно скрывать свои успехи от 700 тысяч зараженных автомобилизмом людей?
На вопрос о том, как же быть с использованием гоночных технологий в серийном производстве, представитель VW дипломатично ответил: «Разумеется, есть немало точек пересечения между раллийными автомобилями и серийным производством в области маркетинга, и это единственная причина, по которой мы представлены в этой отрасли.
Чемпионат WRC очень хорошо освещается в мире, и наши успехи в спорте в значительной степени влияют на выбор людьми Volkswagen в качестве своей следующей машины».
Но если это так, то почему не выделить для Polo WRC хотя бы 10 квадратных метров выставочных помещений из имеющихся у марки 500?
Отношение к автосалону со стороны компании Toyota также очень сложно понять. Трудно представить лучшую площадку для анонса своих намерений о возвращении на первые роли в WEC, но вместо этого гоночный стенд бренда был отдан на откуп девственному внедорожнику Dakar Hilux.
При этом представитель компании сообщил, что компоновка выставочных стендов формировалась в региональных филиалах Toyota, а не в автоспортивном подразделении, что в целом является нормой в этой индустрии.
Из пяти производителей в Ф1 – Mercedes, Ferrari, Renault, McLaren и Honda – лишь два представили на автосалоне современные машины Ф1: Mercedes и Renault. Понятно, что своими последними достижениями в Больших Призах никто, кроме Mercedes, которые показали шасси W06 и копию трофея в командном зачете чемпионата, похвастаться и не может.
Со стороны компании Honda не было ни малейшего упоминания о их нынешней не самой успешной кампании в Ф1, и о новых гибридных двигателях они тоже предпочли умолчать, несмотря на заявленное использование этих технологий в серийном производстве.
При этом гоночные машины японской марки все же были представлены: зрители могли увидеть шасси RA272 50-летней давности, выигравшее Гран При Мексики 1965 года, и WTCC Civic. Этим и ограничилось представительство гоночной составляющей бренда в Женеве. А кто недавно говорил, что гонки у Honda в крови? Не слишком большое их содержание в крови, не так ли?
Обратившись за разъяснениями к представителю компании, мы услышали в ответ: «Наш экспонат для выставки сейчас находится на доработке, и мы решили не показывать новый двигатель. Машина 1965 года просто прекрасна, и она отражает наше гоночное наследие».
Все понятно, но было бы неплохо показать хотя бы прошлогодний двигатель, это хоть как-то напомнило бы зрителям о присутствии марки в Ф1.
В преддверии октябрьского первичного выпуска акций Ferrari часто говорила о своем гоночном наследии, однако на выставке в Женеве их формульная машина была представлена лишь в первую неделю мероприятия, после чего была заменена на спорткар Ferrari 488, как сообщили, из-за дефицита выставочных площадей. На этом фоне достаточно трудно понять, зачем президент Fiat/Ferrari Серджио Маркионе так ратует за приход в Формулу 1 еще одного своего бренда Alfa Romeo…
На стенде Pininfarina, однако, была представлена машина Ф1 с двигателем Ferrari – ей стала Sigma 1969 года, созданная для демонстрации достижений в области безопасности. Сразу вспомнилась трилогия "Назад в будущее".
Подразделение McLaren Automotive продемонстрировало посетителям выставки большое количество спорткаров и автомобилей класса GT, но об их программе в Ф1 также не было ни слова. Источник внутри McLaren снизил градус недоумения от этой ситуации, объяснив: «В этом году мы решили заполнить стенд серийными автомобилями не в последнюю очередь по причине того, что у нас есть новинка в этой области.
Тем не менее мы не отрицаем наличия тесного взаимодействия между McLaren Automotive и другими подразделениями компании, включая McLaren Racing».
Замечательное объяснение, но все же остается загадкой, почему же нужно так тщательно скрывать плоды этого взаимодействия от 1,4 миллионов заинтересованных глаз при условии, что это заняло бы всего несколько квадратных метров?
И все же это взаимодействие было обнаружено на другом стенде, принадлежавшем компании TAG Heuer, отмечающей 100-летие с момента изобретения хронометра, способного учитывать время с точностью до сотой доли секунды.
На их выставочных площадях было представлено больше гоночных машин, чем у всех остальных, вместе взятых. Экспозиция часовщиков, кроме прочего, включала в себя шасси March 701 1970 года выпуска, которым управлял швейцарец Джо Зифферт – первый пилот, спонсируемый компанией.
Несмотря на прошлогодний разрыв между TAG Heuer и McLaren, стенд часовой компании демонстрировал гоночное наследие коллектива из Уокинга даже в большей степени, чем они сами, включая турбированный двигатель, брендированный TAG, принесший команде три титула в середине 80-х. Также повсюду были развешаны плакаты с изображением Айртона Сенны времен выступления бразильца за английский коллектив.
Нынешним проектом TAG в Формуле 1 является партнерство с командой Red Bull, что стало поводом для представления шоу-кара RB12. Интересно, а появится ли шасси с индексом RB13 на стенде Aston Martin в следующем году?
Акционеры Aston Martin в лице итальянского инвестиционного фонда намерены вывести компанию на фондовую биржу к 2020 году, и в свете этого считается, что присутствие в Ф1 добавит производителю привлекательности в коммерческом отношении.
Брэнд Aston Martin уже появился на шасси RB12, тогда как в Австралии был анонсирован новый проект дорожного автомобиля компании.
А что можно сказать о Renault? Их выставочный стенд был украшен машиной Ф1, нос которой был задран кверху, как у ракеты (это они так экономят занимаемую площадь?), а рядом с ней в таком же неуклюжем положении располагалась машина команды e.dams из Формулы Е. При этом стоит отметить, что собственным гоночным моносериям Renault Sport выделила целый отдельный стенд.
«Гибридный двигатель Ф1 был представлен на наших площадях в прошлые годы, и на этот раз мы решили несколько разнообразить свое присутствие в Женеве, ведь место не безгранично», – заметил представитель Renault.
Очень правдоподобно, но подозрения все же остаются, к тому же, куда более эффектно было бы представить новую раскраску машины Ф1 именно на выставке в Швейцарии, а не делать это в Мельбурне за два дня до уик-энда.
При этом стоит отметить, что электромобиль команды e.dams был одним из четырех представителей электронных технологий на выставке. Одну машину представила компания TAG Heuer, то же самое сделала DS вместе с E-Tense (DS спонсирует заявку Virgin Racing), да и Abt не осталась в стороне. Стоит также отдать должное компании Citroen, показавшей свою WTCC C-Elysee и пригласившей на пресс-конференцию Хосе-Марию Лопеса и Ивана Мюллера.
Таким образом, представительство Формулы Е оказалось в Женеве более весомым по сравнению с Большими (ли?) Призами. Из этого можно сделать вывод, что FIA взяла новый курс от гибридных технологий к чисто электрическим, а скорый дебют Jaguar еще больше склонит чашу весов в пользу этой новаторской категории.
Конечно, болельщики пока не пошли валом на Формулу Е, но тенденция налицо, и держателям коммерческим прав Ф1 стоит призадуматься.
Здесь, однако, стоит отметить, что стратегический маркетинг никогда не был сильной стороной FOM. Судите сами – в Женеве собралось в десять раз больше народу, чем в среднем посещает гонку Формулы 1, но на территории всего выставочного комплекса не было замечено в продаже ни единой футболки с символикой Больших Призов.
В целом же можно сказать, что Формула 1 перед стартом сезона в очередной раз упустила отличную возможность открыто выйти к публике и объяснить болельщикам вектор развития спорта и многочисленные изменения в регламенте, включая шины и квалификацию.
Причем этот упрек касается не только FOM, ведь три четверти команд также решили никак не намекать своим потенциальным покупателям об их присутствии в Больших Призах. Зачем после этого удивляться, что популярность спорта падает, и на трибуны приходит меньше зрителей?
В паддоке постоянно твердят о том, что интерес крупных спонсоров и коммерческих партнеров к автоспорту неуклонно падает, но в Женеве мы все увидели, что происходит на самом деле. Производители вольны во всеуслышание говорить о своих успехах в гонках, но они, словно сговорившись, почему-то этого не делают. Так какой заинтересованности со стороны потенциальных спонсоров можно ожидать?
Выставочный стенд FIA представил на автосалоне свои программы по обеспечению безопасности водителей как на дорогах общего пользования, так и в автоспорте, включая демонстрацию извлечения пострадавшего из автомобиля.
И такой их подход вполне объясним: не стоит забывать, что федерация лишь передает коммерческие права на различные гоночные дисциплины промоутерам, таким образом, не стоит ждать от них маркетинговых программ по продвижению автоспорта, этим должны заниматься сами чемпионаты: от Ф1 и WEC до WRC и WTCC.
Один из руководителей ведущего автоспортивного издания на вопрос о том, что же все-таки происходит, ответил довольно ёмко и колко: «Прошедшая выставка явно продемонстрировала место автоспорта в программе приоритетов производителей.
Необходимо понять, что гоночному направлению отнюдь не выделяется центральное место, для многих компаний это лишь побочный продукт. И именно об этом я часто говорю своим коллегам: автоспорт не является центром Вселенной, он является центром лишь НАШЕЙ Вселенной».
Зачем же в этом случае ведущие производители ежегодно тратят сотни миллионов долларов на свои гоночные программы, если не собираются пожинать плоды их деятельности?
Если задуматься, возникает следующий вопрос: а есть ли у автоспорта будущее? И ответ на него очевиден: есть, но только в свете использования альтернативных источников энергии...