Тесты в Барселоне: Взгляд с обочины

Сэм Тремейн
21 февраля 2013 в 18:43

Трасса в Барселоне представляет собой совокупность идеальных, с точки зрения определения нюансов поведения машины, поворотов – но, по словам Сэма Тремейна, в этот раз решающее значение имело умение гонщиков справляться с ускоренным износом резины

Предсезонные тесты Ф1 в Барселоне
Предсезонные тесты Ф1 в Барселоне

Возможно, тесты в Барселоне – первая возможность взглянуть на реальную расстановку сил в новом сезоне, особенно если вы склонны рассматривать первую зимнюю сессию в Хересе – с его низкими температурами, абразивным асфальтом и малым количеством информации у команд – лишь в качестве преамбулы к сезону, но никак не в качестве серьезной проверки возможностей новых машин.

Каталонская трасса по праву заслужила репутацию превосходного места для тестов, к тому же, здесь мы впервые можем сравнить поведение машин разных команд визуально, а не при помощи секундомеров.

Укороченная дневная сессия сделала невозможным анализ поведения машин на всех участках трассы, поэтому мы решили выбрать места, где видны нюансы поведения на низкой, средней и высокой скорости. В этом качестве выступили участок жесткого торможения перед первым поворотом, затяжной третий поворот и заключительную шикану.

Сначала посмотрим, как машины проходили связку из первых трех поворотов – Elf, Renault и затяжного и очень требовательного к пилотированию третьего виража. Сразу бросилась в глаза разница в прохождении этого участка между Ferrari Фернандо Алонсо и McLaren Серхио Переса.

Мексиканец начал с места в карьер, но было видно, что он старается излишне не нагружать свою MP4-28, раньше переключая передачи, не перекручивая движок и проходя затяжной третий поворот по более узкой и консервативной траектории.

Алонсо, также выехавший на трассу на жесткой резине, поначалу быстро набрал темп, с легкостью закладывая в повороты быструю и словно приклеенную к полотну F138. Однако уже к третьему кругу стало заметно, что испанцу приходится бороться с изношенной резиной – сцепление вдруг куда-то подевалось, на входе в третий поворот машину начало вести, а резкие смены недостаточной и избыточной поворачиваемости F138 привели к тому, что гонщику пришлось выбирать более широкую траекторию входа в поворот, что не лучшим образом сказывалось на его скорости на выходе.

Лидеры едут на изношенной резине с той же скоростью, что пилоты Caterham - на свежей... © XPB
Лидеры едут на изношенной резине с той же скоростью, что пилоты Caterham - на свежей...Фото: XPB

Алонсо проехал еще пять кругов, на протяжении которых было видно, что машина управляется все хуже и хуже. Проблем с износом не удалось избежать и сопернику испанца за рулем MP4-28. После восьми кругов (а всего Перес проехал их 16) Серхио вдруг начал сразу переключать передачу после входа в третий поворот и держаться вплотную к внутреннему поребрику, не доверяя шинам. Именно так на протяжении всего времени делал Шарль Пик, вынужденный бороться с более медленной и непослушной Caterham CT03.

Дальше пришла очередь машин Lotus, Mercedes и Red Bull, пилоты которых – Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель – выехали на трассу на резине Medium. Как результат, поначалу все трое выглядели более убедительно, хотя между ними и были незначительные отличия – RB9 Феттеля совершенно отказывалась скользить, в то время как Кими удавалось это с большей легкостью – его E21 была чуть ли не быстрее машины чемпиона мира.

Однако уже к третьему кругу стало заметно, что каждому из гонщиков все труднее контролировать ситуацию, а после пятого проблемы со сцеплением стали заметны неворуженному глазу. В случае с Феттелем это привело к избыточной поворачиваемости машины на апексе третьего поворота, из-за чего траектория его движения стала шире, у Lotus проявилась недостаточная поворачиваемость на входе, а Хэмилтон был вынужден гораздо более плавно работать с акселератором в первой части затяжного третьего поворота.

Райкконен продержался на трассе всего пять кругов, а Себастьян и Льюис остались еще на столько же, и с каждый новым кругом сцепление становилось все хуже – Феттель вынужден был раз за разом проходить поворот слишком широко, теряя скорость на выходе.

В это время Перес проехал уже 16 кругов, борясь попеременно то с недостаточной, то с избыточной поворачиваемостью, что вынуждало его раньше переключать передачи, чтобы хоть как-то справиться с этими проблемами. Нико Хюлькенберг на Sauber C32 со свежими шинами проходил всех троих как стоячих.

Далее я планировал перейти к излому Campsa, делящему трассу ровно пополам, но из-за красных флагов, вызванных остановкой Феттеля у боксов, решил на последние полчаса сессии отправиться к заключительной шикане перед выходом на стартовую прямую.

Фернандо Алонсо в финальной шикане © XPB
Фернандо Алонсо в финальной шиканеФото: XPB

Я сразу заметил, что Алонсо очень быстро проходит этот участок, ловко перекладывая F138 слева направо и используя поребрики как на входе, так и на выходе из связки. Однако даже на участках, которые гонщики проходят на небольшой скорости, повышенный износ шин был весьма заметен. К своему шестому кругу испанец вынужден был немного распрямить траекторию движения в шикане, а на восьмом круге отрезка, проведенного на жесткой резине, он и вовсе проезжал между входом и выходом из связки по прямой вместо того, чтобы перекладывать машину слева направо,

Кими Райкконен на Lotus E21 в начале серии действовал точно так же, как Алонсо. Интересно, что даже после шести кругов машина финна выглядела на этом участке довольно управляемой и быстрой. Перес также уверенно проходил заключительную шикану, используя всю ширину трассы, включая поребрики, что в последнее время мы нечасто наблюдали от гонщиков McLaren, машины которых имели крайне жесткие настройки подвески.

Двумя машинами, пилоты которых испытывали явные проблемы с управляемостью в этой части трассы, оказались Williams и Caterham. Валттери Боттас с трудом закладывал FW35 в оба поворота заключительной связки, гораздо плавнее открывая акселератор на выходе. Однако стоит заметить, что по ходу серии он проходил этот участок все лучше, что может означать, что он выехал на трассу с большим количеством топлива. В случае с CT03 никаких улучшений видно не было – на протяжении всего отрезка машина демонстрировала недостаточную поворачиваемость даже на низких скоростях и с трудом обеспечивала перенос веса при прохождении шиканы.

Какие же выводы можно сделать из увиденного? Честно говоря, высокие темпы износа новых шин Pirelli немного смазали картину – даже лучшие машины через несколько кругов выглядели уже не столь быстрыми.

Алонсо, Перес, Хэмилтон и Феттель проезжали отрезки длиной более восьми кругов с постоянным, но, главное, контролируемым снижением скорости. Возможно, в заключительной связке трассы Mercedes W04 смотрелась немного хуже своих соперников, но на начальном отрезке трассы различия были не столь существенны.

Что касается машин остальных команд, здесь трудно сказать что-то новое. Можно отметить, что Toro Rosso STR8 и Sauber C32 выглядели довольно похоже. Williams и Marussia работали по программам, скрывающим их истинный потенциал, а Caterham CT03 показалась очень скверно управляемой.

Предсезонные тесты часто рассматривают как попытку, вольную или невольную, не демонстрировать свой истинный потенциал. А если учесть неопределенную ситуацию с новыми шинами, картина становится совсем запутанной. И это за три с небольшим недели до старта чемпионата в Мельбурне!

Тесты Формулы 1 в Барселоне
Тесты Формулы 1 в Барселоне

  • Поделиться: