Что делать с финансами в Формуле 1? Взять всё да и поделить?

Дитер Ренкен
6 июня 2017 в 9:38

Несмотря на смену власти, в Формуле 1 по-прежнему финансы распределяются несправедливо. У новых держателей коммерческих прав есть возможность изменить ситуацию, но для этого они должны предпринять правильные шаги. Слово Дитеру Ренкену...

На неделе Гран При Испании традиционно были опубликованы размеры призовых доходов команд Формулы 1 по итогам сезона.

Изначально эти финансы прозвали в паддоке "деньгами Берни", но с учетом смены власти в спорте и приобретения коммерческих прав компанией Liberty Media прозвище призовых придется, видимо, менять.

Сразу в голову приходят варианты "Деньги Чейза" ("The Money Chase" – англ. "выкачивание денег", прим. пер.) по фамилии нового председателя Ф1 Чейза Кэри, "Баксы Брауна" в честь Росса Брауна – спортивного директора Больших Призов, или "Сокровища Братчеса" – с упоминанием Шона Братчеса, принявшего на себя решение коммерческих вопросов. Я уверен, что в паддоке, как и всегда, быстро сориентируются и придумают подходящее звучное название этим деньгам.

Как бы то ни было, если разделить поровну 1 миллиард долларов на десять команд, получается по 100 миллионов на брата. Это примерно та сумма, которая, как мы писали недавно, требуется гоночному коллективу для проектирования и строительства двух шасси, оплаты шин и двигателя, а также покрытия логистики и выплаты зарплат на уровне средней команды Формулы 1. В этом свете любопытно узнать, почему некоторые команды, в числе которых Mercedes, Ferrari, Red Bull Racing и McLaren, тратят в год вдвое, если не втрое больше.

А ответ прост: потому что у них есть такая возможность за счет включения бонусных условий в контрактах, заключенных с бывшим владельцем коммерческих прав – фондом CVC Capital Partners, который в свое время отчаянно пытался вывести Большие Призы на Сингапурскую фондовую биржу. Однако глобальный экономический кризис и судебное разбирательство по делу о взятке со стороны бывшего исполнительного директора спорта Берни Экклстоуна не позволили их мечтам сбыться.

Если говорить о распределении доходов в нынешнем сезоне, то от прогнозируемой суммы в 940 млн долларов Mercedes, Ferrari, Red Bull и McLaren совокупно получат около трети только за участие в чемпионате, а действующим чемпионам будет выплачено более 10% от общего дохода даже без учета их текущих результатов в сезоне. И так будет вплоть до 2020 года, когда истекает срок нынешних коммерческих соглашений.

В целом же, к примеру, команда Ferrari, занявшая лишь третье место в Кубке конструкторов по итогам прошлого года, получит порядка 180 млн долларов. Сравните это с показателями Force India – команда, финишировавшая в сезоне-2016 четвертой, заработает всего 72 млн – на 108 млн меньше Скудерии!

© autosport.com
Фото: autosport.com

В недавно вышедшей книге "Total Competition", написанной Россом Брауном совместно с Адамом Парром, есть предположительная оценка того, что прибавка по среднему времени круга в одну десятую секунды примерно эквивалентна 125 тысячам долларов в бюджете. И если утрировать, то получается, что машины Ferrari должны быть на 80 секунд с круга быстрее, чем Force India.

В целом же нынешняя система распределения призовых явным образом показывает, какие трудности испытывают команды, не входящие в элитную четверку.

 Col 1Col 2ИтогоLSTCCBДругоеИтого2016 +/-2016 Class
Ferrari3641
(13%)
776835-180-9%3
Mercedes3661
(19%)
97-3935171-1
Red Bull Racing3652
(16%)
88-3935161+12%2
McLaren3631
(9%)
67-30-97+18%6
Williams3633
(10%)
69--1079-9%5
Force India3636
(11%)
72---72+7%4
Toro Rosso3623
(7%)
59---59+3%7
Renault3616
(5%)
52---52-19%9
Sauber3613
(4%)
49---49-10%10
Haas-19
(6%)
19---19-8
Итого324,5324,56496814380940965
(-3.5%)
 

Колонка 1(Col 1)= Платежи, основанные на месте команды в КК за два из последних трех лет
Колонка 2(Col 2) = Платежи, основанные исключительно на месте команды в КК за 2016 год
LST = Команда, давно выступающая в чемпионате
CCB = Бонусные выплаты

Но главным вопросом является то, как именно стоит изменить структуру распределения доходов в спорте после окончания действия нынешних соглашений, и когда именно это нужно сделать.

Что касается второй части вопроса, то раньше 2020 года точно ничего изменить в этом отношении не удастся, поскольку привилегированные команды ни за что не расстанутся с причитающимися им деньгами. Да и с чего бы им это делать? Так что самый ранний срок финансовых изменений – это 2021 год.

Новые владельцы коммерческих прав – компания Liberty – нацелены на расширение границ Формулы 1 и привлечение в спорт новых инвестиций на фоне прогрессирующего падения интереса к спорту со стороны болельщиков и сопутствующего снижения сумм контрактов за проведение этапов и их трансляцию. Одновременно с этим независимые команды все чаще и громче заявляют о своих претензиях на большую часть пирога.

И хотя теоретически руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер не против равномерного и справедливого распределения доходов в спорте, он по понятным причинам готов пойти на это только при условии сохранения сумм выплат собственного коллектива.

«Я совершенно не против того, чтобы независимые команды получали больше денег, если это не приведет к снижению наших собственных выплат, – сказал британец еще в прошлом сезоне. – Не думаю, что какая-либо команда согласится добровольно отказаться от части своих денег».

© autosport.com
Фото: autosport.com

Такая точка зрения босса команды вполне объяснима, поскольку вся инфраструктура Red Bull, оборудование и зарплатные ведомости рассчитаны на изначально оговоренные суммы. А чтобы понять, как на команде может сказаться внезапное уменьшение бюджета, далеко за примером ходить не надо – достаточно вспомнить пример Sauber, потерявшей более половины финансового обеспечения после ухода из спорта в конце сезона-2009 компании BMW. После этого, как мы знаем, на базе в Хинвиле опустели целые коридоры офисов и производственных помещений, а уровень непроизводственных расходов снизился на порядок.

Но одно дело – испытывать подобные затруднения в результате собственных действий и планов, и совсем другое – терять деньги из-за грабительских манипуляций со структурой распределения финансов с целью пополнить казну фонда, обладающего коммерческими правами на чемпионат, как это было сделано трижды после представления изначальной схемы разделения призовых.

Очевидно, что в этом плане вновь грядут перемены, и родительская по отношению к FOM компания Formula One Group, сама в свою очередь являющаяся дочерней организацией выведенной на фондовую биржу NASDAQ Liberty Media Corporation, обладает идеальной структурой для обеспечения прозрачности и паритета в распределении финансов в спорте хотя бы исходя из требований открытости информации на американских биржах.

Сложность увеличения выплат маленьким командам без уменьшения призовых большим, очевидно, состоит в том, что в этом случае без дополнительных финансовых вливаний компании Liberty будет затруднительно свести баланс, чем будут недовольны акционеры.

Кроме того, планы нового руководства чемпионата по расширению маркетинговых и социальных программ в Формуле 1 предполагают снижение базовых доходов компании, что повлияет на итоговую сумму призовых, которая в 2016 году уже снизилась на 3.5%.

Таким образом, какая бы схема распределения доходов ни была принята накануне 2021 года, она должна удовлетворять сразу нескольким требованиям: обеспечивать прибыль Liberty, быть выгодной для всех команд Ф1, поддерживать достаточный уровень финансового паритета команд для того, чтобы базовые технологии участия в спорте были доступны всем, а кроме того, быть одобренной со стороны американских, европейский и британских властей, а также FIA. Внушительный список…

Мне видится, что у нового руководства спорта есть пять вариантов для изменения схемы распределения доходов:
1) оставить действие бонусной системы выплат с изменением коэффициентов;
2) делить доходы компании поровну между всеми командами;
3) определять выплаты на основании совокупности результатов команд в квалификациях, гонках и чемпионате в целом;
4) брать в расчет только итоговые показатели в чемпионате;
5) внедрить систему поощрений в совокупности с показателями в чемпионате и маркетинговыми инициативами.

Что касается первого варианта, то сегодня мы пожинаем плоды его недееспособности – начиная с 2014 года Гран При выигрывали только представители трех ведущих команд. Этот подход не найдет поддержки у большинства команд, за исключением разве что верхушки пелотона, и в первую очередь Ferrari.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Второй вариант – это другая крайность. Абсолютно социалистический подход – взять всё да и поделить. С учетом того, что Формула 1 является одним из самых, пожалуй, капиталистических видов спорта, социализм здесь вряд ли будет уместен.

Независимые команды могут пытаться лоббировать тезис о том, что все команды равны, но даже они сами прекрасно понимают, что некоторые команды в Формуле 1 всегда были немного равнее… К тому же, плох солдат, не мечтающий стать генералом, так что любая маленькая команда со временем сама не прочь забраться на вершину списка.

Третий вариант, в котором берется в расчет совокупность результатов команд в квалификациях, гонках и чемпионате в целом, может обеспечить коллективам дополнительный стимул показывать максимум возможного во всех без исключения сессиях гоночных уик-эндов и бороться за более высокие позиции в гонках и чемпионате, а не просто стараться приехать в минимальные очки.

Однако с учетом все усиливающихся ограничений в отношении использования силовых установок, трансмиссии и шин такая формула вряд ли получит всеобщее одобрение. К тому же, подобная схема уже доказала свою излишнюю сложность в 70-80-х годах прошлого столетия, когда командам выплачивали призовые на основании их стартовых позиций, а также результатов по итогам четверти, половины, трех четвертей и финала заездов, плюс за итоговые позиции в чемпионате.

Вариант, предложенный четвертым и учитывающий только итоговые показатели в чемпионате, который действовал в период с 1998 по 2012 год, наиболее равномерно распределял доходы и требовал, чтобы команды финишировали в первой десятке в Кубке конструкторов по крайней мере дважды за три года (так называемые деньги из Колонки 1) в качестве подтверждения приверженности чемпионату, а также успешно выступали в предшествующем сезоне (Колонка 2).

Если не считать премиальных выплат Ferrari в сумме 5%, которые покрывались в равной степени за счет средств держателя коммерческих прав и денег из командного фонда, все остальные коллективы были в более или менее равном положении и получали выплаты в соответствии с двумя первыми колонками. И то же самое четвертое место в Кубке конструкторов оценивалось в XX млн долларов вне зависимости от того, в какой цвет раскрашены машины коллектива – в красный или розовый.

© autosport.com
Фото: autosport.com

На данный момент такая структура распределения финансов вызывает наименьшее количество нареканий, и она довольно справедлива – возможно, именно поэтому в те годы Ferrari, Renault и McLaren боролись не только с независимыми командами, но и с заводскими Honda, Toyota и BMW.

За 15 лет действия этой схемы ее обсуждали считанное количество раз, что лишний раз подтверждает, что изъянов в ней было не так много. Но время идет, и планы Liberty не стоят на месте – возможно, этот вариант и по сей день является наиболее приемлемым из предложенных, но и он не идеален.

И тут мы подходим к пятому пункту, предполагающему внедрение системы поощрений в совокупности с показателями в чемпионате и маркетинговыми инициативами, чтобы мотивировать команды на маркетинговую деятельность, способствующую более эффективному развитию чемпионата.

Как может работать эта схема? К двум указанным колонкам, которые действовали с 1998 по 2012 год, можно добавить третью, которая будет возмещать коллективам их маркетинговые издержки. Не нужно путать третью колонку с той, которая была придумана бывшим президентом FIA Максом Мосли и обеспечивала до 30 млн долларов подъемных для трех команд-новичков в рамках концепции ограничения бюджетов.

Скажем, первые две колонки могут покрывать до 40% доходов команд, а остаток приходился бы на третью колонку.

Что касается маркетинговых мероприятий по продвижению спорта, то они могут носить самый разнообразный характер, включая различные инициативы в социальных сетях, встречи болельщиков с гонщиками и другие спонсорские мероприятия, имеющие целью глобальную популяризацию Формулы 1, включая приход спорта в новые страны и регионы.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Подобные маркетинговые инициативы прекрасно работают в подавляющем большинстве франчайзинговых систем – от Макдональдса до сетей отелей и дилерских центров. Обычно за основу принимается распределение 50/50. Таким образом, если одобренная рекламная компания, к примеру, требует вложений в размере 100 тысяч долларов, половину от этой суммы будет покрывать FOM.

Процентное соотношение может варьироваться в зависимости от программы – к примеру, если команда организовывает крупную маркетинговую программу в городе, где пройдет следующий этап Ф1, – это одно, и здесь руководство чемпионата может поучаствовать большей финансовой долей. Если же мероприятие организовывается в условной Монголии по инициативе спонсора, FOM может сильно не вкладываться.

И те команды, которые много делают для продвижения и популяризации спорта, должны быть вознаграждены соответствующим образом – пропорционально затраченным усилиям.

Такое стимулирование команд должно привести от противостояния богатых и бедных коллективов к борьбе за маркетинговую активность, которая прямо или косвенно делает наш спорт более популярным в мире.

И самым большим плюсом внедрения финансовой системы, рассчитанной на поощрения, является то, что ее легко можно ввести уже сейчас и постепенно – шаг за шагом – готовить руководство Ф1 и команды к глобальным перестановкам после 2020 года.

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7518/why-ferrari-must-no-longer-be-f1-favourite

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle