Ди Реста: О преимуществах прямолинейного подхода

Эд Стро
28 апреля 2013 в 11:15

В Формуле 1, где все основано на восприятии, многие считают Пола ди Ресту достойным гонщиком, но не более того. Но Эд Стро утверждает, что прямолинейный характер шотландца приносит свои плоды

По прошествии двух третей второго сегмента квалификации в Бахрейне на телеэкранах появилась графика, предвосхищающая радиообмен между Полом ди Рестой и командой Force India.

Прямолинейный и открытый – кто-то даже скажет, что раздраженный или гневный – стиль общения 27-летнего шотландца по радио хорошо известен в паддоке. И на этот раз его тон в эфире тоже не отличался излишней мягкостью.

«Я ничего не слышу по радио, оно вообще не работает!», – проорал в эфире ди Реста.

Такие высказывания делают Пола легкой мишенью для критики. Тогда как ведущим гонщикам топ-команд в чемпионате подобные вещи сходят с рук, так как они приносят командам результат и не согласны быть на вторых ролях, про менее именитых пилотов в этом случае говорят, что они вечно всем недовольны.

Однако спустя 24 часа ди Реста принес своей команде четвертое место в гонке, финишировав в нескольких секундах от подиума, напомнив всем, что он не пришел в Формулу 1 отнюдь не просто отбывать номер – и никаких оправданий не ищет.

«Я просто не даю им расслабиться, – прокомментировал он вопрос о своем напористом стиле общения с командой по радио. – Это конструктивная критика и эмоции, которые я и демонстрирую.

Свою манеру общаться по радио Пол называет 'конструктивной критикой' © LAT
Свою манеру общаться по радио Пол называет 'конструктивной критикой'Фото: LAT

Что касается проблемы с радио в квалификации... До этого момента все работало нормально, но когда оно оказалось по-настоящему важным – все вдруг испортилось. Извините, но если вы хотите участвовать в Формуле 1, просто нельзя допускать таких глупых ошибок, которые могут привести к штрафу [за помеху соперникам на трассе]. Давайте, просыпайтесь! Я не прошу у вас новое переднее антикрыло, мне всего лишь нужно, чтобы работал радиообмен!

В команде случившееся было воспринято нормально, и это здорово. Мы можем сколько угодно бодаться друг с другом – так как ставим перед собой очень серьезные цели. У нас все конструктивно, и в команде это воспринимается правильно».

Двадцать очков после четырех первых гонок чемпионата свидетельствуют о том, что подход Пола ди Ресты в этом сезоне приносит свои плоды. У заместителя руководителя команды Боба Фернли нет проблем ни с одним из гонщиков.

Напарник Пола – Адриан Сутиль – также не боится высказывать свое мнение в команде, хоть и не столь часто использует радиообмен. Возможно, его переговоры с командой меньше привлекают внимание зрителей из-за мягкого немецкого акцента.

«Если ваши гонщики хотят бороться в чемпионате, то должны постоянно держать вас в тонусе, – сказал Фернли. – Со стороны пилотов не должно быть никаких послаблений. Пол просто хочет, чтобы мы добивались результата, и я совсем не против.

Мне куда больше по душе такой стиль общения, чем если бы гонщик со всем безропотно соглашался, а затем мы бы понимали, что могли добиться большего. Нам нравится, что наши пилоты открыто высказывают свое мнение».

В итоге мы увидели отличные выступления Пола в первых четырех гонках сезона. Своими результатами шотландец развеял естественные опасения своих болельщиков после неважной концовки прошлого сезона, когда его полностью затмил тогдашний напарник Нико Хюлькенберг.

Ди Реста заметно уступал Хюлькенбергу в конце 2012-го © LAT
Ди Реста заметно уступал Хюлькенбергу в конце 2012-гоФото: LAT

Это ослабило позиции Пола в тот самый момент, когда McLaren и Ferrari всерьез рассматривали его кандидатуру на место в кокпите – и в итоге отказались от этой идеи. И хотя шотландцу по-прежнему предстоит постараться, чтобы его заметили в крупных командах, нынешний сезон явно идет ему на пользу в отношении восстановления репутации.

«Я никогда в нем не сомневался, – продолжает Боб Фернли. – Пол очень здорово подготовлен психологически. Да, возможно, у Нико были какие-то преимущества в минувшем году, но мы также знаем и то, что у Пола были определенные моменты, скрытые от глаз общественности, которые осложнили ему задачу. Но он оправился и в новом сезоне вновь принялся за работу, чего мы от него и ожидали».

Одной из проблем, о которой упомянул Фернли, стали неполадки с шасси, которые мешали Полу показать хорошие результаты в трех гонках на заключительной стадии прошлого сезона. Повреждения машины стали следствием аварии в повороте «Ложка» на тренировке Гран При Японии. Ди Реста признал, что случившееся стало следствием его ошибки, однако новая машина, которую пилот получил в Абу-Даби, ехала уже не столь здорово, и это частично объясняет столь неважные выступления в концовке чемпионата.

В нынешнем сезоне шотландец вернулся на прежний уровень. И хотя в первой гонке в Австралии Сутиль затмил напарника своим долгим лидированием в гонке, в целом в этот уик-энд оба провили примерно на одном уровне с учетом разницы в шинной тактике. В данный момент шотландец опережает немца в квалификациях со счетом 3-1 и в личном зачете лидирует с перевесом в 14 очков.

Конечно, было бы несправедливо не упомянуть невезение Адриана в Китае, когда его выбил с трассы Эстебан Гутьеррес на Sauber, и в Бахрейне, где он потерял много времени в начале гонки из-за прокола. Несомненно, если бы не эти эпизоды, немец тоже заработал бы много очков.

Но Пол очень доволен тем, что смог всем доказать: его результаты – вернее, их отсутствие – в заключительной фазе прошлогоднего чемпионата ни о чем не говорят.

Недавние результаты помогли ди Ресте восстановить репутацию © LAT
Недавние результаты помогли ди Ресте восстановить репутациюФото: LAT

Разумеется, шотландец понимает, насколько важно для него будет провести весь сезон на высоком уровне.

«Я чувствую некоторый прессинг, – прокомментировал Пол, – но мне нравится работать под давлением. Конец прошлого сезона стал для меня серьезным испытанием, но в этом году я смог оправиться от тех проблем и неплохо провести четыре первые гонки. Я хочу восстановить свою репутацию в Формуле 1, к чему бы это ни привело в будущем.

Было очень приятно [провести гонку в Бахрейне, в которой я боролся в числе лидеров], так как мы заслуживали этот результат. Если посмотреть в таблицу, мы находимся высоко как в зачете пилотов, так и в Кубке конструкторов. Но впереди еще 15 этапов, и нам необходимо развить успех».

В своем третьем сезоне в Формуле 1 у ди Ресты не остается никаких поводов для возможных оправданий. В дебютный год выступлений в Больших Призах шотландец по сути переиграл Адриана Сутиля, несмотря на то, что и набрал меньше очков в силу отсутствия опыта.

В данный момент Пол близок к тому, чтобы продемонстрировать все, на что способен, и должен доказать, что может зарабатывать очки и оставаться впереди напарника, даже когда у того нет никаких проблем. Если ди Реста сможет стабильно оставлять не у дел такого сильного пилота, как Адриан Сутиль, это может положительно сказаться на продолжении его карьеры в Формуле 1.

Четыре первых этапа чемпионата сложились успешно, но теперь все зависит от самого шотландца – сможет ли он в оставшихся пятнадцати гонках показывать хорошие результаты. Именно это станет определяющим фактором для Пола, пусть даже в свои первые два сезона в Формуле 1 он не смог продемонстрировать всего, на что способен.

Многие считают Пола ди Ресту гонщиком с весьма ограниченным потенциалом – хорошим пилотом, но не более того. Но представьте, что в Бахрейне Пол выступал бы не за Force India, а за Lotus – у него были бы все шансы финишировать вторым. И это бы сразу заметили.

В Формуле 1, где все основано на восприятии, репутация ди Ресты моментально взлетела бы вверх, если бы он поднялся на подиум в Бахрейне.

И уж конечно, все бы сразу иначе стали относиться к его стилю переговоров с командой по радио.

Пол ди Реста
Пол ди Реста

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle