Кими и напарники в цифрах. Как сбросить с себя ярлык второго номера?
В прошлом году команда Ferrari ясно дала понять, что сезон-2018 станет последним – нет, самым последним шансом для Кими Райкконена. Цифры говорят о том, что финн по-прежнему обладает высокой скоростью, но что ему нужно сделать, чтобы перевернуть сложившуюся тенденцию последних сезонов?
Во время традиционного предрождественского ужина в Маранелло президент Ferrari Серджио Маркионе сказал: «Лично я считаю, что если мы сумеем подобрать ключи к Кими, он поедет как Бог. И нам нужно их подобрать».
Проблема для Скудерии в том, что финн провел уже семь сезонов в красном, но никогда не показывал феноменальных и стабильных результатов.
В Маранелло уверены, что им нужен именно такой гонщик, как Райкконен, при этом это отнюдь не означает, что он лучший из доступных на рынке пилотов. Сезон-2018 станет восьмым для него в составе команды. Это говорит о высоком доверии к нему в стане алой дружины, ведь за всю историю Больших Призов лишь шесть гонщиков провели в одной команде больше времени.
Однако за это время положение Кими в коллективе изменилось. В свой первый год за команду финн рассматривался как безусловный наследник Михаэля Шумахера, ушедшего из коллектива годом ранее, и привез в Маранелло чемпионский Кубок – последний на данный момент для итальянцев.
Сегодня чемпион 2007 года рассматривается не иначе как явный второй номер на фоне более молодого и титулованного Себастьяна Феттеля. Он по-прежнему способен демонстрировать высокую скорость и претендовать на победы в гонках, что продемонстрировал в минувшем сезоне в Монако и Венгрии, но теперь он больше работает на командный результат.
Все говорит о том, что финн смиренно принял свою новую роль в коллективе. Но проблема в том, что многие сегодня сомневаются и в его пользе для команды в качестве второго номера…
На протяжении всего прошлого сезона Маркионе не сбавлял своего давления на Райкконена. В июне, за два месяца до продления контракта с финном, он сказал: «Я думаю, Кими должен продемонстрировать чуть большую заинтересованность в процессе. Иногда мне кажется, что он слишком медленный. Но посмотрим».
В декабре, уже после объявления о сохранении Кими в составе на следующий год, Серджио вновь взял слово: «Когда всё в порядке, одно удовольствие наблюдать за его работой. Он обладает невероятной стойкостью. Но иногда такое ощущение, что он берет перерывы.
Ему необходимо обрести больше стабильности в результатах, и нам необходимо подобрать к нему ключи, чтобы он мог ехать так, как в Монако, и в остальных гонках».
Прошлый год был лучшим для Кими в плане набора очков с момента возвращения в Ferrari. В 2014-м он взял всего 55 баллов, годом позже его показатель увеличился до 150, 186 очков он набрал в позапрошлом сезоне и 205 – в минувшем.
Но баланс Кими в отношении набранных очков его напарником Себастьяном Феттелем не был впечатляющим.
В 2017-м Кими записал на свой счет всего 64,66% очков от показателя немца. Для сравнения, Валттери Боттас набрал 84,02% баллов в Mercedes по сравнению с Льюисом Хэмилтоном. И чтобы соответствовать выступлению соотечественника, Райкконену понадобилось бы на треть улучшить свои результаты. Это целая пропасть, и воплотить в жизнь такие планы будет невероятно трудно, особенно с учетом постоянного прогресса Валттери.
В то же время прошлогоднее соотношение очков Кими с напарником нельзя назвать провальным – лучше он выступал против партнера по Ferrari после возвращения в команду только в 2016-м, набрав 87,74% баллов из актива Феттеля.
Это было даже больше, чем Макс Ферстаппен и Даниил Квят смогли набрать против Даниэля Риккардо (82,81%), но не стоит забывать, что Red Bull пришлось менять состав прямо по ходу сезона. В том году самым плотным дуэтом была пара гонщиков Mercedes – Хэмилтон набрал 98,7% очков от результата Нико Росберга, проиграв борьбу за титул.
Что касается гоночного темпа, тут Кими явно стоит прибавить. В 2014-м он финишировал в среднем в 32,968 секундах позади напарника Фернандо Алонсо в тех гонках, когда оба доезжали до финиша.
Этот результат Кими улучшил до отставания в 10,142 секунды в первый год партнерства с Феттелем в 2015-м. Годом позже гандикап составил 11,836 секунды, а в минувшем сезоне остановился на отметке 9,483 секунды. Это отставание было немного меньше, чем в паре Red Bull, но на 7,365 секунды больше, чем в дуэте чемпионской команды Mercedes.
Так насколько же Райкконен хорош в качестве второго номера? Лучше всего его сравнить на этом поприще с Боттасом в Mercedes. Если взять результаты двух соотечественников в сезоне-2017 и исключить остальных пилотов, Валттери набрал бы 440 очков – на 99 больше, чем Кими. Гонщик Ferrari лишь в пяти гонках из 20 финишировал выше Боттаса – в 25% случаев. Это, казалось бы, не очень перспективно в свете борьбы Ferrari за Кубок конструкторов.
А если бы Райкконен всегда добивался максимального результата и финишировал в 2014-м и 2017-м сразу следом за своим напарником (Алонсо/Феттелем), как бы это отразилось на общей картине?
В 2014-м его набор относительно партнера увеличился бы на 76,4%, в 2015-м – на 28,0%, на 13,4% в позапрошлом году и на 33,7% – в прошлом. Таким образом, в минувшем сезоне финн мог потенциально набрать 274 вместо 205 – против 317 баллов Себастьяна.
В результате гипотетически Ferrari положила бы в свою копилку 591 очко вместо 522, но даже с учетом уменьшения очкового багажа Mercedes с 668 до 647 это не помогло бы Скудерии завоевать Кубок конструкторов.
В предыдущие три года разрывы также остались бы существенными, так что не стоит говорить о том, что именно Кими виноват, что Кубок конструкторов не приезжал в Маранелло уже долгих десять лет.
Прошлогодний Гран При Монако вообще был высшей точкой для финна после возвращения в Ferrari. Кими блестяще провел квалификацию, завоевав свой первый поул за девять лет. И в гонке он наверняка выиграл бы впервые за много лет, если бы стратеги Скудерии не вмешались и не выпустили вперед Себастьяна, который вел реальное сражение за титул.
Но этот этап был, скорее, исключением из правил, поскольку на протяжении большей части сезона Кими не удавалось показывать отменный темп на одном быстром круге. Все его субботние брифинги с прессой проходили в одном и том же ключе. Он раз за разом винил себя за небольшие ошибки, стоившие ему хорошего результата.
Неудивительно, что Феттель переиграл напарника в квалификациях со счетом 15:5 в сравнении с 13:6 у Хэмилтона с Боттасом и 13:7 у Ферстаппена с Риккардо.
Но если посмотреть на средние времена по субботам, принимая в расчет только заключительные сегменты, картина становится не столь пессимистичной. В сезоне-2017 финн в среднем уступал напарнику 0,335 секунды с круга, что лучше, чем отставание Валттери от Льюиса (0,401 секунды), но на 0,1 секунды хуже, чем у Даниэля с Максом.
В 2016-м Кими был гораздо лучшим вторым номером команды, на протяжении сезона в среднем отставая от Феттеля на 0,041 секунды. Это лучше, чем в парах Хэмилтон/Росберг (0,171 секунды в пользу британца) и Ферстаппен/Риккардо (0,287 секунды перевес австралийца). Так что Маркионе в целом прав, когда говорит, что скорость Райкконена никуда не исчезла, ее просто нужно снова найти.
Сезон 2018 года начинается для Кими с новостей о перестановках в команде. Финну понадобилось немало времени, чтобы собрать вокруг себя нужных людей из числа сотрудников Ferrari, но с уходом Дейва Гринвуда коллектив разрушился. Ожидается, что инженер по работе с информацией Карло Санти займет его место, но им предстоит еще сработаться.
Также финн не может не держать в уме слова Маркионе о том, что если они и в этот раз не смогут подобрать ключи к Кими, то предпочтут молодого гонщика. И решение Ferrari посадить в кокпит Sauber своего протеже Шарля Леклера говорит о том, что выбор у них есть.
Но Райкконен еще не сказал своего последнего слова в Формуле 1. Несмотря на свои 38 лет, он по-прежнему голоден до побед и способен меняться. Он даже аккаунт в Instagram завел, чтобы быть ближе к болельщикам.
«Я бы не остался на следующий сезон, если бы не хотел побеждать, – сказал финн не так давно. – Я по-прежнему люблю гоняться. Я и не покривлю душой, если скажу, что это единственная причина моего присутствия здесь. Я хочу быть в Формуле 1. Пока моя жажда побед не иссякнет, я буду делать всё возможное».
Райкконен рад верно служить Ferrari, но это не значит, что он согласен и дальше болтаться позади напарника. Каждое новое поражение раздражает Кими, но он быстро приходит в себя и двигается дальше.
Вряд ли он отправится в Австралию с мыслями о титуле, особенно учитывая статус Феттеля в нынешней команде Ferrari. Но он сделает всё, чтобы выиграть первую за долгое время гонку. И если не удастся, он попробует еще раз. И еще. Пока не сбросит этот надоевший ярлык второго номера...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько
Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7976/what-raikkonen-must-do-to-shrug-off-laggard-tag