Гран При России: Есть ли оправдание у Mercedes?

Владимир Башмаков
3 октября 2018 в 20:22
Фото: Mercedes F1

Почему без командной тактики в Сочи Льюис Хэмилтон мог бы финишировать шестым, а также может ли беспрекословно выполняющий указания сверху Валттери Боттас потерять место в Mercedes, рассуждает эксперт AUTOSPORT.com.ru Владимир Башмаков…

На трассе в Сочи, которая, казалось, должна подходить в первую очередь Ferrari, итальянская команда серьёзно уступала немецкой почти весь уик-энд. Уже в Сингапуре было видно, что инженеры из Брэкли «подружили» машину W09 с 90-градусными поворотами и мягкими шинами. Так что ничего удивительного в том, что именно пилоты Mercedes оказались на первом ряду стартового поля, не было.

Утром в воскресенье в боксах «Серебряных стрел» обсудили, как пилоты команды будут действовать, чтобы не уступить позиции Себастьяну Феттелю. И Боттас, выигравший поул, и Хэмилтон отлично сработали, оставив позади на старте пилота Ferrari.

Исход гонки решили пит-стопы. Финна зазвали на 13-м круге. Впоследствии он сохранил лидерство. А вот момент остановки Льюиса буквально проспали. Его не позвали на остановку на 14-м круге из-за того, что Тото Вольф отвлёк главного стратега Джеймса Воулза вопросом о возможных сценариях.

Подиум Гран При России © Агата Петина
Подиум Гран При РоссииФото: Агата Петина

Задачей Феттеля было смотреть на Хэмилтона и поступать наоборот. И когда Льюис не остановился – немец заехал. На этот раз тактика подкопа сработала. Британца в итоге зазвали кругом спустя, хотя первоначально планировалось сделать это сразу после Боттаса.

Себастьян хорошо провёл круги заезда и выезда из боксов и выжал всю энергию из батареи. Это позволило ему отыграть позицию у Льюиса и оказаться прямо перед пилотом Mercedes, когда тот выезжал с пит-лейна. Кроме этого, инженеры британца недооценили прибавку в скорости от новых шин. А дальше настало время игр.

В тот момент гонки лидировал Макс Ферстаппен, который пока ещё не остановился, Боттас был вторым, и его попросили притормозить Феттеля. На третьем секторе финн прибавил, чтобы Себ не получил право на DRS, но при этом немец оставался достаточно близко, и, находясь в турбулентном потоке, совершил ошибку в связке последних поворотов, заблокировав колёса.

Немец потерял импульс, и еще у него не было заряда в батарее, а Хэмилтон получил право на открытие крыла. Себастьян сдержал Льюиса позади очень жёсткой обороной на длинной прямой, но затем уступил позицию на выходе из длинного третьего поворота.

Себастьян Феттель © Агата Петина
Себастьян ФеттельФото: Агата Петина

Но на этом всё не закончилось. Так как Хэмилтон вынужден был атаковать, чтобы вернуть позицию, он немного перегрел шины. Резина Soft опасна, и мы прекрасно помним это после Монцы. Она не так быстро расходуется, из-за этого рабочий слой довольной толстый и в шине много движения. Она может перегреваться, что приводит к эффекту пузырения. Опасно это тем, что глубокие пузыри могут разорвать шину. Именно с этой проблемой столкнулся Льюис, и команде нужно было срочно решать, что делать дальше. Как признался Вольф, накануне они просчитали много сценариев, но такого у них не было. Наверное, потому, что в воскресенье, в отличие от пятницы, гоночный темп Ferrari оказался на уровне Mercedes.

Тото Вольф: Лучше я побуду плохим парнем, чем стану идиотом

Итак Вольф испугался, что, следуя за Боттасом, у Хэмилтона могут возникнуть сильные проблемы с резиной, и тогда он либо будет сильно экономить шины, и Феттель его пройдёт. Либо ему придётся останавливаться ещё раз, и он вернётся на трассу в районе шестой позиции.

Когда на 25-м круге дистанции Боттас получил команду пропустить вперёд напарника, он догонял Ферстаппена, до которого ему оставалось менее двух секунд. По словам самого Валттери, он не был к этому готов, якобы такой расклад не обсуждался накануне гонки.

Валттери Боттас: Приказ команды сбил меня с толку

Но Боттас не ослушался и демонстративно пропустил Хэмилтона. И хотя финн понимал, что дальше их едва ли снова поменяют местами, надежда, что Льюис вернёт ему позицию была, о чём свидетельствуют радиопереговоры ближе к концу гонки. Тем не менее, сам Льюис возвращать позицию не стал, в отличие от Венргии прошлого года. Он решил взять все очки, но явно чувствовал себя неловко за то, что отобрал у напарника заслуженную победу, к которой тот так долго шел в этом году.

Всё вышесказанное служит, скорее, оправданием для коллектива из Брэкли. Более того, командную тактику оправдывал даже Феттель. Наверняка, он и сам хотел бы получить такую поддержку. Если бы сейчас он всех осудил, то ему бы это потом при случае припомнили. Кристиан Хорнер и вовсе удивился, что в Mercedes заранее не обсудили такой вариант развития событий.

Но всё же, на мой взгляд, есть и моральная сторона. Можно часами говорить о том, что Формула 1 – это командный вид спорта и о том, что за заводскими коллективами стоят большие деньги, совет директоров и так далее. Но если совсем откровенно плевать в лицо зрителям, как это было сделано в воскресенье, то выхлопа от вкладывания больших денег в участие в чемпионате мира будет меньше.

Формула 1 уже сделала много важных шагов навстречу болельщикам. Можно много спорить и говорить, что это не шоу, а спорт, и зритель не самое важное. Но на самом деле это не так. Без зрителей гонки не нужны были бы спонсорам и крупным компаниям. Без них уровень Формулы 1 был бы намного ниже. Ниже были бы и зарплаты, которые «крутятся» в Ф1. За океаном это давно знают и ставят зрителя, который хочет видеть настоящую борьбу, на первое место.

Валттери Боттас © Агата Петина
Валттери БоттасФото: Агата Петина

Запас Льюиса Хэмилтона и так гигантский. Всем, кто говорит о том, что двух сходов будет достаточно, чтобы перевернуть все с ног на голову, хочется напомнить, что сейчас не 90-е и не начало 00-х. Сходы среди лидеров сейчас редкость.

Себастьян Феттель: Один или два схода Хэмилтона, и все изменится

Боттас же показал, что он не Росберг. Он и во второй части сезона был слабее по скорости, да и морально он слабее. Тото Вольф явно знал, что именно такой напарник нужен Хэмилтону и отлично понимал в январе прошлого года, кого берёт в команду.

Но так Валттери явно уступит место Окону. Как мне кажется, если бы он ослушался приказа из боксов, в стиле Ферстаппена, или хотя бы какое-то время спорил, то у него было бы больше шансов затем сохранить своё место, битва за которое началась уже сейчас. Он ошибочно считает, что тактика командного игрока сыграет в его пользу.

Отдельно в этой гонке хочется выделить Макса Ферстаппена, совершавшего великолепные обгоны. Стартовав в хвосте пелотона, к седьмому кругу он уже был пятым. Вдобавок к скорости и решительным манёврам, Макс обрёл больше мудрости и опыта. А ведь ему в день гонки исполнился лишь 21 год. Его прорыв напомнил мне прорыв Льюиса Хэмилтона на Сильверстоуне.

Макс Ферстаппеен © Агата Петина
Макс ФерстаппеенФото: Агата Петина

Red Bull обладал на этом Гран При хорошей скоростью. Без штрафа по моторам они, скорее всего, как и в Сингапуре, смогли бы составить конкуренцию Ferrari. И это при том, что в России они вернулись к двигателями Renault спецификации «B», которые уступают по мощности версии «C» примерно 20 л.с., что критично в Сочи, где пилоты проходят примерно 70% дистанции круга газ в пол. Но, похоже, Макс не просто так сказал, что у них сейчас лучшее шасси в пелотоне.

Сергей Сироткин: Мы провалили этап, но не по своей вине

Что касается Сергея Сироткина, то штрафы соперников за замену моторов и коробок открывали для него большие перспективы. Старт пилот Williams провёл хорошо, но перед вторым поворотом он оказался зажат между двумя гонщиками, одним из которых был Сайнс. Машина россиянина была повреждена, после чего темп Сергея стал на 1-1,5 секунды медленнее, чем по ходу всего уик-энда. Пилот программы SMP Racing считает, что если бы не этот инцидент, у него был шанс побороться за очки.

Домашние Гран При в этом году не щадят никого, достаточно вспомнить гонки в Монце и Сильверстоуне. Следующий этап пройдет в Японии уже в эти выходные, посмотрим, как на нем выступит Honda.

Сергей Сироткин © SMP Racing
Сергей СироткинФото: SMP Racing

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle