Как Ferrari навсегда поссорила Жиля Вильнёва и Дидье Пирони

Иван Беликов
25 апреля 2020 в 20:31
Фото: ©WRI2

В скандале на Гран При Сан-Марино-1982 и его последствиях принято винить одного конкретного человека. Но всё сложнее, чем кажется...

На домашний этап в Имолу 25 апреля 1982 года команда Ferrari приехала не в лучшем настроении. После трех первых гонок сезона на счету подопечных Энцо Феррари был всего-навсего один балл: Жиль Вильнёв дважды сошел, а в Лонг-Бич был дисквалифицирован из-за несоответствия машины регламенту, тогда как лучшим достижением Дидье Пирони было шестое место в Рио. Скорость у Ferrari 126-C2 была, о чем свидетельствовали результаты предсезонных тестов, но не хватало надежности.

Впрочем, тревожная атмосфера царила не только в стане Ferrari. Как раз перед началом того гоночного уик-энда политический конфликт между FISA и FOCA достиг пика. Четыре команды в знак протеста отказались от участия в Гран При, поэтому на старт вышли всего 14 пилотов.

Старт Гран При Сан-Марино-1982 © badgergp.com
Старт Гран При Сан-Марино-1982Фото: badgergp.com

Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Но, наверное, всё было бы совсем по-другому, будь на старте в Имоле машины фаворитов чемпионата McLaren и Williams, а также Brabham и Lotus.
Ведь, по сути, единственным серьезным конкурентом «Красных» в тот уик-энд оказалась Renault. В квалификации ближайшего соперника Микеле Альборето на Tyrrell гонщики Ferrari опередили на 2,5 секунды.

Одна дуэль – два разных настроя

Жиль Вильнёв и Дидье Пирони © @TotalRacingGR
Жиль Вильнёв и Дидье ПирониФото: @TotalRacingGR

К заключительной трети дистанции гонки Renault самоустранилась: Рене Арну и Ален Прост сошли из-за отказа мотора. Альборето ехал уже в полминуте позади. Поэтому дубль был почти гарантирован Ferrari. Но Скудерия вместо того, чтобы установить статус-кво между пилотами, вольно или невольно начала непонятную игру.

За последние 15 кругов Вильнёву и Пирони несколько раз показали пит-борд с надписью «медленнее». Оба подчинились, но привело это к неожиданному эффекту. Жиль замедлился, Дидье атаковал и вышел вперед. Жиль взвинтил темп и снова вышел вперед. С 45-го по предпоследний, 59-й круг таких перестановок было не меньше пяти. Проблема в том, что Жиль, будучи первым номером Ferrari, воспринял это как шоу на радость тифози. Пирони, видимо, не понял, что Вильнёв ему поддается и боролся что есть силы. По другой версии, француз всё понял, устроил игру в кошки-мышки и уже построил коварный план на последний круг.

Как видел ситуацию командный мостик Ferrari? Видимо, там недооценили ситуацию и подумали, что в поддавки играют оба гонщика. В противном случае Жилю и Дидье приказали бы оставаться на своих местах, так ведь? Возможно, сказалось отсутствие топ-менеджеров: главный конструктор Мауро Форгьери не приехал на Гран При по семейным обстоятельствам, а спортивный директор Марко Пиччинини решил досмотреть гонку с трибуны.

Тот самый пит-борд с указанием «медленнее» за круг до финиша © @RetroRacingCo
Тот самый пит-борд с указанием «медленнее» за круг до финишаФото: @RetroRacingCo

В итоге ситуация вышла из под контроля. На последнем круге Пирони атаковал расслабившегося Вильнёва и поставил точку в этой никем непонятой дуэли. Сам он всегда говорил, что приказа оставаться на своем месте не было и потому он мог обогнать. Но Жиль расценил это как предательство. После финиша он выглядел мрачнее тучи и на подиуме не подал руки тому, кого раньше считал не просто напарником, но и другом. «Я объявляю ему войну! Никогда больше не заговорю с ним! Я ему ещё отомщу», – заявил канадец в отчаянности. Отомстить не получилось, а обещание больше никогда не заговорить с Пирони оказалось пророческим...

Трагедия в Зольдере

Машина Жиля Вильнёва после аварии в Зольдере © eurosport.com
Машина Жиля Вильнёва после аварии в ЗольдереФото: eurosport.com

Две недели спустя после драматичной развязки гонки в Имоле Жиля Вильнёва не стало. В квалификации перед Гран При Бельгии в Зольдере канадец налетел на медленного ехавшего Йохена Масса. Ferrari взмыла в воздух, ремни безопасности порвались из-за высокой перегрузки, и Жиля выбросило из машины. В тяжелом состоянии он был доставлен в больницу, где через семь часов скончался.

Вопросы о причинах той трагедии до сих пор остаются открытыми. Рисковал ли Жиль потому что хотел любой ценой превзойти своего нового врага или просто ехал в типичном для себя рискованном стиле? У четырехкратного чемпиона мира Формулы 1 Алена Проста сомнений нет...

«В перерыве между этапами в Имоле и Зольдере Жиль несколько раз звонил мне, – вспоминает француз. – Он всё время говорил про Пирони. Я никогда раньше не видел его таким злым. Поэтому у меня с самого начала не было ни малейшего сомнения, почему произошла эта авария…»

Печальная судьба Дидье Пирони

Авария Дидье Пирони в Хоккенхайме © projetomotor.com
Авария Дидье Пирони в ХоккенхаймеФото: projetomotor.com

В глазах многих Дидье Пирони все-таки оказался предателем, а после трагедии в Зольдере болельщики Ferrari в открытую обвиняли его в гибели Жиля.

Несмотря на весь негатив вокруг, Пирони стойко держался и до заключительной части сезона был едва ли не главным претендентом на титул. Благодаря четырем подиумам и ещё одной победе он лидировал в чемпионате за пять этапов до конца сезона. Но в дождевой квалификации Гран При Германии Дидье попал в аварию, очень похожую на трагичную аварию Жиля Вильнёва. В пелене брызг он врезался в медленно ехавшего Алена Проста. Пирони получил переломы обеих ног и закончил сезон досрочно. Даже при пропуске пяти оставшихся Гран При он проиграл всего пять очков чемпиону Кеке Росбергу и стал вице-чемпионом.

На восстановление после аварии ушло четыре года. Дидье пытался вернуться за руль машины Формулы 1, в августе 1986-го провел тесты в Ligier, но последствия травм оказались слишком серьезными, чтобы снова выступать в Гран При. А через год, 23 августа 1987 года, он погиб в соревновании на катерах вместе со всем своим экипажем. Так что судьба Пирони получилась не менее трагичной, чем судьба Вильнёва. А, может быть, даже более трагичной...

В тихом омуте… Трагедия самого непопулярного нечемпиона Ferrari

Послесловие

В скандале в Имоле-1982 и его катастрофических последствиях виноват не только Дидье Пирони. Он, в конце концов, сполна расплатился за тот сомнительный обгон на последнем круге. Отчасти был виноват и сам Жиль Вильнёв: лидер Скудерии повел себя слишком наивно, забыв, что гонка заканчивается только с клетчатым флагом.

Но прежде всего за произошедшее была ответственна Ferrari. Команда устроила конфликт на ровном месте – в ситуации, когда надо было просто довести обе машины до финиша. В этом отношении Скудерия 1982-го ничем не отличается от Скудерии образца 2019-го. Вспомните прошлогодний Гран При России с совершенно ненужной перестановкой на старте и наш вывод в итоговом обзоре гонки: команда сама ведет Феттеля и Леклера к ссоре. То же самое произошло и на Гран При Сан-Марино-1982. Жаль, что привела эта беспечность к таким ужасным последствиям…

Жиль Вильнёв и Дидье Пирони в 1980-м. Канадец уже выступал за Ferrari, а француз – Ligier © auto123.com
Жиль Вильнёв и Дидье Пирони в 1980-м. Канадец уже выступал за Ferrari, а француз – LigierФото: auto123.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle