Pikes Peak: Лёб на самом краю
Себастьен Лёб превратился в ещё более значимого героя современного автоспорта после того, как смёл рекорд гонки по подъему на холм Pikes Peak на своём невероятном и зубодробильном Peugeot. Однако, как объясняет Дэвид Эванс, путь легенды WRC к этому достижению был не простым
После одного месяца подготовки в Америке и пяти во Франции всё свелось к восьми минутам езды вверх по крутому склону.
Но это всё пленило нас, не так или? Мы обязаны Себастьену Лёбу, как и Peugeot с Red Bull. Разве без их решения перевести стрелки на 25 лет назад и вновь взобраться на холм в Колорадо состоялось бы то, о чём мы говорим на протяжении последних нескольких недель?
Когда 208 T16 Pikes Peak впервые вывели на трассу, он заставил многих затаить дыхание, ибо это был настоящий зверь, но при этом зверь прекрасный.
Не было никаких сомнений в том, что данная машина была создана исключительно для героя. К счастью, Peugeot удалось одолжить этого девятикратного героя для своего детища. Но разве мог Лёб многого добиться всего лишь во втором своём соревновании в Америке за столько лет?
Должен признаться, я интересовался его мотивами. В чём был смысл? Что он хотел доказать? Он уже разбудил Северную Америку своим именем, брендом и блестящей победой на прошлогодних X-Games в Лос-Анджелесе. Так, зачем же ему соревнования по подъему на холм Pikes Peak?
Оказалось всё просто – у эльзасца, как и у многих из нас, была мечта, которая зародилась еще после невероятного заезда в исполнении Ари Ватанена на Peugeot 405 T16 в 1988 году. И француз очень хотел прочувствовать эти эмоции сам.
Приятно было знать, что, когда основная масса из нас пребывала в полуобморочном состоянии из-за звука двигателя его новой машины, пилот интересовался тем, будет ли ему достаточно комфортно в автомобиле, чтобы претендовать на рекорд гонки.
В частном разговоре он упоминал о грядущей нирване от ощущения соотношения мощности и веса машины, при котором на каждый килограмм приходится одна лошадиная сила. Но, ощутив мощность в 875 л.с. при весе машины, который лишь в десять раз превышал его собственный, в голове девятикратного чемпиона мира промелькнула тень сомнения.
Компьютер Peugeot выдавал информацию, что при 100% атаке дистанцию можно преодолеть за 8 минут и 15 секунд. Возможно ли было это?
Давайте взглянем.
Сидя на старте, Лёб до упора затянул ремень безопасности, а потом и вовсе сделал его ещё туже. Он вытянул руки и упёрся в спинку сидения. Еле заметно постукивая ногой, француз слегка ёрзал. Он был готов.
Человек в шляпе с энтузиазмом размахивает двумя зелёными флагами, и Лёб отпускает сцепление. Машина будто яростно вгрызается в асфальт по мере удаления. Как только происходит пробуксовка, он переключает скорость и даёт больше газа. Шум от этого становится только громче.
Он выходит из левого виража на третьей передаче и устремляется к правому повороту. Старт дан, и секундомер ведёт отсчёт.
Скорость огромна уже с самых первых метров. Правый поворот пройден без проблем, как и следующий. Себ слегка сбросил обороты, но без перехода на пониженную передачу. На протяжении почти полуминуты Лёб, будто, действует полностью автоматически. Крутящий момент его 208 T16 таков, что на апексе он может отпустить газ, а затем вновь нажать его после виража и моментально обратно получить всю мощность.
Прошло 57 секунд, прежде чем Лёб вернулся на третью передачу. Первая шпилька довольно необычная: в середине поворота на первой скорости необходимо нажать газ в пол. Сцепление с трассой просто феноменальное – будто супер резина Michelin своим вращением может остановить планету в попытках забросить француза на высоту в 3000 метров.
После поворота становится очевидно, что Лёб отлично знает трассу. Прямо по курсу находится вираж, похожий на быстрый поворот после медленного участка, при выходе из которого Лёб дважды дёргает правый подрулевой переключатель, немедленно повышаясь с первой передачи на третью. Дело в том, что второй участок оказывается затяжным поворотом, который важно проходить на высоких оборотах не меняя передачи, чтобы стабильность машины оставалась постоянной на всем радиусе поворота.
За девяносто секунд пульс Лёба увеличился с 92-ух до 172-ух ударов в минуту.
Выходит, он человек...
Всё больше и больше разогревается резина на Peugeot, всё раньше и раньше Себ агрессивно нажимает на педаль газа в середине поворотов. Прошло четыре минуты и декорации меняются. На высоте 4000 метров деревья резко пропали: эльзасец на шестой передаче летит по прямой вокруг бахромы вершин стометровых сосен. На внешней стороне виражей появляется много свободного пространства. Это и есть начало участка, на котором Ари Ватанен описал пилотирование как 'спокойное, но в полный газ'.
Именно здесь становится по-настоящему страшно. За дорогой в буквальном смысле нет ничего. Лёб замедляется до третьей передачи, но продолжает двигаться на пределе. Торможение захватывает дыхание, а аэродинамика работает просто восхитительно. Степень повышения скорости поражает, как и механическая способность машины удерживать гравитацию. Раз за разом 208 T16 скользит по краю забвения, контролируемая тем, кто полностью верит в себя и в возможности техники.
И каждый раз машина даёт то, что нужно. Она точна в каждом повороте, без намёка на занос или даже небольшое скольжение. Лишь мощность. И совершенство.
После шести с четвертью минут дорога проходит по вершине плато. Лёб пересекает этот участок, постоянно упираясь в отсечку своего V6. Снаружи звук изменился. Исчезли резкие щелчки переключения передач. На мгновение машина звучит как пулемёт, выдавая весь заложенный в неё максимум мощности. Неудивительно, что на этом участке Лёб приближается к собственному предельному значению в 188 ударов в минуту.
Ближе к финишу асфальт становится более грубым и неоднородным. 208 T16 уже не чувствует себя, как в своей тарелке: в медленных поворотах обороты растут, появляется пробуксовка.
Последняя правая шпилька находится на высоте 4272 метра. Внешняя сторона виража усыпана зрителями. К счастью для них, Лёб все также смел на торможениях, как и во все предыдущие восемь минут заезда.
И вот после 8 минут 13,878 секунд на финише его ждет флаг: клетчатый чёрно-белый заменяет обычный зелёный.
Эльзасец отпускает педаль газа и победоносно сжимает левый кулак. Затем он освобождает себя от ремней безопасности и поднимает правый.
С камер внутри машины и для зрителей снаружи заезд был похож на беспроблемную небольшую прогулку от подножья на вершину. Но в дальнейшей беседе с Лёбом чувствовалось, что он выложился полностью.
Отправился бы ли он куда-нибудь, если бы чувствовал себя некомфортно?
Похоже на то. К счастью, девятикратный чемпион обладает врождённой способностью, которая просто не позволяла ему никогда выступать за пределами его зоны комфорта. Конечно, были в его карьере моменты, когда он, казалось, раскалывался, - например, Ралли Финляндия в 2008 году – но ставки, как в физическом, так и в моральном плане, в Колорадо были крайне высоки.
Лёб принял все условия и пролетел вдоль обрыва. Он взял 100% от Peugeot и смог выдать на горе ещё больше.
Более того, француз обеспечил Peugeot и Red Bull прекрасную историю, которую те жаждали получить.
Но после того, как он спустился с небес на землю и рассказал обо всех рисках, которые взял на себя, пилот, в конце концов, проявил себя как человек.
Суперчеловек.