Что случилось с Грожаном? История взлёта и падения французской надежды
Переходя в Haas, Ромен мечтал оказаться в Ferrari, а в итоге похоронил карьеру...
Перед Гран При Португалии Ромен Грожан объявил, что покидает команду Haas в конце текущего сезона. Пока неизвестно, чем будет заниматься 34-летний француз в будущем, однако почти наверняка мы больше не увидим его в Формуле 1. А ведь когда-то Ромена называли главной надеждой Франции в Больших Призах. Когда же всё пошло не так?
Ромен Грожан: Штайнер сказал, что Haas нужны деньги
Два дебюта Ромена Грожана
Ромен Грожан появился в Формуле 1 в 2009 году, когда команде Renault на фоне разразившегося «крэшгейта» потребовался новый пилот — продолжать работать с Нельсиньо Пике по понятным причинам стало невозможно. Сев в совершенно незнакомую машину, француз сенсаций не сотворил — на финише он был в лучшем случае 13-м и не набрал ни одного очка. Впрочем, куда более опытный Джанкарло Физикелла тоже ничего выдающегося продемонстрировать не сумел, когда перешел в Ferrari в конце того сезона.
К сезону-2010 команда из Энстоуна перешла под руководство Жерара Лопеса и Эрика Булье, но места в ней для Грожана не нашлось: новым лидером Renault стал Роберт Кубица, а в качестве молодого пилота выбрали россиянина Виталия Петрова. Грожан, который годом ранее опережал Петрова в GP2, вынужден был вернуться в молодёжные серии.
12 лет истории GP2: От Нико Росберга до Пьера Гасли
Француз, проехав лишь полсезона, уверенно выиграл серию AutoGP, затем оформил второй титул в азиатской GP2, а в сезоне-2011 вместе с DAMS за явным преимуществом выиграл титул основного первенства GP2. После этих успехов Эрику Булье ничего не оставалось, кроме как вернуть своего протеже в Большие Призы в 2012 году.
Гран При Австралии-2012 стал для Грожана своего рода вторым дебютом, но в этот раз гонщику повезло больше. Lotus E20 была куда более послушной и понятной машиной, чем Renault 2009 года, а ещё она очень здорово взаимодействовало с шинами. На четвёртом этапе сезона — в Бахрейне — Ромен занял третье место и завоевал свой первый из 11-ти подиумов в Формуле 1.
Выступая бок о бок с Райкконеном, Грожан сумел раскрыться: второе место в Канаде, третье на Хунгароринге и восьмое место по итогам сезона-2012. В 2013 году подиумов было ещё больше — шесть, включая серию из трёх подряд — в Китае, Японии и Индии. В общем зачёте Ромен завершил год на седьмой позиции и стал одним из наиболее перспективных пилотов на стартовой решётке, хотя в свои 27 был уже не то чтобы юниором.
Когда у Лопеса кончились деньги
Проблемы с деньгами у Lotus были ещё в 2013-м — команда с трудом расплатилась с Кими Райкконеном, завоевавшим две победы, и потеряла экс-чемпиона, который сбежал в Ferrari. Но в 2014-м сложности возникли не только с бюджетом — E22, запомнившаяся уродливым ассиметричным носовым обтекателем, была не слишком быстрой, да и двигатели Renault в первый сезон турбогибридной эры были тем ещё подспорьем. Лишь в трёх гонках эта машина сумела набрать очки, о подиумах теперь оставалось только мечтать.
В 2015 году с переходом на моторы Mercedes дела у Lotus стали налаживаться — Грожан и Мальдонадо относительно регулярно набирали очки, а в Спа Ромену удалось прорваться на подиум. Впрочем, было уже поздно — у Жерара Лопеса оставалось всё меньше денег на содержание команды, и бизнесмен решил обратно перепродать её Renault. А перед Гран При России Грожан объявил о том, что покидает Энстоун и с 2016 года присоединится к новому проекту — Haas.
Француз по-прежнему грезил победами и борьбой за чемпионский титул, но добиться этого можно лишь в составе топ-команды. Места в Mercedes и Red Bull были плотно заняты, да и своей молодёжи обеим командам хватало, зато Джин Хаас изначально пришёл в Формулу 1 в качестве клиента Ferrari и выстроил тесные связи со Скудерией. Именно шанс блеснуть в близкой к Маранелло команде и привлёк Грожана.
Haas F1 - самоубийство для Грожана?
Тем не менее это решение было риском и выглядело явным шагом назад: в первые годы от дебютантов не ждали высоких результатов и вспоминали неудачи предыдущих новичков — Caterham, Hispania и Virgin.
Ромен Грожан: Переход в Ferrari? Всё может решить один телефонный звонок
Взлет и проблемы Haas
Haas однако всех скептиков посрамила — две первые гонки Грожан закончил в топ-6 и расположился на пятой позиции общего зачёта. Затем, правда, результаты упали и набирать очки так часто пилотам не удавалось. Тем не менее дебют Haas произвёл хорошее впечатление, а сложная схема работы с Dallara и Ferrari доказала свою жизнеспособность.
В следующем году на место второго пилота пришёл Кевин Магнуссен, заменивший Эстебана Гутьерреса. Haas стала чаще набирать очки и сезон-2018 завершила на пятом месте в Кубке конструкторов. Позади, например, остались McLaren, Sauber и Toro Rosso, не говоря уже о провалившейся в подвал турнирной таблицы Williams. Кроме того, на сезон-2019 удалось заключить контракт с титульным спонсором — прежде Джин Хаас едва ли не в одиночку финансировал проект, что не лучшим образом сказывалось на его стабильности. Теперь дела пойдут ещё лучше?
Казалось, что Haas встала на ноги и скоро станет одним из сильнейших середняков чемпионата, но всё началось разваливаться. Во-первых, новое шасси Dallara получилось чрезвычайно капризным — на одном быстром круге Грожан и Магнуссен могли проехать быстро, но на длинных отрезках резина мгновенно выпадала из рабочего окна, а автомобили теряли сцепление и время.
На фоне слабых результатов уже посреди сезона устроил демарш титульный спонсор — одиозный Уильям Стори заявил в Twitter, что его компания разрывает отношения с Haas. Директорам Rich Energy пришлось извиняться за поведение своего босса, однако контракт всё же был расторгнут. Команду на себе вновь пришлось тянуть Хаасу.
Пилоты и инженеры пытались понять корни проблем и к середине сезона возникли хоть какие-то идеи о том, как сделать машину лучше. Но из-за сложной логистики оперативно переделать шасси в Dallara не удалось. Сезон-2019 оказался принесён в жертву 2020 году, но и в этом году Haas среди аутсайдеров — не только на длинных, но теперь и на коротких сериях кругов.
Для Ромена Грожана это означало, что свои первые очки француз набрал лишь на Гран При Айфеля — одиннадцатом этапе сезона. Это было худшее начало года для него за всю карьеру. Магнуссен, к слову, тоже лишь один раз финишировал в топ-10 — в Венгрии, где команда нарушила правила.
Без перспектив
Об уходе из команды Грожан объявил через неделю после этапа на Нюрбургринге. И как выяснилось, решение было принято ещё две-три недели назад — т.е. после этапа в Сочи, где француз намного быстрее Магнуссена износил шины и финишировал в пяти позициях позади напарника. Вряд ли именно это стало последней каплей, тем более, что и Магнуссен не сумел сохранить место в команде. Но именно в этом году стало очевидно, что затея Грожана провалилась.
Пять лет назад он рассчитывал обратить на себя внимание Ferrari, но когда в Маранелло решили расстаться с Себастьяном Феттелем, француза в числе кандидатов не оказалось — Скудерия выбрала Карлоса Сайнса. Тогда, в 2015-м, Грожану было 29 лет, сейчас — 34, и назвать его перспективным гонщиком нельзя.
Впрочем, нельзя сказать, что Грожан сам свой потенциал растратил. Француз выдавал неплохие результаты, когда техника позволяла, но тогда мест в Ferrari не было, а когда появились — о Ромене, беспомощно сражавшемся в конце пелотона, уже и не вспоминали. Но справедливо будет и вспомнить ошибки Грожана — и его столкновение с Магнуссеном в Великобритании и возвращение задним ходом прямо в группу соперников после разворота в Барселоне. К тому же, слишком уж часто француз оказывался позади напарника: поражение 8:13 в квалификациях и лишь восемь очков против 20 в сезоне-2019.
Подарив надежду французскому гонщику оказаться однажды в нужном месте, Haas де-факто эту надежду и похоронила. И теперь Грожан — после 11 лет (с перерывами) — готовится покинуть Формулу 1, так и не одержав ни одной победы...
Honda уходит из Ф1. Это удар по Red Bull, но ещё больше – по Формуле 1