Да начнутся игры! Как Остин стал ареной грандиозной тактической битвы Red Bull и Mercedes
Почему борьбы за победу могло и не быть, как Перес помог Ферстаппену и по какой причине Хэмилтон не смог атаковать? Отвечаем на эти и другие вопросы по следам Гран При США...
Макс Ферстаппен мог выиграть без борьбы
Вместо одной из лучших тактических схваток двух фаворитов сезона-2021 мы вполне могли увидеть скучную прогулку Макса Ферстаппена к победе. В субботу лидер чемпионата играючи взял поул, опередив Льюиса Хэмилтона на 0,2 секунды. Кто мог бы представить такой сценарий после первой пятничной тренировки, где голландец уступил своему принципиальному сопернику почти секунду. Да и новое оружие Mercedes, хитрая задняя подвеска, навело тень на интригу, причем не только Гран При США, но и всей концовки сезона.
Шах и мат, Red Bull: Mercedes снова обхитрила конкурентов
Однако в квалификации Red Bull Racing попала в настройки, подобрала ключ к работе шин, в отличие от конкурентов. На кочковатом асфальте Трассы Америк Mercedes не смогла реализовать преимущество от использования «умной» подвески, плюс W12 быстрее RB16B изнашивала шины и из-за ветра вела себя нервно в скоростных поворотах.
Поэтому если бы Макс не пропустил Льюиса на старте, то, скорее всего, умчался бы вдаль. Однако удержать лидерство не удалось. «Мы просчитались с выбором точки схватывания сцепления, от гонщика в этой ситуации ничего не зависело», – объяснил спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко.
Зачем Макс остановился так рано на первый пит-стоп?
Так называемая дельта для обгона на Трассе Америк в воскресенье составляла 1,2 секунды. В противном случае подобраться на дистанцию атаки было тяжело даже с открытой DRS. Естественно, у Макса Ферстаппена не было такого преимущества. Плюс, Льюис Хэмилтон был быстрее на прямых, а в чистом воздухе проблемы Mercedes с перегревом шин отошли на второй план. Потому Макс и держался на расстоянии 0,6-0,8 секунды без всякого шанса на обгон.
Можно сказать, баланс сил выровнялся. И вот тут начались тактические игры. Red Bull Racing первой нажала на спусковой крючок, позвав своего гонщика на пит-стоп на десятом круге, хотя в Pirelli прогнозировали длину первого отрезка на Medium в пределах 12-20 кругов. «Мы опасались, что Макс перегреет шины, застряв за Льюисом», – прокомментировал руководитель Red Bull Racing.
«Андеркат» сработал, но…
В краткосрочной перспективе ранний пит-стоп дал Максу Ферстаппену и Red Bull Racing ощутимое преимущество над Льюисом Хэмилтоном. Даже пробираясь сквозь трафик в лице Даниэля Риккардо и Шарля Леклера, причем на Hard, голландец умудрился за два круга отыграть у лидера гонки почти четыре секунды: 12-й круг он проехал на 1,6 секунды быстрее, 13-й – на 2,8. Но до финиша оставалось ещё 46 кругов при жаре под 30С и температуре асфальта под 40С. Проехать три четверти гонки с одним пит-стопом даже на жестких шинах в таких условиях было бы проблематично, не говоря уже о поддержании высокого темпа. «Мы всерьез думали провести три пит-стопа», – сказал спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко.
Mercedes, наоборот, в долгосрочной перспективе оказалась в выигрыше. Чем больше кругов Хэмилтон проехал бы на первом отрезке, тем легче ему пришлось бы дальше и меньше пришлось бы переживать за состояние резины, плюс он получил бы максимально высокую дельту для обгона на последних кругах. Командному мостику Red Bull Racing оставалось лишь надеяться, что конкуренты отреагируют на сумасшедший темп Макса на первых кругах после пит-стопа и не станут затягивать с остановкой.
Как Серхио Перес повлиял на стратегию Mercedes?
Помимо высокого темпа Макса Ферстаппена после пит-стопа, у «Красных быков» был ещё один способ надавить на конкурентов. К моменту своего пит-стопа на 13-м круге второй пилот Red Bull Racing Серхио Перес шел вторым и проигрывал Льюису Хэмилтону пять секунд. Так что учитывая, что «андеркат» давал преимущество до двух-трех секунд, действующий чемпион мира рисковал пропустить ещё и мексиканца, оставаясь на трассе до последнего. Разбираться с двумя пилотами «Красных быков» явно не входило в планы Mercedes, так что пришлось реагировать и звать Хэмилтона в боксы на 14-м круге.
«+8»
Даже разницы в свежести жестких шин в три круга Льюису Хэмилтону хватило, чтобы по ходу второго отрезка стремительно сократить отставание от Макса Ферстаппена – с 6,7 до 2,8 секунды. Понятно, что его конкуренту пришлось беречь резину и думать прежде всего о финальной части гонки. Но всё равно Макс дотянул только до 29-го круга. Впереди ещё оставалось почти столько же – 27, а ведь предыдущего комплекта Hard хватило всего на 19 кругов.
Что было ещё опаснее, Хэмилтон остался на трассе надолго. Перес к середине гонки уже отстал от британца на 11 секунд и угрозы, как на первом отрезке, не представлял. Так что пилот Mercedes оттянул свой второй пит-стоп по максимуму – до 37-го круга и на заключительный стинт получил преимущество по шинам в восемь кругов. Интересно, что гоночный инженер изначально поставил Льюису цель «+6», т.е. остаться на трассе на шесть кругов дольше Макса.
Как Макс Ферстаппен удержался впереди?
После второго пит-стопа Льюис Хэмилтон вернулся на трассу в 8,8 секунды позади Макса Ферстаппена. С учетом разницы в возрасте шин, он был быстрее голландца на 0,8 секунды с круга. В теории, за оставшиеся 19 кругов гонщик Mercedes мог не только догнать и обогнать пилота Red Bull Racing, но и оторваться к финишу на 6,4 секунды. По факту он был ещё быстрее: 2,6 секунды на 41-м круге, 2,3 на 42-м, 1,9 на 44-м, 2,5 на 47-м, 2,6 на 48-м, 2,9 на 49-м!
Казалось, что это приговор всем шансам Макса на победу, но на самом деле голландец не был «хромой уткой». Лидер гонки вел свою игру и ехал ровно в таком темпе, чтобы шин хватило для той самой дельты 1,2 секунды, когда Хэмилтон его догонит. И его расчет сработал, поскольку подобравшись на расстояние секунды к последнему кругу, пилот Mercedes не предпринял ни одной попытки атаки. «Удивительно, как Макс сберег шины», – восторгался после финиша Хельмут Марко.
Мало того, Ферстаппен даже лишил Хэмилтона возможности использовать DRS на прямой между 10-м и 11-м поворотами, показав лучшее время всей гонки на первом секторе и вырвавшись из зоны активации подвижного заднего антикрыла. Дело было сделано. «Он просто игрался с нами», – констатировали в Mercedes после финиша.