«Раз, и всё!» Пять самых коротких гоночных карьер в Формуле 1
Путь пилотов к Формуле 1 занимает в среднем 15-20 лет, а карьера может длиться всего несколько секунд и 200 метров…
Ещё до полноценного дебюта в Формуле 1 новичок Alpine Джек Дуэн оказался под угрозой увольнения. Новый фактический босс команды Флавио Бриаторе недоволен подписанием австралийца и хочет заменить его на более перспективного Франко Колапинто. Так что карьера сына пятикратного чемпиона мира MotoGP Джека Дуэна может оказаться очень короткой и продлиться всего пару гонок с учётом дебюта на Гран При Абу-Даби в конце прошлого года.
С другой стороны, антирекордсменом Дуэн-младший в любом случае не станет, даже если Бриаторе высадит его из команды до первой гонки сезона. Были в истории Больших Призов гонщики, которые в силу обстоятельств проехали в буквальном смысле считанные метры, а один вообще остался без места в команде ещё до дебюта. Следить за развитием событий в Формуле 1 можно онлайн в приложении БК Leonbets, которое можно скачать на сайте Betonmobile по ссылке https://betonmobile.ru/mobilnoe-prilozhenie-leonbets.
Марко Апичелла
Гоночная судьба бывает излишне жестока. Итальянец Марко Апичелла несколько лет трудился тест-пилотом в слабейших командах чемпионата Minardi и Scuderia Coloni. Так и не пойдя на повышение, он в 1993 году перебрался в японскую Формулу 3000, где на равных сражался с будущими победителями гонок Ф1 Эдди Ирвайном и Хайнцом-Харальдом Френтценом.
До «Королевских гонок» Апичелла добрался даже раньше Ирвайна и Френтцена – в конце 1993 года. Итальянца пригласили на замену уволенному ветерану Тьерри Бутсену в Jordan, причём на домашнюю гонку в Монце! Казалось бы, вот он заветный шанс. Техника команды Эдди Джордана худо-бедно позволяла заезжать в первую десятку и набирать очки, которые тогда присуждались первой шестёрке. Но куда там...
На пятничных свободных заездах дебютант разбил машину, а в квалификации занял 23-е место среди 26-ти участников, уступив полсекунды и четыре места напарнику Рубенсу Баррикелло. В гонке на следующий день Апичелла проехал 800 метров: в первом повороте он угодил в массовый завал из пяти машин и сошёл.
Эти 800 метров так и остались единственными в гоночной карьере Апичеллы в Формуле 1. Уроженец Болоньи вернулся в Японию, где гонялся вплоть до завершения карьеры в 2009 году.
Эрнст Луф
Антирекорд по километражу в гонках Формулы 1, впрочем, принадлежит не Марко Апичелле. Интересно, что этот невезунчик тоже проводил домашний Гран При, и звали его Эрнст Луф. К своим 46 годам немецкий пилот стал восьмикратным чемпионом Германии по мотогонкам и выиграл культовую автомобильную гонку Милле Милья за рулём BMW 328, причём построенного собственным инженерным подразделением Veritas.
С командой и машиной своей компании Луф вышел на старт домашнего Гран При Германии-1953 на Нордшляйфе. Со «скрипом» новичок прошёл квалификацию, заняв 31-е место среди 34-х участников, но лишь для того, чтобы сойти на самом старте. Через 200 метров после начала 410-километровой гонки на Veritas RS вышел из строя топливный насос.
Кто знает, может быть, Луф попробовал бы ещё раз через год, если бы не проблемы со здоровьем. Немцу диагностировали опухоль мозга. Он закрыл команду, компанию и сосредоточился на работе в инженерном отделе BMW, пока позволяли силы. В марте 1956 года Эрнст Луф ушёл из жизни в возрасте 48 лет.
Маркус Винкельхок
Кто пролидировал больше всех кругов за карьеру в процентном соотношении? Айртон Сенна? Нет, 35,6% от всей дистанции. Михаэль Шумахер? Нет, 30,3%! Льюис Хэмилтон! Даже близко нет — 27,5%! У Макса Ферстаппена этот показатель равен 30,2%. Кто же тогда этот чудо-гонщик? Маркус Винкельхок!
На своей домашней гонке на Нюрбургинге в 2007 году немец заменил уволенного из Spyker Кристиана Альберса. Чудес от 27-летнего тест-пилота никто не ждал, и Винкельхок до гонки был просто нигде. Все три сессии свободных заездов и квалификацию он завершил на последнем месте и стабильно уступал 1-1,5 секунды с круга даже напарнику Адриану Сутилю. Кто бы знал, что в день гонки этот невероятно медленный пилот напишет «историю» и установит рекорд, который не факт, что вообще когда-нибудь будет побит.
Перед стартом гонки на автодром в Эйфеле стремительно надвигалась чёрная дождевая туча, и Винкельхок оказался единственным, кто свернул за дождевыми шинами в конце прогревочного круга. Остальные участники бросились на пит-лейн только круг спустя, когда трек буквально затопило. В результате новичок Spyker не просто вышел в лидеры, а получил запас в 40 секунд! Такова была цена своевременного перехода на дождевые покрышки в этих экстремальных условиях.
Сейфти-кар и красные флаги из-за ливня «съели» весь сенсационный отрыв, а на рестарте на подсыхающей трассе Винкельхок за один круг откатился на восьмое место. Сказка закончилась, но к тому моменту Маркус успел пролидировать шесть кругов. Ещё через семь кругов немец вылетел с трассы и закончил гонку, но не бесславно! Эти 13 кругов остались единственными для него в Формуле 1. Как итог, процентное соотношение по лидерству и пройденным кругам составило… 46,5%!
Андре Лоттерер
Дебют звезды мирового автоспорта в Формуле 1 в 33 года — событие далеко не рядовое. К выступлению на Гран При Бельгии в августе 2014 года Андре Лоттерер трижды выиграл «24 часа Ле-Мана», стал чемпионом мира по гонкам на выносливость. Ещё три титула он завоевал в Японии: два – в SuperGT и один – в Суперформуле. Жаль, что с таким списком достижений немец заполучил лишь место в безнадёжной Caterham, да ещё и на одну гонку.
Команда отчаянно хотела заработать очки и решила сделать ставку на звёздного пилота, который в других категориях был очень хорош в дождь. А в Спа дождь – обычное дело. Ради Лоттерера в Caterham не постеснялись даже отправить на скамейку запасных своего основного пилота Камуи Кобаяши. Частично ставка сыграла. Кстати, чтобы гарантированно получать выигрыш в БК, необходимо делать ставки в легальных букмекерских конторах, список которых можно найти на сайте Betonmobile по ссылке https://betonmobile.ru/legalnye-bukmekerskie-kontory.
В дождевой квалификации Лоттерер хоть и стал предпоследним, но привёз секунду напарнику Маркусу Эрикссону, который в тому времени гонялся уже полсезона в Формуле 1. Увы, в день гонки от дождя не осталось и следа, а временный пилот Caterham не проехал и полного круга. По пути к «Автобусной остановке» машина потеряла мощность мотора, и Андреа ничего не оставалось, кроме как припарковаться на обочине.
Мог выйти Лоттерер и на старт в Абу-Даби в конце сезона. В Caterham предложили ему контракт на один этап, но немец предпочёл участие в WEC, гонка которого проходили в тот же уик-энд в Китае. Третьего предложения он не получил, да и команда Caterham в конце того года прекратила существование.
Луис Разиа
Что может быть хуже, чем всю карьеру идти к званию гонщика Формулы 1 и в итоге проехать считанные метры? Заполучить вожделенный контракт и ещё до первой гонки оказаться «выставленным на мороз»! Именно такая незавидная участь постигла Луиса Разию.
После вице-чемпионства в GP2 в 2012 году бразильский гонщик пошёл на повышение и заменил Тимо Глока в команде-аутсайдере Marussia в Ф1. В феврале 2013-го он провёл официальные предсезонные тесты в Хересе, и на этом всё. Оказалось, что гонщик не перечислил в срок спонсорские средства, которые исчислялись десятками долларов.
Позже стало понятно, что таких денег у Разии и не было вовсе. Хитрые менеджеры бразильца наобещали боссам Marrusia золотые горы и рассчитывали уже подписания своего подопечного собрать спонсорский пул, но не сложиось. Без денег 22-летний гонщик оказался не нужен команде, за две с половиной недели до старта сезона в Мельбурне соглашение с ним было расторгнуто. Другого шанса на дебют в Формуле 1 Разия не получил.
***
Компанию вышеперечисленным пилотам Джек Дуэн не составит, но насколько задержится австралиец в Формуле 1? Это вопрос открытый. Можно с уверенностью сказать, что при Флавио Бриаторе в команде, да и ещё с Франко Колапинто на скамейке запасных, дебютанту придётся нелегко. Особенно, если Джек будет выступать так же невзрачно, как на Гран При Абу-Даби-2024, где стартовал последним и финишировал предпоследним...