Русский механик в Формуле Е: Я получил прививку удовольствия!
Древнегреческий философ Аристотель сказал когда-то: «Город – это единство непохожих». В Древней Греции не было автомобилей, и тем более электричества, но если бы Аристотелю удалось побывать в паддоке Формулы Е, свое вечное высказывание он адресовал бы команде механиков.
Неприятности в команде Формулы Е Trulli на московском этапе начались задолго до решающего заезда. Сначала ногу повредила директор команды по связям с общественностью Сара Хернмарк. Но настоящей глобальной проблемой стало то, что в Москву не смог прилететь один из механиков. Из экстренной ситуации был найден экстренный выход. В итоге итальянца на российском этапе заменил наш отечественный специалист. Алексей Лебедев в свое время работал в команде Алексея Васильева, правда, в гоночной серии Ferrari Challenge. А так как в паддоке Формулы Е Леша оказался единственным русскоговорящим человеком, мы не могли пройти мимо. Тем более, что и для него это был первый опыт работы с электрокарами, а, следовательно, в конце рабочего дня русский механик из GT должен был просто «искрить» впечатлениями!
Особую изюминку этой ситуации добавляло то обстоятельство, что Алексей совершенно не владеет итальянским языком. Да и английский, как выяснилось, оказался ниже базовой комплектации. Удивительно, но это никак не повлияло на взаимопонимание в команде.
«Это вполне обычная ситуация, - объяснил Алексей во время одного из перерывов. – Большинство команд имеют интернациональный состав. Здесь в команде Trulli многие итальянцы не знают английского. Есть те, кто не говорит по-итальянски [Trulli Formula E Team зарегистрирована в Швейцарии. – прим. ред]. Но это не мешает понимать друг друга. Главное знать основные термины. Единственное, что действительно может внести путаницу – это метрическая система. Бывает, когда гаечные ключи в миллиметрах, а бывает когда в дюймах».
Со стороны работа бригады механиков выглядит очень слаженной. И при этом каждый занимается своим делом. В телетрансляциях можно увидеть, как во время пит-стопа каждый механик делает что-то одно. Кто-то откручивает гайку, кто-то снимает колесо, кто-то ставит новое и так далее. Во время пит-стопа каждый механик заточен под одно движение, и все это нацелено на сокращение временных потерь. Совсем другое дело – подготовка машины. Здесь также каждый делает что-то одно. Но что достанется именно тебе заранее неизвестно. Механик должен уметь все. И без лишних вопросов. Время – это самая большая ценность в боксах. Переспрашивать или долго искать нужный инструмент – непозволительная роскошь. Единство, которое демонстрируют своей работой механики гоночной команды, можно сравнить разве что с пчелами в улье.
В Формуле Е на пит-стопах не меняют резину. Здесь меняют целый автомобиль. Но все же переобувка шин на скорость – это одна из обязанностей механиков. Во время свободных практик, если стоит задача опробовать обе машины, колеса, как правило, оставляют те же. Схема работы такая: пилот, проехав несколько быстрых кругов на машине А, заезжает в боксы. С машины А снимают колеса и ставят на машину В. Пилот садится в машину В и проезжает еще несколько быстрых кругов. Так экономят резину.
«Конечно, в европейских командах все немного по-другому, - признается Алексей. - Каждый занимается своим делом. Здесь пилот и даже инженер никогда не подойдет к тебе и не начнет объяснять, что ты что-то делаешь неправильно. У них есть результат, и каждый думает, что бы такого сделать, чтобы его улучшить. У нас, особенно лет пять назад, во всем всегда винили машину. Нет результата – виновата машина. Когда Васильеву удалось съездить на несколько месяцев на стажировку за границу, он начал сбрасывать секунды по полторы.
Пилот готовит себя к гонке так же, как и механики готовят автомобили. У каждого свой режим. Например, Льюцци много общается с инженерами и телеметристами, пытается понять на каких участках, он может что-то изменить. А Трулли спит. И не потому что он ленивый. Просто в этом случае результат будет выше».
Техника безопасности – это важный аспект в работе с электрокарами. Здесь все немного более демократично, чем в Формуле 1 или в WEC. Например, нет ничего зазорного в том, чтобы носить на ногах кеды, а не высокие ботинки. Здесь нет бензина, поэтому не нужно одевать шлемы. Главную опасность представляет собой электричество. Автомобиль в Формуле Е – это большой аккумулятор на колесах. И в те секунды, когда его присоединяют или отсоединяют от блока питания, может проскочить искра. Не всякий ток смертелен, но всякий ток опасен. Если кто-то из механиков надел толстые резиновые перчатки и взялся за кабель, вокруг на пару секунд наступает тишина и спокойствие.
Если между заездами есть достаточное количество времени, как например, между квалификацией и гонкой, машину нужно обязательно помыть. Автомобиль разбирают и моют прозрачной жидкостью, по запаху сильно напоминающей ацетон.
«Это интересная традиция. И дело не только в чистоте. Пока ты моешь машину, ты все еще раз трогаешь своими руками. Если что-то где-то открутилось или разболталось, ты сможешь это поправить. Насчет уменьшения сопротивления воздуха я не уверен. Но вид чистой и грязной машины сильно отличается. Ведь любой автоспорт это еще и шоу», - уверяет Алексей.
Действительно, через полчаса после квалификации паддок напоминал овощной рынок. Только вместо редисок и картошки в брезентовых палатках находились дорогущие машины. Причем народу здесь прогуливалось столько, что позавидует любая ярмарка выходного дня. И чистый автомобиль выглядит куда как более аппетитно. Московский этап Формулы Е – это солидное мероприятие, и солидные гости здесь не редкость.
Даже на самых звездных гостей механикам отвлекаться некогда. Механики даже обедают на бегу. Булочки, чипсы, минералка – то, что не надо греть, и то, что не портится. Хотя наш герой Алексей к еде на работе относится с осторожностью:
«Поешь, а потом еще спать захочется! Лучше держать себя в тонусе. Но у всех по-разному. Я во время работы стараюсь есть реже».
Минут за сорок до старта боксы вдруг опустели. Машины покатили на стартовую решетку. И механики из парилки тентованных боксов выбрались на набережную реки Москвы. Алексей скажет потом, что минуты перед стартом - это не хлопотный, но очень нервный отрезок времени. Если вдруг вскроется какая-то недоработка, исправить ее будет уже невозможно. А в остальном единственная работа команды в данный момент заключается в укрывании пилота от солнечного света.
Затем 35 кругов гонки работают пилоты. Когда работают пилоты, механики отдыхают, а в нашем случае еще и делятся впечатлениями.
«Никогда раньше не работал с электромобилями. Поначалу думал, что это за гонки на шуруповертах?! Но очень быстро понимаешь, насколько серьезно здесь все организовано, - поделился Алексей своими впечатлениями. – Здесь в гараже такие инструменты, о которых мы могли только мечтать. Почти все можно измерить, любую проблему можно увидеть на мониторе. Ну и машины далеко не такие простые, как может показаться. Для меня работа здесь – это прививка удовольствия. Своеобразный укол радости. Очень много эмоций и все они положительные. Три дня пронеслись, как один. Тем более что работа заканчивалась в час ночи, а начиналась в шесть утра. Я живу в Зеленограде, поэтому на сон оставалось часа четыре».
Единственным негативным моментом оказался результат. Витантонио Льюцци уже на первых кругах совершил незапланированный пит-стоп. Ярно Трулли долго шел в очковой зоне, но из-за ошибки соперника на торможении, сошел с дистанции.
Пилоты после гонки отдыхают или дают интервью. Механики идут разбирать боксы. Все нужно сложить и подготовить к транспортировке. На это уходит часов шесть. Уик-энд заканчивается, когда собран последний чемодан. На следующий день Кремлевская набережная мало напоминает о том, что здесь еще вчера 20 электромашин дружно превышали допустимую скорость более чем в три раза, и им ничего за это не было. С места, где стоял гараж команды Trulli открывается прекрасный вид на Храм Василия Блаженного...