IndyCar: В преддверии Поконо

19 августа 2015 в 17:12

Сезон 2015 года серии IndyCar выходит на финишную прямую. Уже меньше чем через две недели мы узнаем имя нового чемпиона. Впереди у участников чемпионата две финальные гонки. Сезон закончится 30 августа, а финал пройдёт на дорожной трассе в Сономе, где также своё возвращение в IndyCar совершит Михаил Алёшин. Ну а перед этим на очереди у пилотов ещё одна интересная гонка – Поконо 500, которая пройдёт в ближайшее воскресенье.

Овал в Поконо во многих смыслах является поистине уникальной трассой. По ряду причин она особенная. Автодром принадлежит семье Маттиоли, а не компаниям-гигантам International Speedway Corporation (ей владеет семья Франсов) или Speedway Motorsports Inc. (компания Брутона Смита), которые владеют большей частью овальных трасс высшего уровня в Северной Америке. Несмотря на это, трасса исправно присутствует в календаре NASCAR Sprint Cup с двумя гонками, а в 2013 году на трассу вернулся IndyCar. Год назад дистанция гонки IndyCar в Поконо была увеличена до 500 миль. Это будет заключительная гонка «Тройной короны», в которую входят три 500-мильные гонки.

Трасса:

Протяжённость: 2,5 мили
Угол наклона в поворотах:
1 поворот — 14°
2 поворот — 9°
3 поворот — 6°
Дистанция: 200 кругов/500 миль
Рекорд круга: 360.285 км/ч, Хуан-Пабло Монтойя, 2014 (средняя скорость)
Дата открытия: 1971 год
Первая гонка IndyCar: 1971 год, победу одержал Марк Донохью
Давление в турбине: 130 кПа (как в Индианаполисе и Техасе)

Главная особенность трассы состоит в том, что тут только три вместо привычных для овалов четырёх поворотов. На стене при выходе из 3 поворота написано «What turn 4», что можно перевести как «Какой ещё 4-й поворот?». Да, это триовал в полном смысле этого слова, а не просто за счёт наличия дуги старт-финиш - как, например, в Дайтоне. И все эти три поворота — разные.

Если смотреть сверху, то трасса напоминает треугольный Индианаполис. Да и в целом создаётся такое впечатление. Очень уж трасса похожа на «старую кирпичницу». Протяжённость овала такая же — 2,5 мили. И один поворот тут даже скопирован с Индианаполиса - второй, где наклон составляет 9 градусов. Но если в Индианаполисе все повороты разные в нюансах - кому-то подходит поворот после длинной прямой, кому-то - после короткой, где-то перед тобой «вырастает» трибуна, где-то больше ветра, где-то больше кочек, то тут все три поворота на самом деле разные.

Три виража трассы в Пенсильвании скопированы с других трасс. Таким образом, у поворотов отличается и радиус, и угол наклона. Кстати, это одна из немногих трасс Северной Америки, где есть названия у поворотов и прямых.

Первый поворот «The Bowl» скопирован с овала в Трентоне, с четвёртого и пятого поворотов трассы. Именно с четвёртого и пятого, потому что в Трентоне был правый поворот на одной из прямых. Угол наклона тут составляет 14 градусов. Здесь самый высокий бэнкинг на всей трассе – 14 градусов. Радиус поворота 152 метра. Трасса в Трентоне существовала с 1900 по 1980 год. В последний раз IndyCar выступал на ней в 1979 году.

Оттуда гонщики направляются на самую длинную прямую трассы, которая называется «Long Pond» в честь «длинного пруда», который проходит параллельно этой прямой. Хотя, по сути, это не пруд, а водохранилище.

Второй поворот скопирован с трассы в Индианаполисе. Угол наклона тут составляет 9 градусов. Радиус поворота 262 метра. Этот поворот сейчас называют «Тоннель», потому как под ним проходит, собственно, тоннель доступа на трассу. Исторически этот поворот назывался «Инди». Из-за тоннеля в этом повороте много кочек.

Третий поворот «Big Bend» скопирован с виражей самой старой из действующих стационарных трасс в мире, открытой как ипподром ещё в 19-м веке. Первые гонки в Милуоки прошли в 1903 году. Тут наклон всего 6 градусов (хотя на самой Милуокской миле — 9).

Отдельно хочется отметить очень красивую природу вокруг трассы, так напоминающую родные края.

Стратегия — топливо и шины:

Топлива и резины под зелёным флагом тут хватает примерно на 30-32 круга. В отличие от дорожных и городских трасс, тут нет более мягкого и более жёсткого составов. Как и в Индианаполисе, шины на правой стороне будут жёстче, чем на левой, при этом левая передняя шина более жёсткая, чем левая задняя. Из-за асимметричной настройки подвески под «бэнкинг» (наклон в поворотах) шины изнашиваются неравномерно, что приводит к вибрациям иногда уже после примерно 16-го круга. Как и обычно, тут важно экономить резину и топливо, а также принимать правильные решения под жёлтыми флагами.

Настройки:

Пакет аэродинамики тут такой же, как в Индианаполисе, но допустимый диапазон по настройкам несколько иной.

Настроить машину в Поконо куда сложнее, чем в Индианаполисе и на любом другом овале. Машина на овальных трассах настраивается асимметрично, с учётом бэнкинга. Обычно самый кочковатый поворот служит своеобразной «гранью» того, насколько низко можно настроить машину. А сами настройки заточены так, чтобы днище было как можно ниже и параллельно трассе в центре поворота, где самые высокие нагрузки, поэтому правая сторона настроена выше, а колёса наклонены слева направо.

Загвоздка Поконо заключается в том, что все три поворота совершенно разные, о чём подробно было написано выше. При том, что даже у опытных инженеров не получается по-настоящему идеально настроить машину даже в Индианаполисе, в Поконо им приходится идти на куда больший компромисс в настройках.

Как и в Инди, тут сильные перегрузки, и очень высокие скорости.

Расклад сил:

В прошлом году победу в Поконо одержал Хуан-Пабло Монтойя. Это была его первая победа после возвращения в открытые колёса. А в этом году колумбиец, возглавляющий чемпионат, выиграл Инди 500.

В предыдущих гонках Монтойя несколько растерял своё преимущество в чемпионате, и теперь его запас над ближайшим преследователем составляет лишь 9 очков. В Поконо у Монтойи есть хороший шанс вновь укрепить свою лидерство перед финалом сезона.

Среди других фаворитов обязательно будут и напарники Монтойи по Penske, а также пилоты команды Ganassi, который заняли все три места на подиуме в 2013 году, тогда ещё в 400-мильной гонке. Скотт Диксон, победивший здесь два года назад, сейчас уступает Монтойе 34 очка и постарается подобраться ближе к колумбийцу в преддверии финала сезона.

Не будем забывать и о Грэме Рейхоле. В этой гонке для него крайне важен хороший результат, который позволил бы ему продолжить сражение за титул во время финальной гонки сезона. Именно Грэм стал победителем предыдущей 500-мильной гонки в этом году, которая прошла в Фонтане.

История:

старт гонки в Поконо в 1978 году
старт гонки в Поконо в 1978 году

Гонки IndyCar в Поконо стали проводиться в 1971 году. Традиционно тут проходила одна из 500-мильных гонок «Тройной Короны», в которую, помимо Инди 500 и Поконо 500, также входила гонка Калифорния 500, проходившая на трассе Ontario Motor Speedway, трассе-близнеце Индианаполиса (автодром был закрыт в декабре 1980 года) в Калифорнии. После закрытия Онтарио «Тройная Корона» больше не разыгрывалась до 2013 года. Единственным пилотом, кто смог выиграть в один сезон все три гонки «Тройной Короны», стал Эл Анзер-ст. в 1978 году.

Гонка Поконо 500 продолжала проводиться до 1989 года. В том году Эмерсон Фиттипальди прошёл свой лучший круг в квалификации со средней скоростью в 340.722 км/ч. Трассу критиковали за кочковатость и низкий уровень безопасности, в частности, за маленькие зоны безопасности внутри трассы, и в итоге в 1990 году трасса в Поконо покинула календарь IndyCar.

В 2013 году треугольник Поконо вернулся в календарь cерии с 400-мильной гонкой. Также год назад была возрождена традиционная «Тройная корона», а за победу во всех трёх 500-мильных гонках можно получить $1 000 000. Место «Западного Индианаполиса» (так называли трассу Онтарио) теперь занимает 2-х мильный овал в Фонтане. В прошлом году организаторы вернули традиционную дистанцию для гонки в Поконо — 500 миль. Теперь это единственная 500-мильная гонка на данной трассе (обе гонки серии NASCAR Sprint Cup с 2012 года сократили до 400 миль).

В следующем году «Тройная корона» разыгрываться не будет, так как календарь покинет гонка Калифорния 500 в Фонтане.

Интересные факты:
  • Улицы города Лонг Понд, где находится трасса Поконо, названы в честь знаменитых гонщиков: Эл Анзер Роуд, Донохью Драйв, Бобби Анзер Роуд, Андретти Драйв, и Андретти Роуд — улица, которая ведёт на трассу.

  • В NASCAR Sprint Cup это единственный овал, где пилоты переключают передачи. Некоторые пилоты считают, что это, скорее, дорожная трасса с тремя поворотами, а не овал. Кто-то называет Поконо «roval» — от road course (дорожная трасса) и oval.

  • Все объекты трассы работают на солнечной энергии.

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru

ПОЛОЖЕНИЕ В ЛИЧНОМ ЗАЧЕТЕ:{ .red }
Поз.ПилотОчки
1.Хуан-Пабло Монтойя465
2.Грэм Рейхол456
3.Скотт Диксон431
4.Элио Кастроневеc407
5.Уилл Пауэр406
6.Себастьян Бурдэ379
7.Марко Андретти378
8.Джозеф Ньюгарден370
9.Тони Канаан354
10.Симон Пажно329
11.Райан Хантер-Рей304
12.Карлос Муньос303
13.Чарли Кимбол282
14.Такума Сато246
15.Габби Чавес229

Полная турнирная таблица

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle