Повлияли ли на результат в Сингапуре новые шинные правила?
Все были удивлены провалом безоговорочных лидеров сезона - команды Mercedes - в Сингапуре. Гэри Андерсон решил выяснить, повлияли ли на эту ситуацию новые шинные правила FIA и Pirelli.
Думаю, весь мир Больших Призов был немало шокирован на минувшем этапе в Сингапуре. Как явные лидеры последних полутора лет могли в одночасье растерять все свое преимущество?
И что стало тому причиной - специфика трассы, включающая высокую температуру воздуха и большое количество медленных поворотов, или то, что в Mercedes работают такие же люди, как и везде, и им свойственно ошибаться?
Для меня главный вопрос стоит так: действительно ли на трассе Марина-Бэй все соперники коллектива из Брэкли справились с настройкой машин идеально, и только лишь они ошиблись, или на то была свои причина?
Для того, чтобы разобраться в этом, нам придется проанализировать некоторые цифры.
Возьмем скорость быстрейших пилотов команд Mercedes, Ferrari и Williams в квалификациях прошедших этапов нынешнего сезона и вычислим интервалы в третьем сегменте сессии.
Я не стал брать Williams в Монако, поскольку для команды тот уик-энд сложился просто ужасно - ни один из пилотов не пробился в третий сегмент квалификации. Кроме того, в единственном случае в сезоне, когда темп задавали не пилоты Mercedes, за образец я буду брать именно их для чистоты эксперимента.
Австралия (soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +1.639%, Williams +1.611%
Малайзия (medium - сравнение с Q2)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.251%, Williams +1.176%
Китай (soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.945%, Williams +1.224%
Бахрейн (soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.444%, Williams +0.875%
Испания (medium)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.918%, Williams +1.196%
Монако (super-soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +1.000%
Канада (super-soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.835%, Williams +0.953%
Австрия (super-soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.519%, Williams +1.077%
Великобритания (medium)
Mercedes 0.000 - Ferrari +1.226%, Williams +0.907%
Венгрия (soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.877%, Williams +1.465%
Бельгия (soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +1.459%, Williams +1.250%
Италия (soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari +0.297%, Williams +0.668%
Сингапур (super-soft)
Mercedes 0.000 - Ferrari -1.362%, Williams +0.362%
Я включил в сравнение Williams, поскольку она является второй по скорости командой в пелотоне с двигателями Mercedes и регулярно пробивалась в третий сегмент, за исключением Монако. Это позволит нам сравнить характеристики силовых агрегатов и даст ответ на вопрос о том, должны ли были в Mercedes что-то менять в Италии с целью повысить безопасность с учетом проблем у Нико Росберга.
Вплоть до этапа в Сингапуре считалось, что машина Mercedes способна показывать скорость на любом типа трасс и с любым составом резины. Да и погода им была нипочем - холодно, жарко, идет дождь - они все равно были впереди.
Но в Сингапуре все пошло не так - в квалификации быстрейший пилот Mercedes уступил представителю Ferrari 1,362%, тогда как двумя неделями ранее в Монце он был быстрее на 0,868%. Суммарный откат назад на 2,224% - это настоящая пропасть для Формулы 1.
Я понимаю, что в неудачный день команда может отстать максимум на один процент - как мы видели в случае с той же Ferrari, но два с лишним процента спада... Для этого инженеры должны просто все сломать и собрать машину в неправильном порядке.
В Сингапуре Льюис был быстрее своего напарника по команде на привычные пару десятых секунды, тогда как пилоты Williams приблизились к лидерам чемпионата на дистанцию в 0,362%, при том, что в Монце их отставание в расчете на двух пилотов составляло в среднем 1,127%.
По этим цифрам кажется, что в команде Mercedes просто провели неудачный уик-энд и пошли навстречу соперникам, чтобы поддержать интригу в чемпионате.
Очевидно, реальная ситуация не так проста. Если взглянуть на гонки после этапа в Спа, когда Pirelli ввела новые ограничения на минимальное давление воздуха в шинах и максимальную температуру резины, можно заметить некоторую тенденцию.
До этапа в Монце отставание Ferrari от лидеров составляло +0,919%, а Williams уступала +1,173%.
В последних же двух гонках Скудерия вышла вперед на -0,532%, а отставание коллектива из Гроува сократилось до +0,515%. Это довольно серьезный прирост, которого нельзя было ожидать до этапа в Монце.
Какую роль могли сыграть новые ограничения по давлению?
Для начала стоит заметить, что температура резины и давление воздуха в покрышках тесно связаны, и именно поэтому в Pirelli ввели двойное ограничение. В компании заинтересованы в том, чтобы команды использовали как можно большее давление - но никак не ниже означенного минимума.
Если давление будет ниже нормы, то в моменты высоких нагрузок может повредиться каркас шины, что приведет к нежелательным последствиям.
Мы все знаем, что в момент проверки давления на стартовой решетке в Монце оно оказалось ниже нормы на обеих машинах лидеров, тогда как у пилотов Ferrari все было в порядке.
В результате было решено, что раньше не была четко оговорена процедура проверки показателей, и отныне все будет производиться более строго, что и было сделано к Сингапуру.
Когда команда ставит новый комплект шин перед квалификацией - особенно это касается самых мягких составов с максимальным сцеплением, которые и использовались в Сингапуре, обычно возникает трудность с тем, чтобы заставить работать передние шины в четком соответствии с задними для достижения идеального баланса шасси.
Если это сделать не удается, в команде повышают температуру передней резины.
Это помогает пилоту улучшить контроль над машиной с самого момента выезда с пит-лейна, но в реальности передняя резина просто становится чуть жестче и теряет определенный процент сцепления с дорожным полотном.
Второй вариант - снизить температуру задних шин. Но, как я уже упоминал выше, давление и температура идут рука об руку, так что снижение температуры задних шин приведет к падению давления ниже означенной нормы. Так что в Монце и Сингапуре такой подход уже нельзя было использовать.
К тому же, пилоты команды Mercedes зачастую в этом сезоне проезжали по два прогревочных круга перед тем, как показать квалификационный результат. Если в коллективе выработали определенные настройки с учетом давления в передних и задних шинах и используют их на протяжении всего сезона, то у них, естественно, возникнут проблемы с регулировками при введении новых минимальных значений.
Повторится ли эта ситуация в Японии? Для сохранения интриги в чемпионате это было бы очень даже неплохо...
В любом случае, в столь короткий перерыв между этапами на трассах Марина-Бэй и Сузука инженерам Mercedes пришлось поломать голову. Посмотрим, что они придумали.