Большое интервью: Маттиас Экстрём
Нынешний сезон DTM для двукратного чемпиона серии Маттиаса Экстрёма сложился непросто – швед начал выступления, поднявшись на подиум, но затем последовала череда нестабильных выступлений. Однако завершить чемпионат 36-летнему гонщику Audi удалось на высокой ноте – двумя блистательными победами в Зандворте и Хоккенхайме, которые позволили ему завоевать вице-чемпионское звание.
На финальном этапе DTM о прошедшем сезоне немецкой "кузовной" серии, а также о своих выступлениях в чемпионате мира по ралли-кроссу Маттиас Экстрём рассказал в интервью AUTOSPORT.com.ru.
Маттиас, поздравляем с отличным завершением сезона. После гонки в Занфдорте вы обмолвились, что это ваша лучшая в карьере победа. Это действительно так?
Маттиас Экстрем: По ощущениям – именно так. У нас была затяжная безвыигрышная серия [для Audi она длилась с прошлогодней гонки на Moscow Raceway, а для самого Экстрёма - с Валенсии-2011], поэтому было здорово наконец-то снова отпраздновать победу. Хотя у меня были и более насыщенные гонки, но в любом случае этот успех подарил массу приятных эмоций.
Но в Зандворте вам во многом повезло…
МЭ: Удача всегда нужна для достижения успеха. С другой стороны, в моей карьеры было и много невезения. Поэтому когда появляется удача, я стараюсь не упустить ее и использовать по максимуму.
Под невезением вы имеете в виду в том числе прошлогоднюю историю на Норисринге с бутылкой воды в закрытом парке?
МЭ: (Улыбается) Да мне и кроме этого частенько не везло. Но я вовсе не говорю, что чем-то недоволен в своей карьере и жизни – совсем наоборот!
Но в Хоккенхайме вам удалось выиграть уже не только за счет везения?
МЭ: Да, в этом плане победу в финале можно назвать более "настоящей", чем в Зандворте, потому что здесь не было фактора машины безопасности, который повлиял на результат. Поэтому я очень доволен, что нам удалось завершить сезон на столь высокой ноте.
Но самое главное – это не столько сами победы, сколько мой уровень выступлений в квалификациях. После тестов, которые мы провели перед этапом на Лаузицринге, нам удалось заметно прибавить и стабильно добиваться хороших результатов в квалификационных сессиях. Прежде именно с этим были основные проблемы, из-за чего мои стартовые позиции зачастую оказывались далеко от первых рядов.
В этом сезоне сложилась любопытная ситуация: на старт чемпионата вышли семь чемпионов предыдущих лет, но до вашей победы в Занфдорте ни одному из них не удалось победить. Не значит ли это, что в DTM пришло время смены поколений?
МЭ: Нет, я так не думаю. В DTM очень много быстрых гонщиков, а разница между успехом и поражением чертовски мала. На каждом этапе результаты очень плотные. Поэтому я бы не стал говорить, что молодые гонщики вытесняют более опытных – это не так.
Вы дважды становились чемпионом DTM, выиграли без малого два десятка гонок – насколько трудно было на протяжении трёх лет оставаться без побед?
МЭ: Это всегда тяжело. И чем старше ты становишься, тем лучше понимаешь это. Но зато чем дольше длится ожидание победы, тем слаще вкус успеха.
Я всегда стараюсь добиться максимума. Если есть шансы на победу – буду бороться за нее. Если максимум возможного – это второе место, то сделаю все, чтобы завоевать его. Поэтому я доволен, что удалось добыть по итогам сезона вице-чемпионское звание.
В этом году Марко Виттман поразил всех, уверенно выиграв титул уже в своем втором сезоне. Как вы считаете, что позволило ему добиться таких успехов?
МЭ: Главным фактором, на мой взгляд, здесь в том, что машина очень хорошо подошла его стилю пилотирования. Ведь Бруно Спенглер или Мартин Томчик – тоже очень быстрые пилоты, но им не удалось добиться такого же уровня выступлений. При этом пару лет назад назад сильнейшим в BMW был именно Спенглер, в прошлом сезоне, к примеру, очень силен был Аугусту Фарфус, но в этом году по сравнению с Виттманом он просто потерялся.
Каждая машина имеет свои характеристики, нюансы. И кому-то она подходит лучше, кому-то – хуже. Очевидно, что у Марко с новой BMW оказалось полная совместимость, что и предопределило его успех.
Если оглядываться назад, то какой момент вашей карьеры в DTM можно назвать самым запоминающимся?
МЭ: Моим самым ярким и приятным воспоминанием по-прежнему остается первая победа в DTM на этапе в Зандворте 12 лет назад. На втором месте – первый титул [в 2004-м]. Есть и еще несколько гонок, которые я никогда не забуду – в их число теперь могу внести и недавнюю победу в Зандворте. Так что эта трасса для меня особенная.
А какая трасса из тех, где вы выступали по ходу своей карьеры, является вашей любимой?
МЭ: Батерст в Австралии.
А как же Нордшляйфе, Маттиас?
МЭ: Безусловно, старый Нюрбургринг – это уникальная трасса, которую нельзя с чем-либо сравнить. Она вне конкуренции. Но, к сожалению, на мощной технике соревнования там уже не проходят. Поэтому из более, скажем так, традиционных трасс я остановил свой выбор на Батерсте.
Недавно была создана Ассоциация гонщиков DTM (DTMDA), вы оказались единственным пилотом из числа участников нынешнего чемпионат, кто в нее не вошел. Почему так – и что вы вообще думаете об этом профсоюзе?
МЭ: Я считаю, что главную ответственность все равно несут организаторы серии из ITR вместе с автопроизводителями. И в любом случае проводятся брифинги гонщиков. Знаете, чем больше поваров, тем хуже получается суп.
На мой взгляд, эта Ассоциация может быть полезна для обсуждений повышения стандартов безопасности, но что касается остальных вопросов, то я не вижу резона тратить свое время на эти дискуссии. У меня много других проектов – к примеру, ралли-кроссовая команда. Я рад, что есть люди, которые хотят этим заниматься, но мне это неинтересно.
Но все же, что бы вы лично хотели бы изменить в DTM?
МЭ: Как я уже отметил, мне не хочется тратить время на рассуждения об этом – в конечном счете, от моего мнения едва ли что-то изменится. Конечно, у меня есть собственное видение, но я бы хотел его оставить при себе. Это частное мнение.
В целом я считаю, что у DTM очень хороший базис. А успешная реализация возможностей – это задача организаторов серии, а не гонщиков. Решения принимают боссы.
Многие ваши коллеги критиковали правило обязательного пит-стопа. Вы разделяете их точку зрения?
МЭ: Я и это не считаю большой проблемой. Так или иначе, каждый год возникают какие-то проблемные вопросы, но нужно четкое понимание того, как их решать, чтобы не породить еще большие проблемы. Спешить здесь не стоит.
Вы пробовали себя в различных соревнованиях: в классическом ралли, NASCAR, V8 Supercars, ралли-кроссе. Скажите, выступления в DTM по-прежнему доставляет вам такое же удовольствие, как это было, скажем, десять лет назад?
МЭ: С одной стороны, да. Мне очень нравится принимать участие в работе по доводке техники, а также по душе высокий соревновательный уровень. Но есть и другая сторона медали: я далеко не в восторге, что мы проводим за рулем меньше времени, чем раньше – мне бы хотелось гоняться больше.
А в чем главное отличие нынешних машин DTM от тех, на которых вы выступали в этой серии в начале своей карьеры?
МЭ: Главное отличие – в аэродинамике и уровне прижимной силы, который в новых машинах куда больше.
А вам что больше по душе?
МЭ: Я предпочитаю меньшую аэродинамическую эффективность, поскольку так гонки, на мой взгляд, получаются интереснее. Но как я уже говорил, это только частное мнение. Моя работа – пилотировать ту машину, которую мне предоставляют.
Что думаете о новых двигателях, на которые DTM перейдет в 2017-м?
МЭ: На моей ралли-кроссовой машине как раз стоит четырехцилиндровый турбомотор, который мощнее нынешних силовых агрегатов DTM, так что я всячески поддерживаю переход на новые двигатели. Чем больше мощности – тем только лучше.
Если вы сами затронули эту тему, давайте поговорим о ваших выступлениях в мировом ралли-кроссе. Как вы оцениваете этот сезон?
МЭ: На мою команду в этом году легла ответственность представлять Audi в чемпионате мира по ралли-кроссу. Я считаю, что этот проект себя полностью оправдал, мы сумели добиться успешных результатов, которыми можем гордиться. И вообще я считаю, что у ралли-кросса – большой потенциал для будущего. Мне доставляет большое удовольствие выступать в этих соревнованиях.
Но вы не только выступаете в качестве гонщика, но еще и руководите собственной командой. Вам нравятся обязанности менеджера?
МЭ: Очень интересно взглянуть на автоспорт с разных сторон. Другой вид работы – это весьма любопытно. Могу сказать, что последний год я узнал куда больше, чем за пять предыдущих.
Когда встаешь у руля команды, то перед тобой появляются задачи и проблемы, о которых прежде, будучи просто гонщиком, ты даже не задумывался. Взять хотя бы сам процесс подбора персонала.
Как вы оцениваете свои шансы в ралли-кроссе?
МЭ: С точки зрения гонщика моим приоритетом остается DTM, поэтому в ралли-кроссе я выступаю только на отдельных этапах. Но при этом если взглянуть на результаты последних четырех ралли-кроссовых гонок – то я выиграл одну из них, дважды был вторым и только раз показал неважный результат. Думаю, это хороший показатель.
Что касается команды, то, считаю, у нас хороший потенциал. Уже в дебютном сезоне мы смогли продемонстрировать наши возможности, а в дальнейшим надеемся станем еще сильнее.
А что скажите о памятной борьбе с Петтером Сольбергом на немецком этапе, где по официальным данным вы уступили норвежцу в борьбе за победу всего 0,005 секунды?
МЭ: На мой взгляд, в ралли-кроссе должен применяться фотофиниш – сейчас этого нет.
Значит ли это, что вы не согласны с официальными итогами гонки и считаете, что пересекли финишную черту раньше?
МЭ: Да! (улыбается)
Ваше мнение о российском гонщике Тимуре Тимерзянове?
МЭ: В предыдущие годы он отлично справился со своей работой, но в нынешнем сезоне заметны проблемы. Однако в целом я считаю, что он обладает большим талантом и необходимой для популярности харизмой.
Тимур – отличный спортсмен и человек. Думаю, в следующем сезоне он снова будет очень силен.
Маттиас, позвольте задать хитрый вопрос: что лучше – DTM или ралли-кросс?
МЭ: Что касается гравия и трамплинов, тут равных ралли-кроссу нет. А если говорить о гонках на асфальтовом покрытии, то здесь лучше DTM (улыбается).
А как же классическое ралли, где вы тоже неплохо выступали?
МЭ: Это тоже интересно, но гнать одному в лесу довольно скучно. Мне больше по душе соревнования, где есть очная борьба – это по-настоящему захватывает.
У вас есть какие-то планы попробовать себя за рулем машин других гоночных категорий?
МЭ: Сейчас я вовсю тренируюсь в управлении детской коляской (улыбается). Если серьезно, то пока я полностью сконцентрирован на выступлениях в DTM и ралли-кроссе, а свободное время стараюсь проводить с семьей. Мне очень нравится наблюдать, как растут двое моих детей [у Экстрема годовалая дочь и трехлетний сын]
Сколько лет вы еще планируете выступать в DTM и других гонках?
МЭ: Сейчас я не могу ответить на этот вопрос. Мне бы хотелось гоняться как можно дольше. Пока я продолжаю получать от этого удовольствие и демонстрирую конкурентоспособные результаты – буду продолжать выходить на старт. Но назвать временные рамки не возьмусь.
О чем вы думаете, когда зажигаются стартовые огни светофора?
МЭ: Только о победе! (улыбается)
Беседовал Сергей Беднарук, специально для AUTOSPORT.com.ru, Хоккенхайм-Москва