Гран При Японии: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд и поставщиков – Пэт Фрай (Ferrari), Энди Коуэлл (Mercedes), Реми Таффен (Renault), Пол Монаган (Red Bull Racing), Ясухиса Араи (Honda), Джонатан Нил (McLaren)
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Господин Араи, можем ли мы начать с вас? Какова ситуация с проектом Honda? Работы идут по графику?
Ясухиса Араи: Прежде всего, спасибо вам за предоставленное мне место в центре. Приятно вновь принять участие в пресс-конференции, в последний раз меня приглашали в Шанхае. Всё идёт по плану, и я уверен, что в марте 2015 года мы выйдем на старт вместе с нашими партнёрами [из McLaren].
Хотели бы вы опробовать силовую установку на шасси McLaren до конца года? Есть ли у вас такое право?
ЯА: Все меня об этом спрашивают! McLaren и Honda работают вместе для того, чтобы создать экспериментальное шасси и на нём опробовать двигатель, но, к сожалению, пока чёткого плана у нас нет. Надеюсь, у нас получится провести запланированное испытание до начала следующего сезона.
Пока вы не можете сказать точнее? До начала сезона?
ЯА: Да, именно так. Это может произойти в конце этого года, в начале следующего. По крайней мере, мы так хотим.
Какие уроки вам удалось извлечь исходя из опыта других производителей силовых установок? Заметили ли вы какие-то области, в которых ваши конкуренты столкнулись с проблемами?
ЯА: Немного. В основном, информация нам не доступна. Очень сложно увидеть что-то конкретное по работе на трассе.
Однако вы видели большое количество отказов техники. Существует ли специфическая область, на которой вы сконцентрировали особое внимание?
Джонатан Нил: Если позволите, я помогу нашему партнёру. Как уже сказал Араи-сан, непросто сконцентрировать своё внимание на какой-то отдельной области. Honda и McLaren должны выполнить большой объём работы за короткий период. Если вы спросите Энди и Реми – я, конечно, не хочу отвечать за них, - но, вероятно, они скажут, что находились в такой же ситуации в аналогичный период времени год назад, когда шла подготовка [Red Bull racing и Renault] к переходу на двигатели V6.
Спасибо за разъяснения. Я хочу обратиться к сидящим на заднем ряду: пара вопросов для всех вас. Прежде всего, на каком этапе находится работа над двигателями следующего года? Реми?
Реми Таффен: Всё идёт по графику. Уже на протяжении нескольких месяцев мы ведём работы в данном направлении и имеем образцы для испытания на стенде. Думаю, мы избрали верный путь. Конечно, пока невозможно предсказать, достигнем ли мы желаемого результата, но пока ситуация такова, какая она есть.
Энди?
Энди Коуэлл: Мы постоянно занимаемся доработками с тех пор, как в феврале были заморожены все работы над двигателями. Мотор этого года мы использовали в качестве базисной основы, но наша финальная спецификация будет полностью готова только лишь в начале следующего года, а пока работы продолжаются.
Спасибо. Пэт?
Пэт Фрай: Наша история похожа на ту, что рассказал Энди. Как только все работы над двигателем были заморожены, мы старались добиться прогресса настолько, насколько это было возможно, чтобы улучшить все области работы силовой установки. Ещё столько всего предстоит сделать. Пока готова лишь незначительная часть спецификации мотора следующего года, и я думаю, ситуация одинакова для всех. В начале января всё станет более-менее ясно.
Могу ли я поинтересоваться ситуацией вокруг вопроса по разморозке работ над двигателем по ходу сезона? Как проходят переговоры вокруг этой темы? Реми?
РТ: На какой стадии находятся переговоры? В них участвуют более высокопоставленные специалисты, чем в данный момент присутствуют здесь. Мы в Renault полагаем, что картина не изменится. Как уже говорил Энди, мы работаем над двигателем следующего сезона. Большинство деталей будет совершенно иными.
Получится ли подготовить всё к старту чемпионата в Мельбурне, сказать непросто. Конечно, мы будем стараться изо всех сил, поскольку, чем больше компонентов приготовим к первой гонке, тем легче потом будет прогрессировать. Если возникнут дополнительные идеи по доработке двигателя, они пригодятся, так как работы не прекращаются весь год. Как именно мы добьёмся прогресса, не так и важно. Мы лишь будем использовать любую возможность, если такая представится.
А что вы думаете, Энди?
ЭК: Думаю, изменилась бы вся структура расходов. Мы заморозили все работы над двигателем в январе/феврале и начали действовать по 12-месячной программе. Если у вас при этом появляется какая-то небольшая идея или две – это уже является серьёзным изменением спецификации.
Реализовать идею можно только в новом двигателе, при этом он должен остаться достаточно надёжным, чтобы выдержать пять Гран При, и, если вдруг что-то пошло не так, вам придётся вернуться назад и перепроектировать всё снова, что будет стоить немалых денег.
Регламент был прописан несколько лет назад – он предполагает внесение изменений лишь раз в год. Мы должны тщательно исследовать вопрос, если хотим получить возможность делать это по ходу сезона. В любом случае, такое предложение отразилось бы на финансовой составляющей. Вероятно, инженеры и технические директора были бы рады такой возможности, но руководители финансовых отделов уж точно схватились бы за голову. Мы должны всерьёз обсудить все детали.
Пэт, а что думают в Ferrari?
ПФ: Мы продолжаем исследования весь год. Нет такой финальной точки, к которой мы стремимся – изыскания ведутся во всех направлениях максимально возможными темпами. Некоторые детали будут готовы в январе, некоторые, возможно, нет. И тогда, если мы не остановимся, то будем продолжать работать весь следующий год.
Объёмы доработок, которые можно будет осуществить в рамках технического регламента, неизменны. Просто есть вариант в определённых жёстких пределах внести какие-либо изменения один раз по ходу сезона. Думаю, финансовые последствия для нас не будут очень значительными. Как я уже говорил, в любом случае мы будем продолжать заниматься доработкой, а также повышать надёжность компонентов силовой установки.
Джонатан, мы услышали информацию о работах над двигателем. А как дела обстоят с шасси?
ДН: Как уже говорил господин Араи, мы ведём работы по разработке экспериментального шасси, чтобы проверить работу двигателя и трансмиссии. Кроме того в плане аэродинамики мы продолжаем дорабатывать текущую машину.
Пока нас не устраивают наши позиции, но мы практически уверенны в правильности выбранного направления, поскольку видим прогресс на трассе. Конечно, отставание от Mercedes не вызывает ничего кроме печали, так что работы предстоит немало. Мы с Эриком внесли изменения в организационную структуру, и я доволен эффектом. Все в команде сосредоточены на работе и движутся верной дорогой.
В прошлом году McLaren и Honda могли вместе работать над машиной на тестах несколько недель, но сейчас правила это не позволяют…
ДН: Мир с тех пор сильно изменился, и речь идёт не только о регламенте на двигатели, шасси, аэродинамических ограничениях – Формула 1 стала экономнее использовать ресурсы. Думаю, всё это хорошо для спорта.
У каждого из нас свой вызов, свои темпы развития. Работа над аэродинамикой ограничена тем, что мы у нас есть определённые временные рамки обдува модели в аэродинамической трубе. Не уверен, что они позитивно сказываются на снижении расходов, так как стоимость единицы времени работы в трубе резко выросла, но это уже другой вопрос. В целом же мы позитивно настроены относительно того, что двигаемся в правильном направлении и сможем построить конкурентоспособную команду.
И, наконец, - думаю, вы точно ждали этот вопрос – когда же мы услышим новости по поводу пилотов? Каков критерий их отбора на следующий сезон?
ДН: Это очень интересный вопрос, и ответ на него зависит от того, кого именно вы спрашиваете. Я расскажу свою точку зрения. У нас есть два отличных пилота [Баттон и Магнуссен], которые в этом году стараются изо всех сил, даже имея в своём распоряжении не всегда самую лучшую машину, но при этом стабильно прогрессируя. Здорово, когда у вас в команде есть чемпион мира, поскольку это придаёт уверенность и облегчает работу над машиной. Кроме того, приятно работать и с нашим [датским] Викингом.
Что касается планов по пилотам, то наши долгосрочные перспективы мы должны обсудить с нашими акционерами, коллегами из Honda – и понять, где мы хотим оказаться через два, три, четыре или пять лет. Какой хочет стать команда? Я читаю те же газеты, что и вы, и с интересом нахожу там, что все уже связаны какими-то контрактами, но это ведь Формула 1, и произойти может всё, что угодно. Я никогда не удивляюсь, если Ф1 взрывается какой-нибудь сенсацией.
Пол, на машине Себастьяна некоторые компоненты силовой установки уже являются пятыми по счёту. Как вы собираетесь справиться со сложившейся ситуацией? На каком этапе вы готовы принять штраф, когда возникнет такая необходимость? Сам пилот уже говорил, что наказание неизбежно. Расскажите нам подробнее.
Пол Монаган: Мы будем действовать по ситуации – настолько осторожно, насколько это возможно, с минимальными потерями в чемпионате. Несколько команд буквально дышат нам в затылок в борьбе за второе место в Кубке конструкторов, таким образом, мы будем изо всех сил стараться сохранять конкурентоспособность.
От гонки к гонке мы будем вновь анализировать ситуацию, чтобы понять все плюсы и минусы и рассчитать, сколь долго сможем продержаться, а также когда выгоднее получить штраф. В ближайшем будущем нам придется принять решение.
Если только не случится ничего не предвиденного до этого момента…
ПМ: Мы постараемся справиться и в таком случае.
Red Bull Racing понемногу сближается с вашим поставщиком двигателей, компанией Renault. Как происходит этот процесс? Какие выгоды вы получите?
ПМ: У нас всегда были более тесные отношения с Renault. Не забывайте, что вместе с ними мы неоднократно выигрывали Кубок конструкторов. Думаю, обе стороны выиграют от столь тесного сотрудничества. Если мы сможем предоставить им новые технологии, информацию, наши знания, то сможем взамен получить максимальный эффект, и это касается не только самого двигателя, но и его компоновки, а следовательно и эффективности. Такова наша цель, и мы работаем в этом направлении.
Насколько далеко вы в этом продвинулись?
ПМ: Процесс идёт полным ходом, и некоторые ранние проекты принесут плоды уже в следующем году. Мы дадим старт ещё нескольким идеям, и, как уже заметил Реми, когда все части мозаики сложатся вместе, сделаем большой шаг вперёд.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Господин Араи, сегодня появились слухи, что Алонсо подписал контракт с McLaren-Honda. Можете ли подтвердить это? И если нет, то насколько сильно хочет Honda заполучить Алонсо в следующем году?
ЯА: [Обращаясь с Джонатану Нилу] Должен ли я отвечать?
В McLaren-Honda знают, каким должен быть пилот, чтобы пилотировать нашу машину. Есть немало слухов, но Формула 1 – это 22 пилота. Все они достойны уважения, и McLaren-Honda, как и другие коллективы, стремятся заполучить лучших из них. Мы пока ещё не приняли окончательного решения.
Пэт, сегодня стало известно о том, что один из технических специалистов покинул Red Bull Racing, чтобы, вероятно, присоединиться к Скудерии. Означает ли это, что и Себ подписал контракт с Ferrari, о чём так упорно твердят слухи?
ПФ: Технический персонал… к нам за последние месяцы присоединилось несколько специалистов, но это как не связано с пилотами.
Господин Араи, насколько мы знаем, запланированная мощность вашего двигателя превышает 600 л.с. Удалось ли вам достичь этого показателя?
ЯА: Простите, но я никогда не называл ориентировочный показатель. Откуда у вас такая информация? Однако наша цель предельно ясна. В этом году мотор Mercedes является лучшим, и мы в следующем сезоне постараемся достигнуть того же уровня. Все понимают важность этой миссии и стараются добиться желаемого результата. Предстоит много работы.
Господин Араи, когда вы впервые объявили о своей программе, то допустили возможность поставлять моторы большему количеству команд с 2016 года. Ведутся ли предварительные переговоры с потенциальными клиентами?
ЯА: Пока нет, поскольку никто ещё не знает наш потенциал. Мы напечатали много визиток, но пока никто у меня ничего не просил.
Господин Араи, каковы для вас реалистичные цели на следующий год? Как вы думаете, на каком уровне окажется двигатель Honda? Считаете ли? что делаете достаточно для того, чтобы убедить лучших пилотов присоединиться к вашей команде?
ЯА: Работы идут полным ходом, но мы должны быть осторожны в оценках и стремлении достигнуть максимально возможной эффективности в течение следующих пяти месяцев, чтобы сравняться с лидерами. Нам нужно больше времени, хотя цель предельно ясна – мы хотим вместе с McLaren-Honda бороться за победу в чемпионате.
Пол, Эдриан Ньюи начинает постепенно отходить от своих привычных обязанностей. Какой будет новая техническая структура? Кто займёт его местоюи в следующем году?
ПМ: Насколько мне известно, сразу четыре человека разделят между собой обязанности Ньюи – Роб Маршал, Дэн Фэллоус, Пьер Ваше и я сам. У каждого из нас добавится работы. Эдриан же не уйдёт полностью, он всё ещё будет вовлечён в программу Формулы 1.