Гран При Бразилии: пресс-конференция в пятницу
Принимают участие представители команд и поставщиков: Пол Моннаган (Red Bull Racing), Пэт Фрай (Ferrari), Пол Хембри (Pirelli) Роб Смедли (Williams), Сэм Майкл (McLaren)
Пол Хембри, позвольте начать с вас. Мы сегодня увидели довольно любопытную ситуацию, выразившуюся в особенностях взаимодействия нового покрытия с выбранной на этот Гран При резиной – вы привезли составы Soft n Medium. Что нового вы сегодня узнали о работе шин при таких высоких температурах, достигавших 57-58 градусов по Цельсию?
Пол Хембри: Я бы сказал, что условия на трассе довольно значительно отличается от тех, которые мы видели в прошлом году. Шероховатости снизилась примерно на 50%, мы получили фактически гладкий асфальт. Утром было видно, как на его поверхности проступали пятна масла, но это нормально для нового покрытия.
В первой тренировке резина зернилась, однако этот эффект исчез по ходу заездов. Должен заметить, что температура под 60 градусов Цельсия – непростое испытание для состава Soft. Передние шины начали пузыриться. Неизвестно, какой будет погода в оставшиеся дни, но к таким условиям, как сегодня, не был готов никто. Поэтому у нас остаётся ещё немало вопросов.
Что вы скажете о шинах для следующего сезона? Каких показателей относительно тактики и скорости вы хотите достичь с новыми сликами?
ПХ: Мы не планируем значительных изменений. Наши инженеры занимаются изучением особенностей пятна контакта, что является нормальной деятельностью для любого производителя резины. Ну и относительно составов ничего кардинально не поменяется. Мы лишь немного изменим рабочий диапазон температур. Прежде всего, такой подход связан с тем, что нам ещё предстоит понять, чего добьются эти парни со своими машинами. У них был год, чтобы получше изучить регламент, и в следующем сезоне мы ожидаем, что все серьёзно прибавят.
Спасибо за комментарии. Роб, тот же вопрос и вам – но расскажите о ситуации с точки зрения команды. Что нового вы узнали сегодня относительно работы резины на новом покрытии?
Роб Смедли: Я согласен с Полом – характеристика покрытия по ходу дня значительно изменилась. Мы увидели много масляных пятен: машина Формулы 1 создаёт серьёзное давление на асфальт, поэтому жидкая субстанция и проступает на поверхность. Ситуация вполне нормальная. Как только этот процесс завершился, уровень сцепления вырос – мы увидели значительное улучшение результатов между первым и вторым комплектами резины.
В начале второй сессии температурой асфальта была на 17-18 градусов выше, чем под конец утренних заездов. В конце тренировки она достигла отметки в 56 градусов. Это довольно экстремальные условия. На старом покрытии при этом уровень износа был бы невероятно высок, поэтому все пилоты перешли на шины Soft. Лучшими в итоге оказались те, которые решили проехать один-два быстрых круга.
В случае же четырёх-пяти кругов, как это сделали мы, задняя резина начинала зерниться, а передняя – пузыриться. Это вполне нормальная ситуация для таких температур. Завтра и в воскресенье нас ждут иные условия. Да, пятница очень важна – информация, собранная сегодня, крайне полезна, но характеристики трассы за оставшиеся дни серьёзно изменятся.
Вчера во время пресс-конференции Фелипе [Масса] довольно позитивно оценивал последние шаги Williams. Команда долгое время находилась в середине пелотона, но теперь готова перейти в ранг победителя. Что необходимо сделать в плане изменения менталитета самого коллектива, чтобы он соответствовал уровню технического развития и результатов?
РС: Это долгосрочный проект. Необходимо изменить культуру и методологию работы команды. Когда я пришёл в Williams, было несложно перестроить процессы – это заняло считанные недели. Но повлиять на культуру гораздо сложнее.
Команда должна вновь почувствовать, что может побеждать. Яркие недавние примеры – это Mercedes и Red Bull Racing. Они начали свой путь в Формуле 1 с далеко не самой быстрой машиной и не идеальной структурой. И только потому, что на протяжении длительного времени над результатом работали одни и те же ключевые сотрудники, обе команды смогли построить практически идеальные шасси.
Того же самого мы хотим добиться и в Williams, Мы собрали отличную команду – у нас есть профессионалы, у нас есть молодые таланты, что также крайне важно. Дело и в том, что есть группа менеджеров, которые делают всю работу, и в высоком уровне всех сотрудников. Ещё многое предстоит сделать. Мы будем продолжать работать в том же направлении, и, надеюсь, результаты не заставят себя долго ждать.
Пэт, расскажите о том, как сложился день для ваших пилотов – Кими [Райкконен] завершил вторую тренировку в тройке, а вот на машине [Фернандо] Алонсо загорелся двигатель. Означает ли это штраф для испанца за его замену?
Пэт Фрай: Пожар случился с мотором, который использовался по пятницам, так как выработал свой ресурс. Я не сомневаюсь, что в подобной ситуации находятся все команды. Это никак не скажется на нашей подготовке к субботе и воскресенью. Нам предстоит немного поработать, чтобы устранить последствия возгорания, но там не всё так сложно.
Утром нас, как и других, не обошли проблемы с зернением, особенно они касались правого переднего колеса. Нам потребовалось некоторое время, чтобы справиться с ситуацией. Во второй части утренней тренировки проблемы исчезли, так как состояние трассы улучшилось. На машине Кими мы опробовали разные варианты настроек, и он, похоже, остался доволен.
По правде сказать, мы довольно долго пытались обеспечить ему желаемое поведение передней части машины и довольно близко подобрались к решению проблемы. Думаю, если нам предоставить дать ему послушную машину, Кими окажется в лидирующей группе.
Что касается работы на длинных отрезках, то здесь делать оценки непросто – две остановки заездов красными флагами помешали полноценной работе. Что касается Фернандо, то у него утром возникли похожие проблемы с зернением и общим балансом. Думаю, здесь все испытывают трудности с резиной. Нам не удалось с первой попытки проехать чистый круг, но, думаю, разница в скорости между составами не так значительна.
Расскажите нам о долгосрочном плане [руководителя команды] Маттиачии и о том, как он отразится на работе технического отдела.
ПФ: Нам требовалось остановиться, осмотреться, понять, что мы делаем и обдумать, что нам необходимо в долгосрочной перспективе. Хорошо, что мы определились. Некоторые изменения, которые были воплощены в жизнь, уже дают результаты в плане работы над машиной следующего сезона. Только время даст ответ.
Нам необходимо сократить серьёзное отставание от соперников, однако уже заметен позитивный импульс в техническом отделе – мы осуществили инвестиции в необходимые области. Это длительный процесс, но команда определённо на правильном пути, который должен привести нас к вершине.
Сэм, вы объявили о том, что заканчиваете свою многолетнюю карьеру в Формуле 1. Почему вы решили уйти из спорта? Каковы ваши планы?
Сэм Майкл: Прежде всего, я хочу сказать, что для меня было настоящей честью работать с настоящими мастерами своего дела – инженерами, техниками, пилотами, журналистами и всеми теми, кто создает Формулу 1. Мне повезло быть частью всего этого, и я наслаждался каждой минутой. Здесь работают фантастические люди. Это отличный пример того, как гонки объединили всех нас – таких разных по характеру, привычкам, темпераменту. Мы постоянно спорили по поводу технического и спортивного регламентов, или о том, кто, что и когда говорил. Но в конечном счете все мы здесь для того, чтобы сделать Формулу 1 лучше – и если бы Большие Призы были не такими, какие они сейчас, нас бы также не было.
Я проработал 21 год в четырёх разных командах, и теперь пришло время вернуться в Австралию. Я с нетерпением жду этого и теперь собираюсь проводить больше времени с семьёй. Вы знаете, Формула 1 - жёсткая среда, не дающая возможность часто бывать с родными, и я понял, что, если не увижу, как растут мои дети, то упущу нечто важное. Вот мой главный мотив. Путешествие в Формуле 1 было незабываемым, но теперь оно подходит к концу.
Каков ваш любимый период собственной карьеры?
СМ: Я наслаждался каждым годом. Мне повезло, что я начал свою карьеру с потрясающими специалистами – Питером Коллинсом и Питером Райтом [в Lotus], Эдди Джорданом, Гэри Андерсоном, который стал для меня отличным учителем [в Ощквфт]. Затем были Фрэнк [Уильямс] и Патрик [Хэд в Williams] и вот теперь Мартин [Уитмарш] и Рон [Деннис в McLaren].
Можно взглянуть на весь этот период и выбрать моменты побед, назвав их самыми лучшими – но ведь кроме них были и незначительные, маленькие успехи в маленьких областях, будь-то какая-то техническая идея, которую внедряешь в жизнь раньше других, результаты, которых добивается пилот, стартуя их глубины пелотона… Я вспоминаю, как в 2007-м Алекс Вюрц приехал на подиум [в Канаде] с последних позиций.
Я вспоминаю Нико Росберга на Гран При Бахрейна [в 2006-м], когда он ушёл в бой с круговым отставанием и в итоге завоевал седьмое место, показав при этом лучшее время круга. Конечно, памятны и все победы, которых мы добились в разных командах. Такие моменты, объединяющие коллектив, вы помните лучше всего.
Пол Монаган, ваш пилот Даниэль Риккардо проводит отличный сезон – три победы и третья строчка в чемпионате. Чуть хуже результаты у [Себастьяна] Феттеля, который вчера признал, что напарник лучше справился с работой, чем он сам. Какое техническое объяснение вы можете двум столь разным ситуациям?
Пол Монаган: Мы предоставляем нашим пилотам равные машины. Я думаю, что вы должны спросить у Себа, что конкретно он имеет ввиду. Мы стараемся обеспечить нашим гонщикам наилучшее обслуживание, наилучшие условия, обеспечить их желаемой техникой. Себастьян провёл с нами пять феноменальных сезонов, в течение которых он добился больших успехов. Нашему сотрудничеству подошёл конец, и мы желаем ему всего самого лучшего.
Команда переворачивает новую страницу. Вашим пилотом будет Даниил Квят. Когда вы посадите его за руль? Думаете, он уже готов?
ПМ: Он будет готов. Даниил проводит отличный сезон, не так ли? Порой он демонстрировал выдающийся пилотаж. Что касается первой пробы сил, то она состоится в феврале [на тестах]. Мы все ждём этого нового вызова. Посмотрим, как будет развиваться ситуация.
ВОПРОСЫ С МЕСТ
Роб, Пэт Симондс недавно заявил, что Алонсо может стать дестабилизирующим фактором для Williams, так как команда продолжает расти, развиваться и стремится вновь побеждать. Вы согласны с этим утверждением?
РС: Я точно не знаю, что сказал Пэт, поэтому и комментировать не могу. Полагаю, вы не дословно передали его слова. Да, Williams растёт, развивается, но я не считаю, что в таких условиях кто-либо может дестабилизировать ситуацию. От нас зависит процесс интеграции новых людей в команду. Если новички являются профессионалами и могут предложить что-то новое, то руководители должны сделать всё, чтоб выжать максимум полезного из такого рода сотрудничества. Не расценивайте мои слова так, словно Алонсо будет выступать в нашей команде – это не так. Вам стоит спросить Пэта, что конкретно он имел ввиду. Но моя точка зрения такова: команда Williams открыта для всех.
Вопрос Полу: сегодня красные флаги мешали всем командам качественно поработать на длинных отрезках, но, похоже, дела в Red Bull Racing шли неплохо. Рассчитываете ли вы навязать борьбу Mercedes в этот уик-энд, особенно, если погодные условия изменятся?
ПМ: Мы сделаем всё, чтобы победить в Бразилии. Если будет сухо, то, скорее всего, пилоты Mercedes вновь будут впереди. В случае же непредсказуемой погоды, дополнительных пит-стопов и тому подобного мы постараемся обойти соперников.
Пол, я бы хотел развить тему о ключевых сотрудниках, которую затронул Роб. Вы теряете Эдриана [Ньюи], Себастьяна, да и Рокки [Гийом Рокелен, гоночный инженер], вероятно, также покинет вас. Грядёт тотальная реструктуризация. Как будет проходить этот процесс? Ждать ли нам официальных заявлений о громких назначениях на новые позиции?
ПМ: Я хотел бы поправить вас по двум пунктам. Себастьян покидает нас – мы желаем ему всего самого лучшего. Эдриан остаётся с нами, но просто немного сменит сферу деятельности. Рокки же никуда не уходит, так что основное ядро остаётся.
Как уже говорил Роб, мы давно работаем вместе – и вместе добиваемся хороших результатов. Структура остаётся неизменной, лишь люди могут менять род деятельности, так что в ближайшей перспективе серьёзных перемен не предвидится. Думаю, снаружи изменения не заметны, так как ключевые сотрудники остаются в команде, поэтому в следующем году мы будем столь же сильны, если не сильнее.
Пэт, последнее время из стана Ferrari звучат разные новости – сперва мы слышим, что новая машина получится даже хуже, чем текущая, затем вы говорите, что отмечен значительный прогресс в работе над шасси. Что вообе сейчас происходит в Маранелло? До какой стадии продвинулись работы? Каковы прогнозы?
ПФ: Честно говоря, я не знаю, откуда вы берёте информацию. Перед собой в плане развития двигателя и работ над шасси мы поставили амбициозные цели. Нам необходимо отыграть серьёзное отставание. В данный момент прогресс уже ощутим. Достигли ли мы желаемого? Нет – до этого ещё очень далеко, но у нас в запасе четыре месяца, так что мы продолжим прибавлять в этих аспектах. Все команды не сидят, сложа руки, так что только время покажет, кто лучше справился с домашним заданием. Мы стараемся выжать максимум из имеющихся ресурсов.
Сэм, собираетесь ли вы в Австралии заниматься гонками? Возможно, вы рассматриваете вариант местной серии V8?
СМ: В данный момент приоритетное для меня задание – переезд. Я всё ещё на другой стороне планеты. Когда я буду со своей семьей в Австралии, тогда мы подумаем, что будем делать дальше. Это было удивительное время, интересные проекты, но пока я не готов принимать решение. Ну а прежде всего я проведу несколько дней на пляже. Спасибо.