Кто такой Никита Мазепин? Десять фактов о самом молодом российском гонщике Формулы 1

1 февраля команда Force India объявила о приглашении 16-летнего Никиты Мазепина на должность пилота по развитию. AUTOSPORT.com.ru рассказывает о юном российском гонщике и его роли в команде.
1) Родился Никита Мазепин 2 марта 1999-го, в год второго чемпионского титула Мики Хаккинена, аварии Михаэля Шумахера на Гран При Великобритании и самого успешного сезона для команды из Сильверстоуна, именовавшейся тогда ещё Jordan: Хайнц-Харальд Френтцен всерьёз претендовал на чемпионство, одержал две победы и стал третьим в личном зачёте, а конюшня заняла высокое третье место в Кубке конструкторов.
Примечательно, что в год дебюта Никиты в гонках на машинах с открытыми колёсами, в 2015-м, экс-Jordan, а ныне Force India, провела свой лучший сезон в современной истории, став пятой в командном зачёте.
2) В 2008 году Никита начал заниматься в картинговой школе «Столица Карт». Именно там в своё время начинали карьеру Михаил Алёшин, Даниил Мове, Сергей Сироткин и Даниил Квят. Причём с Даней у него был один и тот же тренер - неоднократный победитель и призёр престижных соревнований по картингу, кандидат в Мастера спорта Павел Гуськов.
3) Наивысшим достижением Никиты в картинге стало второе место на чемпионате мира в старшем классе KF в 2014 году. На последнем круге финального этапа во французском Эссе россиянин опередил в сражении за серебро индийца Джехана Дарувалу – одного из первых участников программы Force India – и уступил только британцу Ландо Норрису. Для российских гонщиков это достижение в мировом первенстве по картингу стало лучшим в истории.
Стоит отметить, что напарником Мазепина по заводской команде Tony Kart Racing был Мик Шумахер. Правда, сын семикратного чемпиона мира Формулы 1 выступал в младшем классе KF Junior, где, как и его российский товарищ, стал вице-чемпионом. За год до этого сам Никита финишировал вторым в KF Junior, но из-за протеста, поданного соперниками после срезки одного из поворота, оказался в итоге лишь 18-м.
4) Спустя месяц после завершения чемпионата мира по картингу, в октябре 2014 года, Никита Мазепин дебютировал в гонках на машинах с открытыми колёсами. 15-летний россиянин вышел на старт зимней азиатской серии MRF Challenge в Катаре и сходу квалифицировался вторым.
Дебютный заезд Никита завершил пятым, а уже во второй гонке финишировал вторым, уступив лишь индийцу Таруну Редди. Затем был сход и шестое место в финальном заезде.
Для сравнения, практически такие же результаты продемонстрировал на дебютном этапе MRF Challenge в Индии в конце января Мик Шумахер – немец финишировал третьим в первом заезде, был пятым и шестым затем, и лишь в четвёртой гонке он отличился, заняв второе место.
Ещё один любопытный момент – вместе с Мазепиным на этапе MRF Challenge в Катаре выступили Маттиас Лауда и Фредди Хант. Если не считать схода, то лишь в первой гонке юный россиянин оказался позади Лауды, а во всех остальных заездах превзошёл сыновей легендарных гонщиков.
5) Выступление в MRF Challenge в Лосаиле стало единичным для Мазепина, но в течение года он получил опыт участия ещё в трёх гоночных сериях. Он выступил в Toyota Racing Series, альпийской Формуле Renault 2.0 и Еврокубке Формулы Renault 2.0, проведя в общей сложности 39 гонок. Его лучшим достижением стало третье место на Red Bull Ring в рамках ФR 2.0 NEC.
6) Предстоящий сезон Никита проведёт в европейском первенстве Формулы 3 в составе новой команды Hitech GP. Ранее коллектив выступал только в национальных чемпионатах, главного успеха добившись в Великобритании и Бразилии.
«В командах, с которыми мы работали, говорили, что я прогрессирую довольно быстро, - прокомментировал Никита. – Так что мы решили сразу перейти в Формулу 3, один из самых сильных чемпионатов, который позволяет хорошо подготовиться к Ф1».
В возрождённом в 2012 году европейском чемпионате Ф3 Никита Мазепин будет третьим российским гонщиком после Даниила Квята и Дмитрия Сурановича, выступавших в 2013-м.
7) В программе поддержки Force India, созданной относительно недавно, Никита Мазепин станет одним из трёх гонщиков наряду с Джехана Дарувала и мексиканцем Альфонсо Селисом.
Россиянин будет работать на симуляторе и помогать команде в выполнении тестовой программы по ходу сезона.
«У нас большой опыт работы с молодыми гонщиками, и очевидно, что Никита – очень способный и решительный парень, – сказал совладелец Force India Виджей Малья. - В 2016 году у него будет идеальная возможность продемонстрировать свои способности и развить навыки, необходимые для того, чтобы стать пилотом Ф1.
Мы планируем широко задействовать его на нашем новом симуляторе, кроме того, он будет вовлечён в тестовую программу по ходу сезона, которая будет важна при развитии VJM09».
8) За последние 14 лет Никита Мазепин стал пятым российским гонщиком, приглашённым в команду Формулы 1. На старт выходили только двое – Виталий Петров и Даниил Квят, тогда как Сергей Злобин, Роман Русинов и Сергей Сироткин выступали на тестах. О планах по работе Никиты на реальной гоночной трассе пока ничего неизвестно.
9) 16-летнему москвичу не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать самым молодым гонщиком, подписавшим контракт с командой Ф1. Конечно, Льюиса Хэмилтона взяли в программу поддержки McLaren и вовсе в 13 лет, но это отдельная давняя история – Никиты тогда ещё и на свете не было. А вот с кем он вполне мог бы поспорить, так это с Максом Ферстаппеном. Голландец подписал контракт [было сделано официальное заявление] с молодёжной программой Red Bull в возрасте 16 лет 10 месяцев и 13 дней, а россиянин – в 16 лет 10 месяцев и 30 дней. Так что для рекорда ему не хватило буквально нескольких недель.
10) Никита уже бывал в паддоке Формулы 1 во время визита на При России в два прошлых года. Россиянин успел обзавестись там знакомыми и даже появился на публике в форме команды Williams.
«Я переживаю за Нико Росберга, поскольку лично с ним познакомился в Сочи. Он мне очень понравился как человек, и я стараюсь брать пример с него», – рассказал Никита в эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru.