Формула 1 в сезоне 2014 года: гид от AUTOSPORT
Сонная зима позади: уже в эти выходные в Австралии возьмет старт очередной сезон Формулы 1, который должен стать одним из самых захватывающих за последнее время. AUTOSPORT анализирует состав участников чемпионата
Сколь бы силен не был лидер, рано или поздно ему неизбежно приходится покидать вершину пьедестала. Четыре года подряд команда из Милтон-Кинса громила соперников, но теперь вступает в новый сезон, пребывая в столь сомнительной форме, какой у неё не было с момента первого выигранного Гран При весной 2009-го.
Исходя из увиденного на тестах, шансы отстоять звание сильнейших у Red Bull Racing призрачны. Но все же, эта та самая команда, что в последние годы устанавливала новые стандарты. И тем, кто готов списать со счетов Эдриана Ньюи, стоит трижды подумать над этим.
Как верно указал зимой Себастьян Феттель, в нынешней ситуации его и его коллег более всего не устраивает тот факт, что они не имеют представления о реальных возможностях RB10.
Агрессивный подход к созданию машины имел негативные последствия на первых тестах, наложившись на сложности Renault с новыми турбомоторами V6. По словам того же Ньюи, из трех производителей двигателей именно у французов самые высокие требования к охлаждению.
Так что сейчас проходит на проверку прочность статус Red Bull Racing как заводской команды Renault. В стан этого производителя подопечные Кристиана Хорнера перешли еще в 2007 году, установив на свои машины тогдашние агрегаты V8 объемом 2400 "кубиков".
С тех пор собственный коллектив автоконцерна стал частью истории (сменив собственников и превратившись в Lotus), так что представителям Вири пришлось впервые за долгое время разрабатывать мотор с чистого листа в сотрудничестве с создателями шасси. Стоит признать, что в сравнении с другими заводскими командами справиться с этой задачей им удалось наименее успешно.
Для RBR нынешний сезон можно будет назвать хорошим, если они смогут стабильно прибавлять, а во второй половине чемпионата бороться за победы в гонках. Получиться ли добиться этого, в первую очередь зависит от моторов – и еще от того, как коллектив, привыкший к борьбе в группе лидеров, проявит себя в середине пелотона.
В McLaren, Williams и Ferrari уже знают, каково это – покидать вершину. И то, как в данной ситуации станут действовать Red Bull Racing и Renault, покажет их реальную силу и будет иметь последствия не только в грядущем, но и в нескольких последующих сезонах.
№1 Себастьян Феттель
Достижения в 2013-м
Победы: 13
Поулы: 9
Лучшие круги: 7
Очки: 397 (чемпион)
Завоевав за четыре сезона такое же количество титулов и 34 победы в Гран При, немец вступает в чемпионат, отлично понимая, что о продолжении успешной серии остаётся только мечтать. Но вопрос в другом – как он отреагирует на такую ситуацию?
Почти наверняка Себ всё сделает правильно. Он научился мастерски пилотировать безупречную машину, но с учетом зимних событий сейчас задача будет совсем иной: для начала потребуется просто доводить RB10 до финиша. Говорить о том, чтобы при этом демонстрировать хорошую скорость, просто не приходится.
Даже если команда и её партнёры-мотористы совершат маленькое чудо, на старте сезона машина просто не позволит сполна использовать свой потенциал. Конечно, Феттель справится с такой ситуацией. Он невероятно быстр и может быть назван главным специалистом по квалификациям, а в гонках умеет держать развитие событий под полным контролем.
Часто говорят, что он не слишком блещет, когда нужно обогнать соперника – но тем, кто так считает, повторяя мантру об умении побеждать только за рулем лучшей машины, стоит вспомнить Гран При Италии 2008 года и выступление юного Себастьяна на Toro Rosso. Даже если у Red Bull Racing проблемы, этот парень точно в состоянии добыть пару отличных результатов.
№3 Даниэль Риккардо
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 7-й)
Поулы: 0 (л.р. - 5-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 20 (14-й; Toro Rosso)
Австралиец быстр. Быстр по-настоящему, что особенно наглядно демонстрировал порой в квалификациях. Проведя полгода в HRT и два сезона в Toro Rosso, он повзрослел, прибавил как пилот и доказал, что заслуживает возможности стать напарником Феттеля.
Сложно предсказывать, как события будут развиваться дальше. У Риккардо, помимо ярких квалификаций, случались и успешные гонки. Принято считать, что по воскресеньям он постепенно теряет позиции, но этот факт объясняется вовсе не нехваткой мастерства – дело опять-таки в безупречных квалификационных попытках, позволяющих оказаться на решетке куда выше реального потенциала машины.
Но как будет складываться соперничество с Феттелем? Даниэль заслужил свое место, но сколько в истории Ф1 уже было случаев, когда действительно хорошие пилоты смотрелись неважно в сравнении со своими звёздными напарниками.
Сейчас в Милтон-Кинсе витает ощущение неопределённости, а многочисленные проблемы на тестах так и не позволили никому из пилотов всерьез побороться за хорошие секунды. Теоретически Риккардо по силам претендовать на многое, но на практике он сможет это доказать, только когда выйдет на старт за рулем машины сильной команды.
Гонщик смог добиться места, о котором мечтают многие, но теперь ему предстоит выдержать серьезный тест на психологическую устойчивость – в особенности, если сложности RBR продолжатся.
Коренные изменения регламента открывают перед Mercedes наилучшую с момента возвращения в Большие Призы в 2010 году возможность завоевать титул чемпионов мира.
Команде никак не удавалось реализовать свой потенциал с того самого момента, как в конце 2009-го штутгартский концерн приобрел проект Росса Брауна, на тот момент владеющий обоими титулами.
Уже в прошлом сезоне появилось ощущение, что Mercedes набрала отличный ход: в пользу этого говорят и три победы, и высокие темпы доработки машины. В итоге они переиграли всех, кроме неудержимой силы, направляемой производителями энергетических напитков.
Чтобы на равных бороться с RBR, Ferrari и McLaren, требовалось реформировать и усилить организационную структуру, поэтому Браун покинул своё бывшее детище.
Сможет ли команда сделать решающий шаг вперед и достичь той же аэродинамической эффективности, что и "гений воздуха" Эдриан Ньюи, пока неясно – но в сезоне, где на первый план выходят характеристики двигателя, заводской коллектив немецкого концерна (похоже, лучше всех справившийся со своей работой этой зимой) получит ощутимое преимущество.
Отличный состав пилотов, сильная техническая составляющая и достаточные ресурсы позволяют назвать Mercedes GP безусловным фаворитом в преддверии Мельбурна.
№44 Льюис Хэмилтон
Достижения в 2013-м
Победы: 1
Поулы: 5
Лучшие круги: 1
Очки: 189 (4-й)
Пять прошлогодних поулов доказывают, что Льюис не растерял ни капли из той потрясающей скорости, которая отличала его с самых ранних лет. Однако по ходу его первого сезона в Брэкли не все складывалось так, как того бы хотел сам пилот.
Он выиграл в Венгрии (на техничной трассе, которая принесла ему уже четвертый успех за семь лет), но явно испытывал определенные сложности роста, пытаясь лучше освоиться в незнакомом окружении.
Перебранка по радио по ходу гонки в Остине, попытка провести пит-стоп у механиков McLaren в Малайзии и проблемы с точным дозированием тормозного усилия – лишь некоторые свидетельства внутренней напряженности. Но еще одна совместная зима должна перевести отношения пилота и команды в более конструктивное русло.
Льюис никогда не был в восторге от необходимости сдерживать себя, чтобы беречь резину и экономить топливо, но на зимних тестах именно его W05 выглядела наиболее обстоятельно – это должно помочь британцу эффективнее использовать свои таланты в борьбе за второй чемпионский титул, к которому он так стремится.
№6 Нико Росберг
Достижения в 2013-м
Победы: 2
Поулы: 3
Лучшие круги: 0
Очки: 171 (6-й)
Довольно долго его считали лишь крепким середняком, но критики были посрамлены, когда сын чемпиона мира Кейо Росберга сначала уверенно переиграл Михаэля Шумахера версии 2.0, а затем навязал весьма острое соперничество Хэмилтону в их первом со времён картинга совместном сезоне.
В итоге немец финишировал в 18 очках позади напарника, а счет в квалификациях составил 11-8 в пользу Льюиса – но при этом Нико выиграл два Гран При, в том числе и на улочках Монако, а Хэмилтон всего раз побывал на вершине подиума.
Сильная сторона Росберга в том, что он постоянно прибавляет по ходу всей карьеры. Его рассудительность и безупречная рабочая дисциплина настраивают на верный лад команду, с которой они проводят вместе уже пятый сезон.
В 2014-м Формула 1 потребует от пилотов еще более грамотного подхода, когда нужно будет очень точно действовать в работе с резиной, топливом и энергией, соизмеряя с ними скорость и агрессивность действий в кокпите. Всё это как нельзя лучше подходит Нико и его тактически выверенному стилю управления.
Если Mercedes действительно входит лидером в новую гоночную эпоху (а именно на это указывают почти все индикаторы после зимних тестов), Росберг может получить прекрасный шанс пополнить семейную коллекцию чемпионских титулов. И уж после этого критики смолкнут насовсем.
Ferrari, вероятно, единственная команда на стартовой решетке, находящаяся в центре внимания вне зависимости от своих результатов.
Потому после четырех подряд лет полного превосходства Red Bull Racing давление на коллектив из Маранелло достигло своего предела - у них нет иного выхода, кроме как постараться сместись с первой ступеньки своих соперников из Милтон-Кинса.
К тому же, несмотря на завышенные ожидания, все в команде понимают, что именно сейчас - в эпоху великих перемен - самое время попробовать вернуть себе былые позиции.
И хотя основной интерес болельщиков обращен к новой паре пилотов Скудерии, в команде произошли еще более весомые изменения, которые позволяют рассчитывать на успех в предстоящем сезоне. Речь идет как о технических ресурсах вроде ввода в строй обновленной аэродинамической трубы и значительно модернизированного симулятора, так и о перестановках в штате - в первую очередь, о назначении на пост технического директора команды Джеймса Эллисона.
№14 Фернандо Алонсо
Достижения в 2013-м
Победы: 2
Поулы: 0 (л.р. - 3-й)
Лучшие круги: 2
Очки: 242 (2-й)
Фернандо, нет сомнений, крайне разочарован событиями второй половины минувшего сезона, но все это забудется в один миг, если команда сможет предоставить испанцу машину, способную бороться за титул. Вторые места для Алонсо больше не годятся - он сам понимает, что его карьера не бесконечна, и сейчас самое время вновь подняться на первую строчку.
Больше всего испанец хочет видеть прогресс команды по ходу чемпионата - именно этот аспект стал ахиллесовой пятой Скудерии в прошлом году, когда они утратили свои позиции после неплохого старта сезона.
В целом новая машина с индексом F14 T выглядит вполне достойно, но говорить о ее истинном потенциале до старта чемпионата, где можно будет в деле сравнить творение конструкторов из Маранелло с техникой их соперников из Mercedes и Red Bull Racing, невозможно.
Старт сезона определит дальнейшее развитие ситуации. Если Ferrari удастся уверенно начать чемпионат, остановить Алонсо будет уже сложно, если же нет - всплеск эмоций последует незамедлительно.
№7 Кими Райкконен
Достижения в 2013-м
Победы: 1
Поулы: 0 (л.р. - 2-й)
Лучшие круги: 2
Очки: 183 (5-й; Lotus)
Кими, с которым в команде расстались по окончании сезона-2009, вернулся в Маранелло совершенно другим человеком.
Время, проведенное финном за пределами Больших Призов – а равно и два года в составе Lotus – закалили его, превратив в одного из самых стабильных гонщиков в пелотоне.
Именно это привлекло в Райкконене руководство команды - если итальянцы собираются претендовать в этом сезоне на титул, им просто необходим пилот, который в каждой гонке способен будет приносить команде максимально возможное количество очков.
Кроме того, скорость чемпиона мира, безусловно, не позволит Алонсо расслабиться ни на секунду, что также может положительно сказаться на вероятности Скудерии прервать свою серию без побед в чемпионате.
И хотя многие спорят о том, сможет ли Кими опередить Фернандо во внутрикомандной борьбе, он в любом случае принесет команде столь важные для восстановления ее реноме очки в чемпионате.
Несмотря на все разговоры о затруднительном финансовом положении, команда продолжает раз за разом ставить своих злопыхателей в тупик, оставаясь в Больших Призах силой, с которой нельзя не считаться.
Несомненно, у Lotus не все в порядке с бюджетом, что особенно отчетливо проявилось во второй половине минувшего сезона - в связи с этим коллектив за последний год недосчитался ряда ведущих сотрудников, включая Кими Райкконена, Джеймса Эллисона и Эрика Булье.
Но энстоунцы не собираются так просто сдаваться - их боевой дух крепок как никогда, и они полны желания возглавить в этом сезоне список команд, чьи машины оснащены силовыми установками Renault.
Конечно, успехи клиентов французской компании в нынешнем году будет напрямую зависеть от того, насколько быстро смогут решить все свои проблемы мотористы из Вири-Шатийона, но команде есть что доказывать, а с новыми вливаниями в бюджет, произошедшими в межсезонье, Lotus сможет целиком сосредоточиться на событиях на трассе, не отвлекаясь на внешние проблемы.
№8 Ромен Грожан
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 2-й)
Поулы: 0 (л.р. - 3-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 132 (7-й)
Под самый конец прошлого сезона Ромен был практически неудержим. Все былые проблемы остались в прошлом, к тому же, француз смог достичь психологического комфорта. Скорость Грожана с каждой гонкой лишь росла - он стал раз за разом оставлять позади своего более именитого напарника. Судьба даровала французу второй шанс - который в Ф1 очень редко бывает успешным - доказать, что он способен выигрывать гонки и бороться за титул.
Однако в межсезонье, которое прошло для коллектива просто ужасно, легко было растерять все накопленное ранее. В данный момент Ромену нужно сделать все, чтобы избежать возвращения былой "славы" – особенно с учетом того, что на старте сезона E22 вряд ли позволит ему бороться в верхушке пелотона.
До настоящего времени команда требовала от своего пилота, чтобы он правильно пользовался своим талантом гонщика и мастерством. Сейчас ситуация обратная - француз сам ожидает, когда Lotus решит все свои проблемы и обеспечит его быстрой машиной.
Во время неудачных для команды тестов в Бахрейне Грожану было очень непросто сохранять спокойствие. Сможет ли он столь же уверенно, как завершал минувший сезон, сражаться и в нынешнем, если предположить, что биться ему придется отнюдь не в первых рядах?
№13 Пастор Мальдонадо
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 10-й)
Поулы: 0 (л.р. - 13-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 1 (18-й; Williams)
Мальдонадо присоединился к Lotus в канун одного из самых насыщенных периодов в истории команды из Энстоуна. Финансовые неурядицы, заставившие Кими Райкконена в итоге покинуть коллектив, продолжались на протяжении всего межсезонья, что в результате привело к пропуску первых тестов в Хересе и неутешительной роли догоняющих.
И хотя контракт с венесуэльцем несколько облегчил финансовое бремя команды, все же на последних двух тестах в Бахрейне им так и не удалось нагнать соперников. Из-за проблем с шасси и мотором E22 смогла проехать в межсезонье наименьшую дистанцию, при этом Пастор все же преодолел в Бахрейне на 56 раз кругов больше своего нового напарника.
В минувшем сезоне перспективу перехода гонщика из Williams в Lotus можно было смело назвать шагом вперед, однако после событий последних месяцев так, увы, уже не скажешь.
Оставив позади один из худших сезонов за последние несколько десятилетий, команда вступает в новую кампанию, делая ставку на существенно переработанный автомобиль, нового молодого пилота и обновлённое руководство.
Нельзя забывать, что этот чемпионат станет последним для McLaren в качестве клиента Mercedes, поскольку с 2015 года команда из Уокинга начинает сотрудничество с Honda. Но пока что отношения с немецкими мотористами полностью себя оправдывает.
Конечно, заводская команда штутгартского концерна вовсе не рассчитывает, что ей гарантировано преимущество над своими клиентами, ну а в McLaren сделают всё возможное, чтобы напоследок обойти давних партнеров и вернуться в группу лидеров после прошлогодних мучений.
Глобальные перемены происходили и на самой базе в Уокинге, чему положил начало вернувшийся в кресло исполнительного директора McLaren Group Рон Деннис, начавший перестройку в команде с приглашение Эрика Булье на должность гоночного директора.
Интересным выглядит и будущее сражение между пилотами McLaren, поскольку опытный и именитый Дженсон Баттон вынужден будет сдерживать натиск талантливого дебютанта Ф1 Кевина Магнуссена, который удивил многих своей формой во время предсезонных тестов.
№22 Дженсон Баттон
Достижения в 2013 году
Победы: 0 (л.р. - 4-й)
Поулы: 0 (л.р. - 6-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 73 (9-й)
Чемпион 2009 года постепенно забывает о провальном для McLaren сезоне, возлагая немалые надежды на новый чемпионат.
На протяжении большей части предсезонных тестов МР4-29 казалась главной угрозой для заводской команды Mercedes, но последняя неделя заездов в Бахрейне ознаменовалась небольшим спадом в работе команды.
«Я думаю, что в целом у нас получился хороший автомобиль, просто мы ждем, когда будут готовы обновления, - рассказал Баттон в конце февраля. – Будем надеяться, что в гоночной спецификации машина позволит подобраться ближе к лидерам, поскольку на данный момент мы уступаем многим конкурентам по чистой скорости».
Положительным моментом для Дженсона является его традиционно сдержанный стиль пилотирования, ведь именно так придется действовать пилотам в 2014 году, чтобы извлечь максимум по новым правилам. Но рядом с ним свою игру поведет многообещающий дебютант Ф1 Кевин Магнуссен, который должен будет составить британцу конкуренцию – что, по мнению руководства McLaren, не удалось сделать в должной мере Серхио Пересу в 2013 году.
№20 Кевин Магнуссен
Достижения в 2013 году
Выступал в Формуле Renault 3.5 (чемпион)
Если бы отношения McLaren и Серхио Переса не прекратились после всего единственного года совместной работы, действующий чемпион ФR3.5 Кевин Магнуссен едва ли получил бы свой шанс в Формуле 1 уже в сезоне-2014.
С другой стороны, не прояви так ярко себя Магнуссен в прошлом году, вряд ли Перес оказался бы под таким давлением из-за неубедительных результатов. Датчанин сделал всё возможное, чтобы обратить на себя внимание в 2013-м, и стоит отметить смелость McLaren, которая не побоялась вознаградить молодого пилота за его рвение и талант.
На протяжении своей карьеры сын провалившегося в Больших Призах Яна Магнуссена неоднократно демонстрировал, что обладает феноменальной скоростью, и именно эта способность гонщика может стать серьезной головной болью для Дженсона Баттона на протяжении большей части сезона.
Но по ходу последнего сезона в ФR3.5 Кевин также ощутимо прибавил и в других компонентах: на фоне убедительного темпа он продемонстрировал, что умеет зрело мыслить на трассе и решительно действовать в подходящий момент, избегая ненужного риска.
Force India остается командой из середины пелотона, которая постоянно старается навязать борьбу представителям группы лидеров. Владелец коллектива Виджей Малья и его правая рука Роберт Фернли говорили раньше о "пятилетних планах развития". Если так, то в 2014 году для команды наступает новый этап.
На первой стадии (которая началась в 2009 году в период изменений в чемпионате) Force India, которая до этого носила название Spyker, из аутсайдера должна была стать крепким середняком. Эту задачу удалось успешно выполнить. Следующий этап в развитии команды предполагает, что Force India станет регулярным претендентом на подиум.
Индийский коллектив использует моторы Mercedes с 2009 года, став за это время полноценным техническим партнером немецкого автопроизводителя, что может принести серьезные дивиденды команде в эру новых турбодвигателей Ф1.
Силовая установка Mercedes на данном этапе выглядит предпочтительнее моторов Ferrari (бывшего поставщика команды Force India) и Renault, поэтому у коллектива Мальи есть хорошие шансы стать "лучшим среди остальных" позади заводской команды – по крайней мере, на первых гонках сезона.
Сильверстоунцам удалось подписать контракт перед началом сезона-2014 с одним из самых перспективных гонщиков чемпионата Нико Хюлькенбергом, а на прошедших тестах автомобиль VJM07 достаточно убедительно смотрелся во время симуляции гонки. Так что у Force India есть отличный шанс оправдать ожидания индийских – и не только – поклонников.
№27 Нико Хюлькенберг
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 4-й)
Поулы: 0 (л.р. - 3-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 51 (10-й; Sauber)
Продолжающиеся скитания Хюлькенберга по командам из середины пелотона остаются загадкой для многих представителей паддока.
Но его возвращение в Force India после годичного пребывания в Sauber может оказаться вполне своевременным, и маловероятным выглядит тот факт, что Нико будет сожалеть об упущенном шансе стать частью проекта Lotus, если смотреть на ситуацию уже по итогам предсезонных тестов.
Несмотря на то, что Force India остается самым скромным коллективом среди клиентов Mercedes, вряд ли Хюлькенберга пугает перспектива предстоящего сражения с куда более крупными командами. Он уже показал в составе Sauber в прошлом году, что абсолютно не испытывает трепета, когда ему приходится бороться с ведущими пилотами в неравных условиях.
Под занавес предсезонных тестов можно было увидеть, что Force India построила достаточно надежный автомобиль, что позволило им не только активно поработать над поиском оптимальных настроек, но и провести имитацию гонки в каждый из четырех последних дней заездов в Бахрейне.
Это говорит о том, что автомобиль VJM07 находится перед стартом сезона в куда лучшей форме, чем большинство машин пелотона, а потому команда может рассчитывать на места в первой половине зачетной десятки во время первых гонок чемпионата.
№11 Серхио Перес
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 6-й)
Поулы: 0 (л.р. - 7-й)
Лучшие круги: 1
Очки: 49 (11-й; McLaren)
Не слишком ли рано состоялся его переход в McLaren? Или, может, высокомерное отношение к окружающим привело к преждевременному расставанию с коллективом из Уокинга – и что-то подобное возможно и в 2014 году? Или переход в Force India, напротив, станет началом перерождения Переса?
Не забывайте, что еще 15 месяцев назад Серхио считался одним из наиболее интересных кандидатов в топ-команды после трех попаданий на подиум и едва не выигранной гонки в Малайзии за рулем далеко не самого лучшего автомобиля. По слухам, в Ferrari активно интересовались сотрудничеством с мексиканцем, но их опередили в стане McLaren, поскольку искали замену для Льюиса Хэмилтона.
Несмотря на многочисленную критику, в 2013 году гонщик выглядел весьма уверенно на фоне более именитого напарника Дженсона Баттона, выиграв у британца внутрикомандное сражение в квалификациях.
Этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить прописку в Уокинге – но вакантное место в Force India стало для него лучиком надежды. Конечно, необходимость постоянно сравнивать свои результаты с выступлением Нико Хюлькенберга может стать проблемой для Переса, но не забывайте, что в 2012 году результаты тоже не сами пришли к Серхио, который страстно желает вернуть себе имидж топ-пилота Формулы 1.
У Sauber средний бюджет, средний уровень технического обеспечения и состав пилотов среднего же уровня, так что нетрудно предположить, в какой части пелотона проведет большую часть сезона коллектив из Хинвила.
Сказанное отдает сарказмом, но причина невероятного долголетия команды кроется как раз в ее консервативном подходе.
После ужасной первой половины минувшего сезона коллектив усилиями Нико Хюлькенберга сделал несколько удачных "выстрелов" ближе к финишу чемпионата. Это свидетельствует о приемлемом темпе аэродинамических и иных разработок по ходу сезона - несмотря на умеренный бюджет, инженеры смогли выжать максимум возможного из аэродинамической трубы и другой технической инфраструктуры команды.
Самые большие вопросы вызывает состав пилотов Sauber. В команде многие недолюбливали Хюлькенберга. Кто-то считал, что немец слишком много о себе возомнил – впрочем, спорить с тем, что скорости ему не занимать, сложно.
Заменив его сильным, но все же не хватающим звезд с небес Адрианом Сутилем, который в нынешнем сезоне будет выступать в Sauber вместе с Эстебаном Гутьерресом, команда пошла на значительное ослабление состава пилотов, хотя откровенно неудачным его назвать тоже никак нельзя.
№99 Адриан Сутиль
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 5-й)
Поулы: 0 (л.р. - 6-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 29 (13-й; Force India)
Сутиль - один из тех гонщиков, с которыми всегда всё понятно. Он не способен показывать выдающиеся результаты за рулем посредственной машины, что обычно отличает будущих чемпионов мира, но при этом всегда старается выжать из техники максимум возможного и заработать как можно больше очков.
В межсезонье Адриан больше остальных ругал новые машины - вероятно, из-за того, что команде Sauber труднее остальных дался переход на новые правила. В частности, электронная система контроля задних тормозов не раз становилась причиной проблем и сходов их пилотов на тестах.
Предстоящий сезон должен стать настоящим испытанием для немца, выпавшего из обоймы Force India. С учетом того, что команду покинул Хюлькенберг, а в напарниках у Адриана будет молодой Гутьеррес, лишь второй год выступающий в Ф1, абсолютно ясно: в коллективе ожидают, что именно Сутиль возьмет на себя бремя лидерства в столь сложном во всех аспектах сезоне.
№21 Эстебан Гутьеррес
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 7-й)
Поулы: 0 (л.р. - 8-й)
Лучшие круги: 1
Очки: 6 (16-й)
С момента завоевания титула в серии GP3 в 2010 году мексиканец пока так и не заблистал в более мощных категориях. Два сезона в GP2 не принесли ему успеха, на который так рассчитывали его спонсоры, а дебютный сезон в Больших Призах прошел довольно спокойно - хотя в современной Ф1 ждать мгновенных успехов от новичка за рулем не самой быстрой машины, да еще и имеющего в напарниках самого Хюлькенберга, не приходится.
При этом стоит отметить, что по ходу сезона Эстебан нащупал свой темп и даже провел несколько впечатляющих гонок ближе к концу чемпионата, что позволило ему сохранить место призового пилота еще на год, хоть он и остался без финансового бонуса от Telmex.
В предстоящем сезоне, однако, от мексиканца потребуется гораздо больше усилий. Во-первых, у него за плечами целый год выступлений в Ф1, к тому же, глобальные изменения в регламенте чемпионата больше не позволяют говорить о столь весомом превосходстве опытных пилотов над новичками.
Кроме того, и поддержка со стороны команды много значит. Поскольку прорыва от Sauber в нынешнем году ждать не стоит, Гутьеррес вполне может сосредоточиться на том, чтобы попробовать опередить во внутрикомандной борьбе Адриана Сутиля, которого не стоит недооценивать.
Команда Toro Rosso, будучи вторым гоночным коллективом концерна Red Bull, оказалась в очень сложном положении. Изначально она была призвана обеспечивать "первый состав" молодыми кадрами, но в последние годы у нее появились собственные финансовые интересы и амбиции - ныне в Фаэнце не прочь помериться силами в борьбе за звание сильнейшего в группе с Force India и Sauber.
В минувшем сезоне коллектив под техническим руководством Джеймса Ки сделал значительный шаг вперед, несмотря на то, что STR8 была, пожалуй, одной из самых нестабильных машин в пелотоне.
В нынешнем межсезонье технический штаб команды вновь усилился, так что на бумаге все выглядело для Toro Rosso весьма оптимистично. Однако, как выяснилось чуть позже, команда очень не вовремя решила перейти на силовые агрегаты Renault, из-за чего вся предсезонная подготовка оказалась смазана.
Помимо проблем с двигателем, остаются вопросы и в части необходимой поддержки темпа аэродинамических разработок для STR9 по ходу всего сезона.
С учетом нынешних неприятностей с французскими мотористами ближайшее будущее Toro Rosso выглядит не столь радужно. Все, что им по силам – извлекать максимум из машины, которая, по словам Жана-Эрика Верня, отлично вела себя на тестах - потому, как только все проблемы Renault будут разрешены, они сразу смогут сделать рывок.
Вероятно, на старте сезона команде достанется место ближе к концу пелотона, но если по ходу чемпионата им удастся сделать шаг вперед, многое будет зависеть от способности Верня использовать свой лидерский потенциал и демонстрировать стабильные результаты.
№25 Жан-Эрик Вернь
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 6-й)
Поулы: 0 (л.р. - 7-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 13 (15-й)
В прошлом году Жан-Эрик проиграл борьбу с Даниэлем Риккардо за место в Red Bull Racing – таким образом, француза ждет уже третий сезон в коллективе Toro Rosso.
Несмотря на природный талант, к психологической готовности Верня есть вопросы. Если вспомнить, что с момента объявления Марком Уэббером о своем уходе из RBR он не смог заработать в чемпионате ни единого очка, становится понятно, почему в "старшей" команде предпочли ему более морально устойчивого австралийца.
При этом сам гонщик признает в себе этот недостаток, но при этом настаивает, что трудности его закаляют.
«Я очень слабо провел минувший сезон, особенно в психологическом плане, - сказал сам Жан-Эрик. - И если бы перешел в Red Bull Racing, то моя неспособность сопротивляться Себастьяну могла бы стать для многих неприятным сюрпризом».
Вместо этого Верню в нынешнем сезоне предстоит стать лидером Toro Rosso. Да, пока STR9 не является идеальным оружием в борьбе с соперниками, но она позволит ему, по крайней мере, доказать, что тот отказ Red Bull Racing не стал для его карьеры фатальным.
№26 Даниил Квят
Достижения в 2013-м
Выступал в серии GP3 (чемпион)
Надо признать, выбор команды в пользу молодого россиянина был немного неожиданным, но при этом нельзя не отметить, что его выступление в серии GP3, где уроженец Уфы завоевал титул, и Формуле 3 заслуживают уважения - к тому же, Антониу Феликс да Кошта, также претендовавший на роль основного пилота Toro Rosso, надежд не оправдал.
Даниил Квят не выглядел потрясенным по ходу пятничных тренировок в составе команды на финальных Гран При минувшего сезона, но все надежды россиянина получше подготовиться к своему дебютному сезону в Ф1 разбились о технические проблемы коллектива на межсезонных тестах.
С учетом его возраста и скомканной зимней подготовки было бы справедливо ожидать, что в Red Bull дадут новобранцу чуть больше времени на адаптацию в новых условиях по сравнению с его предшественниками. Однако Даниилу нужно будет сделать все, чтобы не отстать от напарника.
Williams не впервой вступать в чемпионат с серьезными надеждами после успешных зимних тестов. Но есть весьма серьезные основания полагать, что в 2014-м ситуация будет принципиально иной, нежели годом ранее, когда гонщики команды также возглавляли протоколы предсезонных заездов.
Заполучить мотор Mercedes сейчас мечтают все, так что отказ от продолжения сотрудничества с грозной еще недавно Renault в пользу агрегатов с трёхлучевой звездой оказался для Гроува очень дальновидным шагом. Дизайн машины FW36 получился весьма эффективным, и пока что по обоим ключевым параметрам – скорости и надёжности – она опережает всех соперников.
В последние годы команде Фрэнка Уильямса пришлось пройти через множество перемен – пожалуй, их оказалось явно больше, чем нужно. Но теперь, под руководством Пэта Симондса, ситуация постепенно возвращается в верное русло. На примере Lotus хорошо было видно, что хорошо выстроенная и нацеленная на успех команда, где работают люди "с бензином в крови", способна многого достичь даже при ограниченных ресурсах.
У Williams явно тот же дух. Да и с финансами теперь, после подписания контракта с Martini, все обстоит куда лучше. Все это не может не сказаться на настроении в коллективе.
Пару пилотов и вовсе можно назвать классической. молодой и рвущийся наверх Валттери Боттас обладает несомненным потенциалом, тогда как опытному Фелипе Массе, имеющему за плечами немало побед, действительно есть, что доказывать.
Желание восстановить пошатнувшуюся репутацию означает, что у пилота, имеющего за плечами 11 лет выступлений, нет и толики усталости или самоудовлетворённости. Напротив, переход в Williams может вдохнуть в бразильца новую жизнь – при условии, конечно, что они с Боттасом научатся работать вместе ради общего блага.
№19 Фелипе Масса
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 3-й)
Поулы: 0 (л.р. - 2-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 112 (8-й; Ferrari)
После восьми сезонов в Ferrari переход в новую команду, похоже, придал бразильцу новых сил. Наверное, он уже никогда не сможет подойти к титулу так близко, как в 2008-м, но рабочая атмосфера легендарного британского коллектива, есть ощущение, отлично ему подходит.
Это же можно сказать и про темп машины FW36 с мотором Mercedes на предсезонных тестах. Именно Фелипе оказался самым быстрым по итогам восьми дней в Бахрейне.
«Williams – это команда, привыкшая сражаться. Причем не в хвосте пелотона, а в его лидирующей группе, – сказал сам Масса. – И именно по этой причине я испытываю, придя сюда, даже более позитивные эмоции, чем ожидал».
И все же, спор за победы в исполнении Фелипе едва ли станет реальностью, а вот немалые очки и отдельные подиумы в его исполнении более чем вероятны.
Единственное, что может помешать опытному гонщику реализовать себя – это присутствие в команде Валттери Боттаса, который молод, находится на хорошем счету и жаждет успеха. От того, кто окажется лучше в их соперничестве, для обоих зависит очень многое.
№77 Валттери Боттас
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 8-й)
Поулы: 0 (л.р. - 3-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 4 (17-й)
Валттери в силу ряда причин очень долго дожидаться этого момента – но теперь, когда Williams устремилась вперед, он как раз готов раскрыться и по-настоящему показать все, что может и умеет.
В 2012-м он несколько раз выезжал на машине Ф1 по пятницам, а годом позже, не привлекая особого внимания, получал важный опыт за рулем медленного автомобиля в хвосте пелотона. Теперь приготовления, похоже, завершены.
В прошлом сезоне Боттас стремился показать, что вне зависимости от результатов он умеет учиться, и теперь, когда сложный дебютный год уже позади, у него есть шанс доказать это утверждение на практике.
В 2014-м глобальная встряска Формулы 1 дает чемпиону GP3 шанс совершить настоящий прорыв и продемонстрировать всем, что он и впрямь настолько хорош, как говорят многие в команде.
Отличным ориентиром для него станет новый напарник Фелипе Масса. Соперничество с ним позволит ответить на вопрос, действительно ли финну по силам стать гоночной звездой первой величины. Но для этого потребуется опередить победителя 11 Гран При.
Предстоящий сезон открывает перед Marussia наилучшую возможность совершить тот шаг, о котором все говорят едва ли не с момента её дебюта: реально включиться в борьбу команд из середины пелотона.
Пока что подобные амбиции не удавалось реализовать никому из неофитов "призыва" 2010 года, которые так и не дождались обещанного Максом Мосле потолка бюджетов.
Но добиться поставленной (и очень значимой) цели можно только при одном важном условии: достаточной надёжности машины. MR03 за зиму проехала меньше всех, не считая Lotus [хотя Marussia участвовала в 10 тестовых днях, а не в 12, как остальные]. В сезоне, где для небольших команд простой финиш в гонке сам по себе в состоянии принести хороший результат, это не самое лучшее предзнаменование.
Новый мотор V6 от Ferrari, пусть и уступая Mercedes, уж точно превосходит Renault, если оценивать его заодно с компонентами силовой установки. Так что как минимум Marussia должна без труда удержаться впереди Caterham. Но очень может быть, особенно на старте кампании, что получится обогнать и кое-кого еще. Главное – обязательно доезжать до клетчатого флага.
№17 Жюль Бьянки
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 13-й)
Поулы: 0 (л.р. - 15-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 0 (19-й)
В последний момент попав в число участников чемпионата-2013, француз из молодёжной программы Ferrari удивил многих своей формой за рулем Marussia. В этом сезоне ему предстоит вести команду за собой в стремлении настичь группу середняков.
Учитывая разнообразные предсезонные проблемы с MR03, не позволившие проехать большую дистанцию, это будет не так просто. «Я солгу, сказав, что ни капельки не волнуюсь. В то же время, я преисполнен надеждами», – так охарактеризовал ситуацию Джон Бут по ходу тестов в Бахрейне.
Потому воспользоваться неудачами соперников – даже тех, кто использует моторы Renault – окажется нелегко. В такой ситуации Жюлю нужно настраиваться в точности так же, как и год назад: непременно опережать Макса Чилтона, помогать Marussia отстаивать свою десятую позицию от притязаний Caterham и рассчитывать, что в одной из команд посильнее появится вакансия.
№4 Макс Чилтон
Достижения в 2013-м
Победы: 0 (л.р. - 14-й)
Поулы: 0 (л.р. - 16-й)
Лучшие круги: 0
Очки: 0 (23-й)
В дебютном сезоне Чилтон смотрелся невыразительно на фоне своего напарника Бьянки. Впрочем, учитывая, сколь серьезный шаг ему пришлось делать, чтобы оказаться в Ф1, ничего удивительного тут нет.
Первые гонки не позволяли судить о реальных возможностях пилота, потому лучше всего оценивать его по прогрессу с течением времени. Британцу всего дважды удалось опередить товарища по команде в гонках, где финишировали оба (Италия и Сингапур) – показательно, что оба раза относятся ко второй половине года, когда Макс начал понемногу ощущать уверенность.
Если судить по достижениям в "младших" классах, Чилтона не отнесёшь к звёздам первой величины. Однако и ярлык ни на что не годного бизнес-драйвера на него навешивать ни в коем случае не стоит. Давайте вспомним выступления в GP2: дебютный сезон с Carlin закончился на 20-й позиции, но затем все пришло к двум победам и четвёртому итоговому месту.
Кроме того, гонщик почти не допускает ошибок – если, конечно, не вспоминать об эпизоде в Монако, когда он отправил Мальдонадо прямиком в ограждение. Но во втором сезоне ему нужно прибавлять. Если он сможет меньше уступать Бьянки и чаще обгонять его, задачу можно будет считать выполненной.
Позади четыре сезона и 77 Гран При – и каков же их итог?
Чтобы сохранить прописку в Ф1, у Caterham нет другого варианта, кроме как зарабатывать первые очки. В январе владелец команды Тони Фернандес высказался предельно конкретно: если и с четвертой попытки не получится избавиться от статуса записного аутсайдера, он проведет жесткую оптимизацию убыточных активов.
«Так и есть, – сказал бизнесмен. – Это последний шанс».
Хорошая новость состоит в том, что революционные правила открывают дополнительные возможности. Если прежде один-два схода за гонку были нормальным делом, теперь массовые отказы техники будут в порядке вещей, уж как минимум в стартовых Гран При. Говоря проще, достаточно будет просто финишировать.
Однако есть опасения, что Caterham окажется не под силу даже это – особенно если учесть масштабы зимних неприятностей Renault. Конечно, когда вы в одной лодке с Red Bull Racing, причина сложностей будет установлена предельно быстро. Но все же, для жизненно важной компании 2014 года сразу оказаться в статусе догоняющих – далеко не лучшее начало.
№10 Камуи Кобаяши
Достижения в 2013-м
Выступал в марафонском чемпионате мира WEC (7-й)
Многочисленные поклонники японского пилота пришли в экстаз, узнав о его возвращении в паддок. Вот только как поддерживать образ героя народных преданий за рулем машины, которая едва ли позволит часто напоминать о себе?
Это верно, у Caterham технических проблем на тестах было поменьше, чем у прочих клиентов Renault – но и признаков того, что по скорости команда в состоянии догнать тех, кто впереди, зимой мы не увидели. Героические маневры на торможении не столь ценятся, когда на кону 20-е место.
Само возвращение Камуи, нет сомнений, пойдёт на пользу Формуле 1, потому что он всегда нацелен на борьбу, а его слова по-прежнему расходятся на цитаты (хотя сентенцию о том, что в Мельбурне лучше выступать на технике GP2, не назовешь самой удачной с точки зрения команды). Думается, их схватки с Бьянки могут получиться на славу – если, конечно, Caterham и Marussia вновь будут одинаково быстры.
Главное же – не забывать, что Кобаяши смог не просто вернуться в Ф1, но и сделал это после выступлений за Ferrari в GT. И уже за одно это гонщик достоин уважения.
№9 Маркус Эрикссон
Достижения в 2013-м
Выступал в серии GP2 (6-й)
В списке достижений молодого шведа – два титула в молодёжных сериях и несколько побед в GP2. Однако переход в Ф1, да еще в такой момент – когда в условиях новых правил непросто приходится даже сильнейшим – говорит об очень сложном дебюте.
Главная опасность состоит в том, что крайне сложно произвести впечатление, находясь за рулем посредственной машины, которая не в состоянии даже изредка демонстрировать что-то серьезное. История Гидо ван дер Гарде в 2013-м тому примером.
Потому судить о том, что же представляет из себя Эрикссон, мы будем вовсе не по протоколам – все решится в их соперничестве с Камуи Кобаяши.
Японец станет для напарника серьезным ориентиром, что позволит делать первые выводы. Да, шансы откровенно невелики, но настоящий талант всегда сможет найти возможность заявить о себе.