Будущее автоспорта за беспилотниками?
Если не реагировать мгновенно, а немножко задуматься, беспилотные автомобили и автоспорт не так уж и несовместимы, как кажется на первый взгляд. По крайней мере, так считает Скотт Митчелл. Ознакомимся с его аргументами...
Совсем недавно и очень неожиданно для многих появилось сообщение о том, что гонкой поддержки Формулы E может стать серия с беспилотными машинами, и это известие вызвало огромный резонанс среди болельщиков автоспорта.
Что это? Очередной виток наступления новых технологий на пятки наших любимых гонок в чистом виде? Разумеется, многие с недоумением восприняли эту новость, но не стоит все закрашивать белым и черным, в этом вопросе есть масса полутонов…
В своей основе автоспорт - это соревнование моторизированных средств передвижения. И идея Roborace полностью соответствует этому постулату. Однако, конечно, она исключает непосредственное участие в гонках пилотов, что так привлекает зрителей.
В этом все дело, ведь правда?
Попробуйте публично озвучить хоть каплю негатива об Айртоне Сенне или Жиле Вильнёве, и вы тут же получите огромную массу критики в свой адрес. Исторически сложилось, что болельщики так или иначе отождествляли себя с гонщиком в кокпите, именно это трогало струны их души.
Однако, как недавно очень верно заметил в своей статье тренер Роб Уилсон, с годами все труднее становится ассоциировать достижения на трассе с конкретными пилотами, да и видно их за рулем машин все меньше и меньше.
Вспомните проведенный недавно опрос мнений болельщиков. В вопросе о том, кто является вашим любимым гонщиком, шестое место по популярности занял ответ "У меня нет фаворитов". В целом тенденция такова, что в современной Ф1 становится все меньше персональных болельщиков того или иного пилота.
А если сделать еще один шаг и задаться вопросом "А так ли важны гонщики для создания настоящего шоу на трассе..."?
Конечно, человеческий фактор всегда привлекал поклонников автоспорта. Но если взять, к примеру, симулятор iRacing, на котором проводят соревнования в онлайне, можно отметить, что эта дисциплина также не страдает от недостатка зрителей. Это, конечно, по сути, компьютерные игры, и до гонок поддержки Формулы Е им как до луны.
В привычном понимании лучшие пилоты в онлайне, конечно, не являются звездами автоспорта, но соревнования уровня Pro Race of Champions, NASCAR World Championship Series и Grand Prix World Championship Series собирают в прямом эфире порядка десяти тысяч зрителей, что превышает среднюю посещаемость туринговой гонки в Великобритании.
А в чем причина такой популярности? В том, что здесь не требуются огромные расходы, все могут попробовать, да и следить за гонками интересно. А не это ли цель автоспорта будущего?
Я отнюдь не говорю, что одушевленные пилоты - это пережиток прошлого. Более того, есть чемпионаты - к примеру, MotoGP или британский Туринг, где популярность абсолютно четко завязана на личности гонщика. К тому же, мне не нравится, когда говорят, что от пилотов уже почти ничего не зависит.
Но если взглянуть на долгосрочные перспективы автоспорта, можно предположить, что в будущем найдется место, и отнюдь не последнее, для беспилотных гонок. Так почему бы не обсудить такую перспективу уже сейчас?
Автоспорт в его нынешнем виде существует в своем отдельном мире, но было бы ошибочным предполагать, что он вечен. В конце концов, первое соревнование моторизированной техники было проведено всего 150 лет назад, тогда как гонки, какими бы они ни были - бег, езда на колесницах или в собачьей упряжке - существовали всегда.
Сейчас об этом страшно говорить, но, вполне вероятно, у автоспорта в его современном виде тоже есть свой срок годности. Однажды, хотите вы или нет, привычные гонки уйдут в прошлое, а на смену им придут беспилотные транспортные средства - и это будет нормой.
Означает ли это, что автоспорт постепенно отомрет? Возможно. Но обязательно ли это произойдет? Нет.
В конечном счете успех автоспорта тесно связан с его зависимостью и важностью для остального мира. И если на арены выйдут гонки беспилотных машин, эти взаимосвязи будут только усилены.
Процветание автоспорта целиком и полностью зависит от заинтересованности в нем крупных компаний. Но сегодня внимание корпораций привлекают лишь те виды деятельности, которые можно использовать в продвижении своих идей в реальный мир. Автопроизводителей гонки привлекают тем, что в них можно испытать новейшие технологии и даже слегка перейти грань, что, в свою очередь, интересно и зрителям.
Посмотрите, в каких гоночных сериях сегодня наибольшее представительство производителей. Формула 1, чемпионат мира по гонкам на выносливость и ралли. Именно в этих сериях технологии выводятся на новый виток развития и делают прорыв.
Интерес производителей меняется в зависимости от того, что большие автомобильные компании могут вынести для себя из автоспорта. Формула Е, к примеру, привлекает большой интерес в мире высоких технологий, и чем дольше будут проводиться эти соревнования, тем серьезнее будет заинтересованность со стороны известных производителей. Но электромобили - это лишь вершина айсберга.
Даже в обычных городских автомобилях с годами все больший упор делается на привлечение новых технологий к управлению транспортным средством. В Mercedes планируют в ближайшем будущем ввести в своих автомобилях интеллектуальную систему обгонов. В Nissan также смотрят в эту сторону. В конечном счете целью обоих автогигантов является создание полностью роботизированной машины. И это касается не только их - подобные заявления делали также в Jaguar и Tesla. Да что там говорить, если такая разработка уже есть у Google, хотя эта компания и не является автопроизводителем. По оценкам экспертов, первые автономные машины появятся на дорогах уже к 2020 году.
Так что привычный нам автомобиль меняется, и меняется очень стремительно. Постепенно он преображается в нечто такое, что не укладывается в рамки традиционного автоспорта.
Да, к Roborace есть немало вопросов относительно позиционирования таких гонок - даже больше, чем было пару лет назад к Формуле Е. Но я все чаще задумываюсь о том, будет ли интересовать болельщиков в будущем, кто и как именно управляет машиной, если на трассе будут происходить захватывающие события с обгонами на скорости за 300 км/ч.
Нет, речь идет не о Scalextric [детские гонки на машинках, движущихся по рельсам], как многие сегодня шутят, так как даже беспилотными автомобилями должен кто-то управлять. И все же я ловлю себя на мысли, что мне очень интересно было бы понаблюдать за тем, что будет происходить на трассе.
Но для настоящего соревнования техника управления такими машинами должна сделать еще огромный шаг вперед, а до того момента они будут лишь элементами шоу - пусть и в рамках гоночного уик-энда. Так что если вы придерживаетесь традиционных взглядов, спешу вас успокоить: в ближайшем будущем автоспорту точно ничто не угрожает.
Но чем больше инвестиций будут привлекать новые технологии, тем быстрее изменения коснутся мира автоспорта, и в умах людей укрепится мнение о том, что у привычных гонок может появиться амбициозный конкурент.
Ежегодно на дорогах по всему миру погибают более миллиона людей, так что заявления о том, что роботизированные транспортные средства представляют опасность для человека, я бы не стал рассматривать всерьез.
Более того, автоспорт мог бы взять на себя флагманскую роль в привлечении внимания к безопасности новых технологий в области беспилотных транспортных средств. Пусть Roborace и нельзя отнести к гонкам в чистом виде, но технологические достижения в этой отрасли не могут не заинтересовать автоспортивную общественность, которая всегда находилась в авангарде прогресса.
Мир меняется. И сейчас у автоспорта есть возможность повлиять на процесс эволюции, вместо того, чтобы сидеть и причитать о потенциальных последствиях.
Roborace ставит перед нами новые вопросы. И нельзя отказываться от ответов на них лишь потому, что это напоминает шаг в неизвестность...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько