Технический обзор шасси Haas VF-16
![](https://autosport.com.ru/files/styles/896x504/public/feature/2016/02/24/19c.jpg?itok=kAgZ1SZE)
Команда Haas F1 – не просто дебютант Больших Призов, а настоящий новатор в области использования регламента на список разрешенных для покупки деталей у сторонних производителей. Но это не означает, что шасси VF-16 получилось абсолютной копией машины Ferrari, считает технический эксперт AUTOSPORT Крэг Скарборо...
С учетом того, что Haas стала первой американской командой в Формуле 1 за последние 30 лет, ее дебют вызвал вполне ожидаемый ажиотаж.
Но истинным первопроходцем в гонках Гран При этот коллектив делает отнюдь не национальная принадлежность лицензии. Это первая команда, по максимуму использовавшая в проектировании своего шасси так называемый "список разрешенных покупных деталей", а собственных разработок у них оказалось ровно столько, чтобы считаться полноценным конструктором.
Таким образом, автомобиль с индексом VF-16 можно считать венцом технической мысли сразу трех компаний: Haas, Dallara и Ferrari. И все же новый коллектив лишь с большой натяжкой можно назвать второй командой Скудерии.
Что означает "список разрешенных деталей" на практике?
Следуя букве закона, команда Haas обязана была самостоятельно произвести монокок, носовой обтекатель, радиаторы и кузовные элементы, под которыми подразумеваются все детали обшивки машины, взаимодействующие с набегающим воздушным потоком, включая крылья, днище, диффузор и сотни мелких деталей.
В то же время Ferrari поставляет Haas не только свою силовую установку, систему рекуперации энергии и коробку передач, но и другие механические узлы: заднюю структуру безопасности и даже рулевое колесо.
Все эти компоненты Скудерия отдает Haas в виде сборочного плана, который команда осуществляет самостоятельно в Италии, где располагаются офисы Dallara.
Также известно, что американский коллектив использует аэродинамическую трубу Ferrari, при этом в продувке участвует их собственная 60-процентная модель шасси, которая в свободное от испытаний время хранится на базе Dallara.
Между отделами разработки двух команд нет никакой взаимосвязи, так что в Dallara производят шасси для Haas совершенно самостоятельно, хоть и заимствуют при этом некоторые идеи у старшего брата из Маранелло.
Структурная часть
Основные структуры носового обтекателя и монокока сильно отличаются от внешнего вида шасси Ferrari, хоть в их компоновке и используются некоторые детали из списка. Очевидно, что в области топливного бака и подвески сходства с автомобилем Скудерии избежать было сложно, поскольку здесь они работали сообща.
Что касается геометрии носового обтекателя, то в Haas предпочли использовать укороченную версию, построенную по подобию Mercedes. Также идеи чемпионской дружины были использованы при проектировании направляющих под обтекателем. А приличного размера выступ на носу явно хранит тайны S-воздуховода, что также роднит дебютантов с "Серебряными стрелами".
Большая часть деталей монокока регламентирована правилами, но в Haas решили отойти от идей Ferrari в области проектирования верхней дуги безопасности.
Основной воздухозаборник, находящийся над головой пилота, имеет характерный скос, а его передние опоры располагаются строго под впускным отверстием для охлаждения двигателя.
Уникальный дизайн получила и передняя часть монокока. Во время презентации было заметно, что новая разработка предполагает наличие S-воздуховода, но при этом выходные отверстия были прикрыты. Но уникальность идеи состоит в том, что проходящий сквозь обтекатель воздушный поток будет выбиваться наверх не через отверстия, прикрытые декоративной панелью, а именно в передней части монокока.
Haas – это новая команда, и в определенных областях шасси еще заметны реакционные решения. Так, например, в коллективе отказались от модной ныне идеи "нулевого размера" шасси и сделали расширение в задней части боковых понтонов, где они соединяются с выхлопной системой.
Кузовные элементы
Несмотря на то, что программа работы в аэродинамической трубе у Haas собственная и никак не пересекается с разработками Ferrari, определенные параллели в этой области все же есть.
Коллектив нанял большое количество опытных сотрудников из Италии, так что неудивительно, что многие из них раньше работали в Маранелло. И все же важно отметить, что между командами нет соглашений об аренде рабочей силы.
Вполне очевидно, что наемные работники будут в той или иной мере использовать концепции с предыдущего места работы, отсюда и некоторое сходство в подходах. В дальнейшем стоит ожидать расхождений в методологии между двумя коллективами.
Также нельзя не упомянуть, что разработки в тех областях, в которых Haas напоминает Ferrari, еще совсем недавно были переняты Скудерией у Mercedes. Так что об этом можно думать просто как о современных тенденциях в Ф1, а не о заимствовании разработок Ferrari со стороны Haas.
Что касается элементов кузова новой машины, здесь оказалось немало любопытных нюансов. Прорези в днище непосредственно перед задними колесами, вероятно, станут общим трендом для команд в этом году. И следование ему указывает на то, что у коллектива есть потенциал для того, чтобы бороться с середняками пелотона с самого старта сезона.
Последним дебютантам Ф1, включая HRT, Caterham и Manor, необходимо было потратить несколько лет, прежде чем начать перенимать разработки у конкурентов по пелотону.
Таким образом, можно предположить, что в Haas "перепрыгнули" эту фазу начального развития и сразу оптимизировали процесс разработки, в чем им помогло использование максимального количества деталей, произведенных на стороне.
Первые дни тестов для нового коллектива прошли довольно гладко, если не считать "детских болезней" с передним антикрылом, что редко увидишь даже в случае с первыми испытаниями машин больших команд.
Как только команда войдет во вторую стадию разработки, нацеленную на прогресс времен на круге, мы сможем понять, сработал ли их метод заимствования элементов у старших братьев.
Но на первый взгляд у Haas есть все шансы разом обойти всех аутсайдеров чемпионата и начать борьбу сразу в средней части пелотона...
Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько