Как Mercedes переиграла Red Bull Racing? Анализ Гран При Бахрейна
Red Bull умудрилась проиграть гонку в Сахире, обладая быстрейшей машиной. Причины поражения разбирает Марк Хьюз...
Разница в скорости
Квалификация Гран При Бахрейна подтвердила картину расстановки сил среди лидеров, которая сложилась после предсезонных тестов. Машина Red Bull Racing быстрее Mercedes проходила и скоростную связку пятого-шестого поворотов, и лучше смотрелась на сложном торможении на спуске в девятом-десятом повороте, была быстрее на прямых. В квалификации Макс Ферстаппен выиграл поул с отрывом 0,388 секунды от Льюиса Хэмилтона. А напарнику действующего чемпиона мира Валттери Боттасу голландец привез еще пару десятых.
Похоже, что новый аэродинамический регламент повлиял на концепцию машины Mercedes с низким рейком куда сильнее, чем на машину Red Bull Racing с высоким рейком. Дополнительное тому свидетельство – слабая скорость Aston Martin, чья машина «вдохновлена» концепцией «Серебряных стрел». Впрочем, не стоит недооценивать и прогресс мотористов Honda за зиму.
Борьба стратегов
Ни на одной другой трассе Формулы 1 нет такой высокой нагрузки на задние шины, как на Сахире. Частые разгоны, отсутствие длинных прямых для охлаждения, абразивный асфальт – сочетание этих факторов приводит к тому, что высокий уровень деградации шин становится определяющим элементом стратегии пит-стопов. Всё сводится к тому, чтобы оптимально распределить ресурс шин на гонку. И даже при тактике двух пит-стопов требуется бережно работать с шинами.
Red Bull Racing в этих условиях пришлось вдвойне тяжело, ведь Макс Ферстаппен боролся с двумя пилотами Mercedes в одиночку. Новый напарник голландца Серхио Перес не смог пройти в финальный сегмент квалификации и должен был стартовать 11-м. Но вместо этого Чеко начал гонку с пит-лейна после технических проблем на прогревочном круге. Да, Перес совершил великолепный прорыв и финишировал пятым, но помочь партнеру по команде в борьбе с пилотами Mercedes не смог.
Ведущий гонщик Mercedes Льюис Хэмилтон, шедший вторым, рано остановился на первый пит-стоп. Он ничем особо не рисковал, поскольку пилоты команд средней группы были далеко позади. Даже если бы тактика не сработала, то действующий чемпион все равно бы финишировал вторым.
Что представляла из себя эта смелая стратегия? Ранняя первая остановка должна была помочь Хэмилтону опередить Ферстаппена, лидировавшего со старта. Главная задача заключалась в том, чтобы растянуть по максимуму два следующих отрезка. И это на трассе, где шины на каждом круге стремительно теряют свою эффективность.
В Mercedes ждали появления в пелотоне удобного окна, чтобы Хэмилтон не оказался в трафике после выезда с пит-лейна. Также Льюису надо было держаться в пределах двух секунд от Ферстаппена. Это и стало залогом победы.
Окно появилось на 13-м круге. Хэмилтон получил шины Hard и начал сразу же атаковать, чтобы сократить отставание от Макса. В Red Bull Racing не отреагировали и упустили лидерство, так как на новых шинах Хэмилтон был на две секунды быстрее Ферстаппена на изношенном Medium. А на 16-м круге Mercedes позвала на пит-стоп и Боттаса. Ферстаппену грозила потеря еще одной позиции, команда отреагировала и позвала его на пит-стоп на 17-м круге, что было намного раньше идеального момента для смены шин.
Ферстаппен вернулся на новых шинах Medium примерно в 6,6 секундах позади Хэмилтона и принялся догонять его. На 28-м круге он был уже в 1,7 секунды позади пилота Mercedes. В конце круга Льюис свернул в боксы и перешел на шины Hard, на которых ему предстояло проехать полгонки. Льюису следовать быть очень аккуратным, ведь Ферстаппен в конце гонки должен был оказаться на более свежих шинах.
Но насколько более свежих? Вот тут в игру должен был вступить Боттас. На 30-м круге финн отправился на пит-стоп. Это заставило бы Red Bull Racing позвать на пит-стоп Ферстаппена, иначе был риск пропустить и второго пилота Mercedes. Таким образом, разница между шинами Льюиса и Макса составила бы максимум четыре круга. Да, темп все равно был бы ниже, но Ферстаппену тоже пришлось бы действовать с оглядкой на состояние шин.
Но восьмисекундная заминка с заменой правого переднего колеса на пит-стопе Боттаса перечеркнула весь замысел тактического штаба Mercedes. Теперь Ферстаппен мог придерживаться своей изначальной стратегии. Гонщик Red Bull Racing поехал на пит-стоп на 11 кругов позже Хэмилтона, на 39-м круге. В тот момент казалось, что Mercedes проиграла гонку. На более изношенных шинах Льюис выглядел хромой уткой.
После второго пит-стопа Ферстаппен вернулся на трассу в 8,8 секунды позади Хэмилтона. До финиша оставалось еще 17 кругов. Максу нужно было тщательно рассчитать момент начала атаки, чтобы убедиться, что он догонит Хэмилтона и при этом у него хватит шин, чтобы совершить обгон. С этой задачей пилот Red Bull Racing справился блестяще. В зоне DRS от гонщика Mercedes он оказался за четыре круга до конца гонки.
Решение Макса о выборе времени и места для атаки было смелым: он воспользовался внешней траекторией в четвертом повороте. Льюис как раз немного замешкался, обгоняя на круг Антонио Джовинацци. Но Ферстаппен не смог удержать машину на трассе и совершил обгон за пределами трассы. Моментально последовала реакция дирекции гонки, и пилот Red Bull Racing вынужден был вернуть позицию через несколько поворотов. Когда он в 13-м повороте попытался атаковать вновь, то возникла недостаточная поворачиваемость, машина заскользила. Это свидетельствовало о том, что шин у него больше не осталось. Возможности атаковать больше не было, и Льюис, который пилотировал безошибочно, довел дело до победы.
Перевел и адаптировал материал: Александр Евграфов