Макса полюбили, Льюиса возненавидели? Читательские рейтинги за 4 года
Вот уже четыре года читатели нашего сайта выставляют после гонок свои оценки пилотам – иногда взвешенные, иногда эмоциональные. Сегодня мы подведем итоги этих лет и посмотрим, как изменилось ваше отношение к гонщикам Формулы 1...
Чемпионом мира в этом году впервые в своей карьере стал гонщик Red Bull Racing Макс Ферстаппен, а триумфатор последних лет Льюис Хэмилтон из Mercedes остался вторым. Вы, конечно, внимательно следили за этим упорным противостоянием на протяжении всего года и ставили оценки гонщикам, тем самым высказывая свое отношение к происходящему.
В конце прошлого года мы подводили итоги читательских рейтингов, сравнивая ваши оценки по каждому гонщику с оценками иностранного эксперта. В этот раз мы решили изменить тактику и построили свои итоговые подсчеты исключительно на ваших оценках. При этом мы провели два вида анализа: во-первых, сравнили читательские рейтинги пилотов в течение года попарно, а во-вторых, посмотрели, как изменились ваши средние оценки за четыре года по каждому пилоту. Таким образом, мы узнали, как менялись с годами ваши оценки и отношение к гонщикам Формулы 1, что привело нас к очень интересным выводам.
Но начнем со сравнения главных действующих героев сезона – Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона.
Макс Ферстаппен vs Льюис Хэмилтон
Посмотрите на график. На горизонтальной оси этапы сезона, на вертикальной – оценки. Первые несколько гонок чемпионата шли ровно, явного фаворита читательский рейтинг не выявлял. Но уже начиная с Гран При Монако оценки Льюиса резко упали и вплоть до Бразилии в конце сезона британец не мог дотянуться до своего соперника, который за это время несколько раз брал высшие баллы, показывая свой максимум. Концовка сезона прошла довольно ровно по оценкам, но в целом Льюис сильно уступил Максу в нашем рейтинге. Средний балл Ферстаппена за сезон – 9,1. Это рекорд читательских рейтингов. У Хэмилтона – всего 7,6, он уступил даже Ландо Норрису.
Валттери Боттас vs Серхио Перес
А что там оруженосцы Макса и Льюиса? Как вы оценили сезон Валттери Боттаса и Серхио Переса? Взгляните на приведенный график. Как видите, у мексиканца было меньше перепадов, тогда как финна «колбасило» в течение всего чемпионата, – в результате его график оказался похож на кремлевскую стену. Ну и завершил сезон Перес за здравие, а Боттас – за упокой. Средний балл Переса – 7, а Боттаса – 6.
Mercedes: Льюис Хэмилтон vs Валттери Боттас
Теперь обратимся к внутрикомандным дуэлям и посмотрим, как распределялись ваши оценки по сезону для напарников. Начнем с обладателей Кубка конструкторов – команды Mercedes. Начал Хэмилтон очень резво, что видно на графике. Но середину сезона, как это ни удивительно, действующий на тот момент чемпион мира провел, по вашему мнению, примерно на одном уровне с напарником. В конце года, когда пошла чемпионская мясорубка, Льюис снова вырвался вперед по оценкам. В результате 7,6 против 6.
Red Bull Racing: Макс Ферстаппен vs Серхио Перес
Что касается команды RBR, то здесь, судя по диаграмме, лидер виден невооруженным взглядом. Лишь дважды за сезон Перес превосходил Ферстаппена по оценкам, и то на полбалла – в Баку и Стамбуле. Все остальное время Макс был на голову выше, и наши читатели это признали.
Ferrari: Шарль Леклер vs Карлос Сайнс
На представленном графике для Ferrari видно, что Шарль Леклер начал сезон гораздо сильнее Карлоса Сайнса, что нашло отражение в ваших оценках. Но испанец очень быстро освоился и дальнейшую часть чемпионата провел примерно на одном уровне с монегаском, вокруг которого фактически пытается строиться команда. В последних двух гонках сезона Карлос получил более высокие оценки от вас, чем Шарль. Это неплохое подспорье перед следующим годом. Средний балл Леклера за сезон – 7,5, Сайнса – 7,4. Это самая плотная внутрикомандная борьба.
McLaren: Даниэль Риккардо vs Ландо Норрис
В McLaren вы на протяжении большей части гонок чемпионата отдавали предпочтение более юному Ландо Норрису, особенно заметно это по началу чемпионата, когда Даниэль Риккардо отчаянно боролся с неизвестными проблемами. Концовку сезона австралиец провел уже более ровно, несколько раз опередив напарника по оценкам в ваших рейтингах. Но общий тренд был в пользу британца. Результат за сезон – 7,8 у Норриса и только 6,6 у Риккардо.
Alpine: Фернандо Алонсо vs Эстебан Окон
Первые три гонки сезона молодой Окон не уступал в рейтинге опытному Алонсо, но следующие пять этапов испанец провел гораздо лучше напарника. Завершил чемпионат Алонсо также на высокой ноте. Итог – 7,4 у Фернандо и 6,6 у Эстебана.
AlphaTauri: Пьер Гасли vs Юки Цунода
В этой паре пилотов многие ожидали разгрома. Так оно, по сути, и вышло. Опытный Пьер Гасли, имеющий опыт выступлений за топ-команду, не оставил от Юки Цуноды камня на камне, и это не могло ускользнуть от вашего взгляда. Своими оценками вы подтвердили превосходство француза – 7,3 против 5,1. Зато в первой и последней гонках сезона японец оказался выше француза.
Aston Martin: Себастьян Феттель vs Лэнс Стролл
В этой паре пилотов можно отметить несколько положительных выбросов от опытного Себастьяна Феттеля – в Монако, Баку и Венгрии. По сути, только за счет этих гонок немец и вышел победителем в вашем рейтинге по итогам года, – всё остальное время гонщики Aston Martin шли почти вровень. Итог – 6,6 у Феттеля и 6,2 у Стролла.
Williams: Джордж Рассел vs Николас Латифи
В дуэте Рассел/Латифи вы почти всегда отдавали предпочтение британцу, канадец оказался выше всего два раза – в Венгрии и Абу-Даби. В остальном было такое ровное превосходство Рассела, которое под конец чемпионата даже снизилось – таких гигантских отрывов, как в Бахрейне и Австрии, между напарниками уже не было. Итог – 6,9 на 5,7.
Alfa Romeo: Кими Райкконен vs Антонио Джовинацци
Пара пилотов Alfa Romeo на протяжении сезона воспринималась вами примерно одинаково – с небольшим превосходством опытного Кими Райкконена. Ну а итоговый счет 6,7 на 6,1 был бы меньше, если бы вы не наградили уходящего из Формулы 1 Кими высшим баллом в Абу-Даби на прощание.
Haas: Никита Мазепин vs Мик Шумахер
В начале сезона наши читатели практически отказывались признавать присутствие в Формуле 1 своего соотечественника Никиты Мазепина, выставляя ему оценки от 1 до 3 из 10. Однако уже в Монако россиянин впервые опередил в рейтинге напарника Мика Шумахера, и после этого борьба за ваши оценки между пилотами Haas шла более или менее на равных. Итоговый счет по средним оценкам составил 5,6 на 4,6 в пользу немца.
Динамика оценок за четыре года
Теперь давайте проведем еще один любопытный анализ, в котором посмотрим, как менялось ваше восприятие гонщиков на протяжении четырех лет, в течение которых мы проводим наши традиционные опросы.
Здесь мы берем в расчет только средние баллы пилотов (на вертикальной оси) и расписываем их по годам (на горизонтальной оси). При этом гонщики за эти годы могли менять команды, что также могло отразиться на их рейтингах. Так или иначе, это оказалось очень интересно.
Динамика оценок по всем гонщикам
Для начала посмотрим динамику оценок по всем пилотам, а затем разложим их на подгруппы, чтобы было лучше видно, как изменялись ваши оценки.
На общей картине по всем гонщикам мне лично бросается в глаза потрясающая динамика читательских оценок Макса Ферстаппена – по итогам сезона-2018 вы поставили голландцу средний балл всего 7,2, годом позже рейтинг подскочил до 8, а в этом году достиг гроссмейстерской отметки в 9,1! Напишите в комментариях, что заставило вас изменить мнение о Ферстаппене за эти годы.
Также хорошо заметно резкое падение рейтинга Льюиса Хэмилтона за один последний год – с 8,7 до 7,6! Что стало причиной такого стремительного развития неприятия британца?
Ну и в целом хорошо заметно, насколько выше оказалась итоговая отметка Макса – 9,1, тогда как у его ближайшего преследователя Ландо Норриса – только 7,8!
Теперь давайте разобьем пилотов на группы, чтобы вы могли лучше разглядеть тенденции читательского рейтинга за четыре года.
В первую группу мы отрядили пилотов, ныне выступающих за три топ-команды. Про Ферстаппена и Хэмилтона мы уже сказали. Также здесь можно отметить сильное падение рейтинга Валттери Боттаса, стабильность Сайнса и противофазные взлеты и падения Переса и Леклера.
Во второй группе пилотов заметен постепенный рост оценок Ландо Норриса, для которого этот сезон лишь третий. Пьер Гасли также поднялся с шестерок до приличной оценки 7,3. А Себастьян Феттель после резкого падения в 2019-м и 2020-м показал приличный рост.
В третьей группе бросается в глаза постепенное падение рейтингов Кими Райкконена, для которого минувший сезон стал последним в карьере. Что касается Даниэля Риккардо, то после взлета рейтинга в 2020 году в составе Renault показатели австралийца снизились в этом году – ему действительно непросто пришлось в составе поднимающейся команды McLaren.
Совсем скоро уже стартует очередной сезон Формулы 1! Продолжайте выставлять оценки пилотам на нашем сайте, для нас это некий пульс происходящего в Больших Призах. Это важный момент, позволяющий понять, как меняется отношение наших читателей к происходящему в гонках Гран При!
Собрал данные и провел сравнительный анализ Александр Гинько.